Мыльные оперы против телеповестей
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мыльные оперы против телеповестей


Вы знаете, почему телевизионные сериалы называют «мыльными операми»? Наверное, из-за затянутости и напыщенности сюжета – будет ваш ответ, и будете  абсолютно… неправы. Вопрос задает и отвечает на него звукорежиссер Курского кинофонда, дипломированный учитель музыки Александр Страхов:    
– Этот термин появился благодаря американскому продюсеру Дэвиду Льюису. Это он, еще на заре телевидения, придумал формат «длинного кино», а его спонсорами выступили компании производители мыла – Procter&Gamble, Colgate-Palmolive и Lever Brothers.
Это сегодня телесериалами никого не удивишь. Более того, многие зрители с удовольствием бы проголосовали за то, чтобы таковых «шедевров» на телеэкранах стало меньше. А вот 30 лет назад, когда в эфир попали «Спрут», «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара» и «Богатые тоже плачут», улицы городов пустели, а любимой дворовой забавой пост-советской детворы стала игра «в комиссара Каттани». Культовый анекдот того времени звучал примерно так: «Хочу уехать в Санта-Барбару, потому что я там всех знаю». А дачные участки наши соотечественники поголовно стали называть фазендами.
А меж тем в Советском Союзе уже с начала 1970-х   существовали подобные телевизионные проекты, правда, назывались они по-другому – многосерийные телевизионные художественные фильмы. И первым из них стал «День за днем», 1971 года, режиссера Всеволода Шиловского. Идея создания принадлежит легендарному Михаилу Анчарову – военному переводчику, художнику, писателю и даже первому советскому барду. Кстати, его своим учителем называли Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Сразу после войны Михаила Анчарова, выпускника военного института переводчиков, на несколько лет направили в Японию, где он увидел первые телевизионные сериалы. А много лет спустя, когда советское телевидение вышло на приемлемый технический уровень, предложил подобную постановку и для нашего зрителя. С высоты сегодняшнего дня телефильм «День за днем», конечно же, кажется наивным. Но, тогда, в начале 1970-х, так же пустели дворы, а так как телевизоры были далеко не у всех, на квартирные просмотры собиралось по несколько семей.
В центре сюжета – обычная московская коммунальная квартира и ее обитатели: прожившие вместе много лет и ставшие почти родными семьи Якушевых и Баныкиных. Скоро их дом пойдет под снос и всем предстоит переселение в отдельные благоустроенные квартиры. И за этим по-булгаковски квартирным вопросом герои ругаются, мирятся, строят карьеру, а также размышляют о вечных ценностях.
Всего вышло две части телефильма, как бы сказали теперь – два сезона. Было снято 17 серий: девять в первой части и восемь во второй, то есть это самый длинный телефильм того времени. Но ценно другое. В проекте были заняты 144 артиста из 11 московских театров! И среди них настоящие звезды эпохи: Алексей Грибов, Нина Сазонова, Людмила Антонюк, Вячеслав Невинный, Надежда Федосова, Ангелина Степанова, Евгения Ханаева, Евгений Лазарев.
Ну и, конечно же, не могу не сказать о музыке в кино. Подействовало золотое правило – музыка сошла с экрана и пошла в народ. Всего в фильме – 27 музыкальных номеров, как инструментальных, так и песенных, а сочинил музыку замечательный композитор Илья Катаев. В картине поют не только киноактеры – Валентин Никулин и Нина Сазонова, но еще и приглашенные эстрадные певцы: как уже знаменитые Эмиль Горовец, Владимир Трошин и Владимир Макаров, так и еще тогда молодые Валентина Толкунова и Лев Лещенко.
В 1974 году фирмой «Мелодия»   выпущены две пластинки с музыкой и песнями из телефильма. А песня «Стою на полустаночке», исполненная Ниной Сазоновой и перепетая Валентиной Толкуновой, на следующие 20 лет стала главным застольным хитом рядовых советских граждан. Все 17 серий  фильма «День за днем» доступны на любом видеоресурсе. Рекомендую к просмотру!»
  • Комментарии
Загрузка комментариев...