Не опоздать на целую Победу...
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Кто не помнит трогательного Паровозика на станции с прекрасно-беззащитным названием Ромашково? «Железяка» с голоском Клары Румяновой научила миллионы детей тому, что надо дорожить каждым мгновением жизни.    
Истину эту выстрадал на фронте и в госпиталях режиссер мультфильма Владимир Дегтярев. Мультики он, правша, создал левой рукой – единственной уцелевшей на войне… И такие отважные защитники Родины, зачастую вернувшиеся инвалидами, создали лучшие творения студии «Союзмультфильм». В Год памяти и славы, в год 75-летия Победы, в преддверии V фестиваля российской анимации имени Бориса Дежкина Курский облкиновидеофонд вместе с «ГИ» вспоминают мультипликаторов-воинов.
Правильно жили
«Созданием картины «Храбрый Пак» руководит вместе с Евгением Райковским молодой талантливый режиссер Владимир Дегтярев, – писал всесоюзный журнал «Смена» в июне 1953 года. – В студию он пришел сравнительно недавно – в 1948 году, – но уже завоевал прочный авторитет. Любовь к изобразительному искусству привела его в художественное училище. Но продолжать образование не пришлось: началась война. На фронте Дегтярев потерял правую руку. Казалось бы, рухнули все мечты. Но любовь к творчеству, к делу, которому Владимир решил посвятить жизнь, одержала победу».
Сам Владимир Дмитриевич признавался: «Я больше всего люблю делать фильмы для детей. Мне кажется, что язык кукол доступен и близок малышам. И хотя сейчас кукольные фильмы все больше и больше завоевывают симпатии взрослого зрителя, я по-прежнему остаюсь верным детям». К сожалению, фронтовые лишения привели к тому, что фронтовик ушел из жизни всего в 58 лет, на пике творческой мощи: каждая новая картина выходила столь же яркой и неожиданной, как и предыдущая.
«Много и упорно трудится над изобразительным решением картины молодой художник Александр Винокуров, – продолжала рассказ «Смена» все о том же «Храбром Паке». –  Он так же, как и Дегтярев, окончил ВГИК, участвовал в создании фильмов «Желтый аист» и «Аленький цветочек». Обладая богатой фантазией и мастерством художника, Винокуров быстро вошел в ряды ведущих работников».
А вот о том, что у перспективного сотрудника не было глаза, журнал, только что упомянув о потерянной руке Дегтярева, уже не стал говорить. Две фронтовых инвалидности в одном материале, – по тогдашним меркам уже рискованный «натурализм», а то и «очернительство»…
Александра Винокурова каждый ребенок вспомнит хотя бы по «Маугли»: даже «диснеевским старикам» оказалось не по силам достойно конкурировать с советским шедевром (американская «Книга джунглей», по оценке и критиков, и зрителей, с нашей экранизацией сказки Киплинга несопоставима)
«Винокуров был прирожденный живописец. Писал этюды и щедро их раздаривал», – вспоминала мультипликатор Лана Азарх. В ряде проектов Александр Васильевич трудился под руководством Бориса Дежкина. Борис Петрович также потерял глаз во время войны – от немецкой бомбардировки Москвы. И вот однажды, когда работники «Союзмультфильма» втроем (третьим был еще один любимец студии Борис Бутаков, выживший после пулевого ранения в голову) вышли на Каляевскую, встреченная старушка боязливо спросила: «Милки,  а что, сапожную будку закрыли?» (печальная примета времени: среди сапожников в послевоенной столице было особенно много инвалидов…).
На некоторых картинах Бориса Петровича трудился еще один храбрый фронтовик Светозар Русаков. С начала войны Светозар Кузьмич ушел на строительство оборонительных сооружений под Смоленском, получил ранение и контузию. Его эвакуировали в Новосибирск, где, еще не успев восстановить здоровье, молодой человек работал в «Окнах ТАСС».
«Стояла очередь, но какой-то парень пытался пролезть вперед, – рассказывала дочь художника. – Светозар подошел к нему и сказал: «Джентльмен, куда же вы без очереди?», а тот не знал слова «джентльмен» и стал возмущаться: «Как ты меня назвал?!». В 1969-м этот человек, нарисованный по памяти, пригодился для эскиза Волка в сериале «Ну, погоди!».
А молодой художник из военкомата шагнул на передовую – разведчиком. После боев за деревни Варвеген, Грюнвизе, Варникам и станцию Гросс Хопенбрух с 1 по 27 марта 1945 года отважного бойца истребительно-противотанкового дивизиона представили к ордену Славы III степени. Другие награды Светозара Русакова – медали «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Праги», а на 40-летие Победы его отметили орденом Отечественной войны I степени.

«Ведь со мною плохи шутки…»
«С детства, с тех пор как я себя помню, я был ущербным. Я понял это по глазам моей матери, по ее вздохам, по взгляду, устремленному на мою левую ногу… (вследствие неудачного укола развился неврологический синдром – парез). О Боже, почему мы стесняемся того, в чем нет нашей вины? И сейчас мы стесняемся потребовать удостоверение об участии в Великой Отечественной войне, куда мы пошли добровольцами в народное ополчение», – вспоминал Евгений Мигунов.
Как мультипликатор, он снял не очень много фильмов, но по праву считается не только королем книжной графики, но и одним из «столпов» отечественной анимации. Например, Мигунов снял первый фильм на кукольном объединении «Союзмультфильма» (которое с него и началось), придумав с нуля множество методов. И сегодня приятно посмотреть на Карандаша и Кляксу – веселых охотников. Помните песенку, исполненную необычным «кукольным» голосом (кстати, озвучил героя опять же Мигунов): «Берегитесь, гуси-утки, ведь со мною плохи шутки!». Эти слова будущий мультипликатор, всего за несколько лет до съемок сюжета о незадачливом стрелке, адресовал фрицам, вплотную подошедшим к Москве.
Евгений Тихонович пешком шел от военкомата прямо на линию фронта, а навстречу… «В абсолютной и поэтому страшной тишине, быстрым шагом, как-то прячась под деревьями бульвара, шла очень длинная колонна людей по четыре в ряд. Песочно-пыльная, с белыми и красными пятнами (потом я увидел, что это кровь), опираясь друг на друга и на костыли и клюшки, колонна легкораненых, в подштанниках и шинелях внакидку, «драпала» по бульвару. Скорее всего, за недостатком транспорта эшелон с ранеными, прибывшими в Москву, переправлялся в госпиталь у Яузских ворот своим ходом. Я был потрясен близостью фронта и смерти. Казалось, что немцы уже в Москве – настолько свеженькое доказательство ковыляло мимо», – вспоминал будущий художник. Вместе с еще одним замечательным мультипликатором Анатолием Сазоновым Мигунов служил пулеметчиком в 38-м стрелковом полку 13-й стрелковой Ростокинской дивизии.
Уже в 1946 году художник нарисовал героев «Песенки радости» – первой союзмультфильмовской картины, получившей награду на международном кинофестивале (бронзовая медаль и премия «За человечность» на VIII МКФ в Венеции). А режиссером этого фильма был еще один фронтовик Мстислав Пащенко. «Сдержанный, доброжелательный, интеллигентный», по воспоминаниям Ланы Азарх, он не стал говорить в военкомате, что повестку ему прислали по ошибке, ведь он был полностью негоден к службе из-за ряда тяжелых болезней. Ушел на фронт и оставался на передовой до тяжелой контузии.
Вернувшись в Ленинград, нашел в почтовом ящике на канале Грибоедова похоронку на самого себя, а на разрушенном бомбежками «Ленфильме» – руины мультипликационного цеха, где погибла и его неоконченная работа. Так что «Песенку радости» пришлось делать с нуля… Потом были «Машенькин концерт», «Лесные путешественники», «Непослушный котенок», «Необыкновенный матч», «Старые знакомые», – в том числе вместе с Борисом Дежкиным. А «Чиполлино» Борис Петрович снимал по сценарию Мстислава Сергеевича уже один: товарищ ушел из жизни в 57 лет от болезней и фронтовых лишений…
Много фильмов, любимых детьми и взрослыми, снял Иван Семенович Аксенчук. Один из них называется «Как грибы с горохом воевали». Сам же красноармеец воевал вот как (из наградного листа на орден Славы III степени): «Принял активное участие в отражении контратаки пехоты и танков противника на западном берегу реки Одер 16 февраля 1945 года, пренебрегая опасностью, вел огонь из своего оружия и забрасывал гранатами немецких солдат, лично из своего оружия уничтожил до 10 солдат противника и прочно удержал занимаемый рубеж. В этом бою тов. Аксенчук был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь».
Как подсчитал шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, на киностудии трудились семь десятков фронтовиков, например, старший лейтенант Лев Константинович Атаманов («Снежная королева», «Аленький цветочек», «Котенок по имени Гав»); старший сержант Роман Абелевич Качанов («Варежка», «Крокодил Гена», «Тайна третьей планеты»); лейтенант Федор Савельевич Хитрук («История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух»); рядовой Ефим Абрамович Гамбург («Шпионские страсти», «Голубой щенок», «Пес в сапогах»); рядовой Витольд Янович Бордзиловский («Орленок», «Утенок, который не умел играть в футбол», «Дед Мороз и Серый волк»); сержант Михаил Абрамович Каменецкий («Чьи в лесу шишки?», «Боцман и попугай», «Волк и теленок»); лейтенант Анатолий Михайлович Савченко («Вовка в Тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон», «Возвращение блудного попугая») и многие другие мастера.
А завершим рассказ словами Юрия Александровича Прыткова: «Я ведь в армии семь лет оттрубил, включая войну, и все эти семь лет меня учили убивать. Когда я вернулся домой, то ничего больше не умел и не знал. Слава Богу, подвернулась студия. Так что первое мое везение – то, что на войне уцелел, а второе – что оказался в мультипликации. Я счастливый человек».
Материалы рубрики подготовлены
Павлом РЫЖКОВЫМ и Оксаной САНИЦКОЙ.
Фото предоставлены Курским областным киновидеофондом.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...