«Дорога жизни» и другие маршруты курян
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Курский музей автомобильного транспорта воспитал несколько поколений профессионалов важнейшей отрасли экономики. Но пока не относится к самым популярным среди туристов достопримечательностям. А ведь здесь встречаются очень любопытные экспонаты.    
Новую жизнь музею дал Юго-Западный государственный университет. Всегда готова поделиться с посетителями увлекательными историями из «жизни» местных средств передвижения Любовь Кузнецова – доцент кафедры автомобилей, транспортных систем и процессов.
Экспозиция и фонд берут начало в неблизком уже 1990 году, инициатива исходила из авторитетного предприятия ПОГА-1. Реликвии собраны со всех эпох, начиная с появления первых авто в Курске, и занимают два этажа здания на улице Еремина.
Большой раздел посвящен важной теме – роли советского автотранспорта в Великой Отечественной войне. Между прочим, самая грозная машина Второй мировой, реактивная установка «Катюша», была сконструирована в том числе курянином Борисом Петропавловским. Участвовала группа земляков и в перевозках людей и грузов между блокадным Ленинградом и «Большой землей» по «Дороге жизни», по льду Ладожского озера, под немецкими бомбами. В кабине грузовичка-полуторки были сняты дверцы, чтобы успеть покинуть его при налете или попадании в полынью. Более 1000 автомобилей не завершили рейс, спасая город-герой. Этот раздел музея – самый пополняемый со стороны курян: многие приносят реликвии, связанные с дедами-прадедами, например, гимнастерки с орденами.
Не обошли вниманием шофера одного из курских автопредприятий, чье имя встретишь во всех военных хрониках, – Герой Советского Союза Константин Ольшанский, командир невероятного десанта из 68 морских пехотинцев, столь малым числом вернувших свободу городу Николаеву. В 1980-е  славное имя носил один из пассажирских автобусов по маршруту №19, чей путь пролегал близ улицы, также названной в честь Ольшанского. А два экземпляра из музейного собрания – та самая полуторка ГАЗ-ММ и поставлявшийся по ленд-лизу американский внедорожник «Виллис» – с помощью автомехаников готовятся к участию в шествии «Бессмертный полк», которое, как надеются россияне, в этом году состоится 9 мая в традиционной форме.
– Машины действительно на ходу, и заводятся, и едут, – с гордостью рассказывает специалист музея и кафедры.
Что касается «Виллиса», то его хозяин, почтенный ветеран, согласился обменять раритет на «Москвич». Кстати, по соседству красуется и почти исчезнувший с лица земли представитель этого семейства завода АЗЛК – «Москвич» 401-й модели. А вот гоночный карт – в этом виде машин именно куряне стали первопроходцами во всесоюзном масштабе. Не столь уж часто можно увидеть ныне, даже в музеях, и простонародную «Копейку», то есть «Жигули» первой модели.
Представлена в музее и история общественного транспорта города. Первые два пассажирских автобуса отечественного производства областной центр получил в 1934 году. К 15 ноября открылось движение от Красной площади до железнодорожного вокзала. По состоянию на начало 1938-го городские автобусы перевезли 118,4 тысячи пассажиров, год спустя – уже 159,4 тысячи, столько же к 1940-му.
Вот объявление о схеме автобусного движения по послевоенному Курску, с трудом встающего из руин: от «Дзержинских шпилей» (то есть от площади Дзержинского) до вокзала в Ямской слободе и до кирпичного завода (то есть почти до теперешнего поселка Северный), от Барнышевской площади до Рышково…
Здесь же собраны сотни увесистых папок с документами на тему автотранспорта, которые изучают студенты ЮЗГУ. Многие модели, украшающие витрины, смастерили по старинным чертежам молодые энтузиасты – завтрашние работники транспорта.
Павел РЫЖКОВ.
Фото с nordroden.livejournal.com.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...