Вадим Абдрашитов: «Мне интересно, когда трудно»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Вадим Абдрашитов: «Мне интересно, когда трудно»


Кинофестиваль «Сталкер» полюбился зрителям края с первого же показа в конце 90-х благодаря просветительской деятельности Курского кинофонда и его руководителя, подвижника культуры Сергея Малютина.    
Знакомство с каждой фестивальной программой – не досуг с пресловутым попкорном, а серьезная работа ума и сердца. А еще – радость личных встреч с замечательными мастерами: актерами, сценаристами, режиссерами. Так, кульминацией нынешнего фестиваля стали выступления и интервью одного из мэтров отечественного кинематографа, народного артиста России, лауреата Государственных премий Вадима АБДРАШИТОВА.
Даже просторный холл гостиницы «Октябрьская» с трудом вместил журналистов местных СМИ, стремящихся задать вопросы почтенному гостю. В начале диалога Вадим Юсупович посетовал, что второе высшее образование больше не является бесплатным и, как следствие, учиться профессии режиссера чаще всего приходят вчерашние школьники без малейшего жизненного опыта. Досталось от профессионала и самой сегодняшней «цензуре рубля или доллара», которая, по убеждению ветерана кино, куда страшнее былой цензуры худсоветов.
– Вадим Юсупович, так госзаказ в советском кино, по-вашему, был злом или благом?
– Смотря в чьих руках была работа над картиной, например, по госзаказу Юрий Николаевич Озеров снял эпопею «Освобождение». Теперь, когда «Мосфильм» отреставрировал все серии, обязательно пересмотрите, – это просто фантастика, причем снято без всяких компьютеров!
– Но, с другой стороны, тем же Озеровым сняты «Солдаты свободы» о будущих генеральных секретарях компартий из стран соцлагеря? Это же, с точки зрения искусства, просто караул!..
– Да, было много «заказухи» в угоду историческому моменту. Но большевики со своими представлениями о цензуре сегодня воспринимаются мною, да и не только мною, просто как безобидные детсадовцы. Конечно, в советское время были обидные явления, чего стоит хотя бы идиотская история с «Агонией», которую десять лет не выпускали на экран. Мучили Киру Муратову. Но сегодня у нас цензура рубля. Или доллара… Это гораздо страшнее, циничнее. Режиссерам говорят: «А это что за актер у вас играет? Замените!» «Да ведь он восходящая звезда!» «Нет, нам нужно другое лицо, медийное. И переснимите ваш трагический финал, ведь зрителю нужен хэппи-энд…». Вы все здесь знакомы с моими картинами, скажите: можно ли было бы такие фильмы снять в наши дни? Конечно, нет. Хотя у меня ни одну ленту не принимали гладко, за «Охоту на лис» вообще был уволен с «Мосфильма». Правда, всего на два дня, но была со мной такая экзекуция.
– За что?!
– Не согласился с поправками, которые калечили картину. Но благодаря тому, что тогда существовал «зазор» между киностудией и союзным Госкино, и наш фильм понравился руководителю Госкино Филиппу Ермашу, его приняли. Только один эпизод пришлось убрать.
– Невозможно не вспомнить актеров, снимавшихся в ваших фильмах и до обидного рано ушедших из жизни. Как пел Владимир Высоцкий (которого тоже видим в вашей дебютной короткометражке): «С кем в разведку идти? Где Борисов? Где Леонов?..». Вашим «талисманом» всегда был Олег Иванович Борисов. И удивительно, что одну из первых ролей в кино сыграл в 1959 году буквально здесь за углом в траншее на улице Гоголя, в работе тогдашних выпускников ВГИКа Андрея Тарковского и Александра Гордона.
–  Олег Борисов –  гений русской сцены, русского кинематографа, человек особой природы. Больше не встречал таких. Но, к сожалению, актер катастрофически мало сделал, совершенно не реализовался пропорционально таланту. Впрочем, он и сам тщательно отбирал сценарии, не снимался во всякой ерунде.
–  Фестиваль «Сталкер» подарил курянам и возможность побеседовать с вашим соавтором, замечательным сценаристом Александром Миндадзе. Как сложился уникальный дуэт?
–  Так получилось, что окончил ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на год раньше, чем предполагалось. Защитился досрочно не дипломной, а курсовой работой –  40-минутной сатирической комедией «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина. И она хорошо прошла на ВГИКовском фестивале, еще где-то показывали, в домах творчества, ее увидело много зрителей. Педагоги мне сказали: «Приходи на «Мосфильм» и уже работай». Что и было сделано. Но сценария для первой полнометражной картины у меня еще не было, готовился-то к 20-минутной картине по еще одному рассказу Горина, тоже замечательному, –  «Гроза в горах». Жалею, что руки до него так и не дошли. И вот стал знакомиться с «портфелями» киностудии, где хранились еще не снятые сценарии, потом стал искать в Свердловске, Ленинграде… Были очень хорошие работы, из которых затем получились неплохие или даже замечательные фильмы. Но это все было не мое –  не трогали меня. Прочел почти две сотни сценариев. Наконец увидел название «Кто-то должен защищать» и незнакомое имя –  Александр Миндадзе. Стал читать и уже на пятой странице понял: вот это буду снимать. Узнал номер, позвонил Александру Анатольевичу. Встретились и тут же пошли в буфет Дома кино отметить знакомство. Оказалось, что знаем работы друг друга. А потом плотно потрудились с Миндадзе вдвоем лет 25, сделав 11 картин, пока его самого не сманила профессия режиссера. Четверть века –  это много для тандема. Теперь понимаю, почему мы не «рассыпались»: не надоели друг другу, все время ставили себе разные задачи. Например, «Остановился поезд» –  публицистика с минимализмом в изобразительном решении, сразу после него –  «Парад планет», похожий на сон… Потом «Плюмбум» –  новые темы в советском кино, за которые еще не брался. Жить на таких поворотах было чрезвычайно трудно, зато интересно. Вообще мне интересно, когда трудно. Нравится работать через «не могу».
Нет ничего страшнее, когда знаешь, как снимать. Ведь кино хочется снимать, когда чувствуешь, что невозможно не снимать: включается какой-то внутренний двигатель – вот это мое!
–  В 1998 году приз фестиваля получил ваш фильм «Время танцора». Но если бы «Сталкер» основали раньше, несомненно, наградами были бы отмечены и «Поворот», и «Слово для защиты» и «Плюмбум», конечно. Недаром вы избраны президентом фестиваля после ухода из жизни великого Марлена Хуциева. Теперь на вас лежит груз ответственности за таких же, как вы, художников, неравнодушных к проблемам общества. Это в большей степени тяжело или радостно?
–  Находился в очень хороших отношениях с Марленом Мартыновичем, обожаю его, уважаю чрезвычайно, был его замом. И так получилось, что меня попросили возглавить «Сталкер». Но настоящий мотор в нашем деле –  генеральный продюсер Игорь Юрьевич Степанов. Он-то и есть настоящий «Сталкер». У него аппарат помощников, небольшой, но очень работоспособный.

Вопросы журналистов все не кончались, но интервью пришлось прервать – Вадима Абдрашитова ждали зрители в центре досуга «Юность». А в интернете на странице сайта «Кино-театр», посвященной режиссеру, появилась просьба одного из курян: «Будьте любезны, обратите внимание и, если можно, создайте фильм по мемуарам Петра Алексеевича Михина «Артиллеристы, Сталин дал приказ». Удивительные и уникальные события он пережил на войне –  почти готовый сценарий». Вполне возможно, что именно этой теме будет посвящен новый желанный для миллионов зрителей фильм мастера.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...