Патриот Григорий Чупахин
Свежий номер: 8 июля 2025 (5096)
тираж номера: 2004 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В этом году Вячеславу ЖИДКИХ неожиданно повезло. Удалось найти потомков одного из земляков, которых краевед безуспешно искал несколько лет назад.  

Вы свободу поруганной Родины
Дорогой оплатили ценой.
Лихолетия путь, вами пройденный,
Окропили кровавой росой.
Из текста марша «Прощание славянки»)

Страницы старой тетради

В середине прошлого века учителям Тимской средней школы приходилось искать на страницах районной газеты «Тимская правда» необходимые краеведческие материалы и переписывать их в тетради. В одной из таких тетрадей Вячеслав Жидких прочитал об уроженце села Погожее Якове Мурине и жителе деревни Лисий Колодезь Григории Чупахине и их героических поступках. Заинтересовавшие его сведения краевед изложил в одной из областных газет в очерке «Из плеяды сусанинцев» (можно найти и в интернете). При этом рассказ о подвиге Григория Чупахина в деталях отчасти не совпадает с тем, что автор узнал от его внука Сергея Александровича и супруги Ларисы Ивановны. Хотя сомневаться в достоверности их повествования, услышанного когда-то от вдовы патриота Григория Федоровича, – то есть, из первых уст, не приходится.

Гимнастерка под зимней одеждой

Земельных участков для постройки домов в деревне Лисий Колодезь Тимского района не хватало, поэтому некоторым жителям приходилось строиться почти в лесу, на так называемом «Болотце». Там же проживала и семья Чупахиных – 60-летнего Григория Федоровича и Анастасии Кирилловны (которая была значительно моложе мужа). Сведений о его первой жене не сохранилось. К моменту описываемых событий зимы 1942-1943 годов Настя Чупахина ждала первенца – сына Сашу.
В начале 1943-го в Лисьем колодце погибла советская разведгруппа. В живых остался командир группы, но за ним по пятам шли преследователи. Ему удалось оторваться от погони и забежать в дом к Чупахиным. Григорий Федорович, не теряя драгоценных секунд, тут же приказал ему раздеться, снял свою рубашку, отдал ее офицеру, а сам быстро надел гимнастерку и набросил сверху зимнюю одежду. Командира спрятали в подпечек – углубление у основания русской печи (место для сушки и хранения дров) и забросали тряпьем.
Когда во дворе показались преследователи, Григорий Федорович вышел к ним навстречу. На вопросы о беглеце сказал, что тот побежал мимо, дальше в лес. Но враги не поверили, схватили его «за грудки» и стали с силой трясти. Куртка распахнулась, стала видна гимнастерка с петлицами и командирскими «кубарями». Поэтому фашисты тут же отвели его метров на 30 в сад и застрелили.
На этом палачи-преследователи не успокоились, учинив обыск в доме. Но боясь заразиться тифом и опасаясь вшей, не стали ворошить рогожу, прикрывавшую углубление под печью. Это и спасло нашего офицера от неминуемой гибели.
Патриота Григория Чупахина похоронили здесь же, в саду. Могилу помогли вырыть женщины-беженцы, которые жили в доме у Чупахиных. Благодаря смелым и порядочным людям офицер остался жив, выбрался к своим, а когда вскоре началось мощное наступление Красной армии, то в числе освободителей был в Лисьем колодце и навестил вдову Григория Федоровича. Вскоре Анастасия Кирилловна стала получать от него с фронта посылки и письма с благодарностью за спасение.
Сергей Чупахин сказал также, что письма получала – уже в мирные годы – и бабушкина младшая сестра Мария Кирилловна, которая после учебы была направлена на работу в Туркменистан. Из этого Вячеслав Жидких делает вывод, что офицер, спасенный семьей Чупахиных, сражался с ненавистным врагом до Победы и дошел до Берлина, то есть остался в живых. К сожалению, имя его и место рождения неизвестны.

 Вячеслав ЖИДКИХ
  • Комментарии
Загрузка комментариев...