В мае-июне 1943 года полным ходом шла подготовка к решающему сражению на Курской дуге. Противник стал наносить массированные авиационные удары по областному центру, пытаясь разрушить и парализовать транспортную систему Красной армии. Приоритетная цель – Курский железнодорожный узел. Первый налет тогда немцы совершили 22 мая, а 2 июня 1943-го в небе сошлась почти тысяча самолетов в одном из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной войны.
С северного направления в районе Малоархангельска и поселка Поныри вражеских стервятников встречали и рассеивали летчики 273-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Земляк (будущий генерал-полковник) дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Андрей Боровых воевал в этой дивизии. Близ поселка Поныри был сбит 31 мая 1943 года. Андрей Егорович, раненный в левую ногу, спасся тогда на парашюте. Во время лечения герою удалось побывать в родном доме в Казацкой слободе областного центра – ему пришлось защищать курское небо почти над его крышей.В составе этой авиационной дивизии также бил врага другой курянин, совершивший геройский подвиг неподалеку от Малоархангельска. Об этом малоизвестном факте оставил воспоминания очевидец – старший лейтенант Анатолий Волков, воевавший на Курской дуге в 229-м стрелковом полку 8-й стрелковой дивизии. Из воспоминаний Анатолия Михайловича: «Крылатые машины кружились, словно гигантский пчелиный рой. Вот один из советских истребителей свечой метнулся вверх, затем резко развернулся и пошел вниз к головному вражескому бомбардировщику. Наперерез ему бросится «мессер». Затарахтели авиационные пушки. «Мессершмитт» падал, оставляя след черного дыма. Тем временем наш истребитель атаковал вражеский бомбардировщик, который также упал на землю и взорвался, как многотонная бомба. Сразу три «мессера» вступили в бой с этим героем. На выручку нашему «ястребку» бросились товарищи. Один из них вспыхнул как спичка. Летчик выпрыгнул с парашютом и стал плавно снижаться. Гитлеровцы пытались расстрелять его в воздухе, но на выручку другу поспешил герой, уничтоживший в течение одной минуты два немецких самолета. Он первой очередью прошил атакующего врага и еще один «Мессершмитт» рухнул неподалеку от участка, занимаемого батальоном Волкова. Получил повреждения и наш «ястребок». В какой-то миг близ него оказался фашистский стервятник и полоснул в борт. Прикрыть храбреца было некому, поскольку четыре советских машины вели неравный бой с другими вражескими истребителями, пытаясь одновременно нанести удар уходящим бомбардировщикам. К советскому истребителю приблизились два «мессера» и еще раз разрядили в него пулеметы. «Ястребок» задымил и стал снижаться. В этот раз наш смелый летчик не стрелял. Позже выяснилось, что у него кончились боеприпасы. Вдруг самолет выровнялся и смог догнать фашистский бомбардировщик. Отрубив ему хвост, поджег противника. После тарана от нашего самолета стала отваливаться обшивка плоскостей и фюзеляжа. Все это произошло быстро, двигатель отбросило в окоп к пехотинцам. Погибла одна из местных молодых девушек, работавших на сооружении оборонительных позиций.
Огляделись: летчик был в метрах в 50 рядом с погнутым винтом самолета и распластавшимся парашютом. Лежал на спине, широко раскинув богатырские руки и ноги. Вокруг стояли бойцы, словно вкопанные, сняв головные уборы. Женщины плакали, а солдаты и офицеры сурово смотрели в одну точку. Эта точка – человек, который только что жил, боролся и победил. В партбилете прочитали: «Иван Епифанович Лобынцев». Перелистали удостоверение личности: майор И.Е. Лобынцев – командир эскадрильи Н-ского авиационного полка. Орденская книжка героя удостоверяла орден Красного Знамени, что был на груди офицера.
В сумерки похоронили его на месте гибели со всеми воинскими почестями. На винте самолета, установленного на могиле, закрепили дюралюминиевую табличку с выгравированной на ней надписью: «Здесь похоронен геройски погибший в воздушном бою с многочисленными фашистами советский летчик Иван Епифанович Лобынцев. Вечная слава герою». У могилы собрались местные жители и бойцы батальона. Воины обещали бить врага так, как бил их он, и отомстить за смерть летчика. Поздно вечером командир батальона и его заместители готовили документы и награды героя к отправке в штаб полка. Только в тот момент обратили внимание на незапечатанный конверт. В нем находилось письмо, адресованное матери, проживавшей в Курской области. Вот его содержание: «Дорогая мама! Ты говоришь, чтобы я берег себя. Так и поступаю, моя славная старушка. Но, если возникнет необходимость, не задумываясь, отдам жизнь Родине. Мы с тобой, мама, родные по крови… Ты мне дала жизнь, силу и как любящая мать очень и очень дорога. Но есть у нас обоих то, что является самым дорогим. Это Родина, сыном которой являюсь я, а ты - ее дочерью. И за свободу Отчизны, за счастье ее, за твое, мама, и близких мне людей, всего нашего народа, честное слово, не жаль жизни …».
Вскоре воины написали письмо матери героя, кратко рассказали о героическом подвиге Ивана Епифановича, сообщили о месте захоронения. А ночью батальон отправили на передний край. Недели через две бойцам стало известно, что мать и жена Екатерина Захаровна, проживавшие в селе Любицкое Медвенского района Курской области, получили упомянутое письмо. Они вместе с другими односельчанами посетили могилу героя.
К сожалению, не удалось найти документы, подтверждающие награждение (посмертно) земляка за четыре сбитых самолета противника в одном бою. В донесении о безвозвратных потерях 6-го истребительного авиационного корпуса 273 ИАД короткая запись: майор Лобынцев Иван Епифанович погиб в боях 2 июня 1943 года, похоронен в деревне Федоровка в 7 километрах от Малоархангельска. В 50-е годы прошлого столетия проводились перезахоронения советских воинов. В братской могиле села Протасово Малоархангельского района Орловской области захоронено более 3 тысяч воинов Красной армии, среди них – командир эскадрильи майор Лобынцев.
Фото майора И. Е. Лобынцева предоставлено автором
- Комментарии
Загрузка комментариев...