Накануне в стране отметили День партизан и подпольщиков. Эта памятная дата появилась в календаре в 2009 году по инициативе Брянской областной думы. Партизаны именно этого региона наиболее отличились в годы Великой Отечественной войны. На слуху также подпольное сопротивление из Белоруссии. Не столь масштабным было это движение на курской земле, но внесло важный вклад в Победу.
План Б
В стране Советов продолжала господствовать стратегия разгрома врага на границе в случае нападения и окончательной ликвидации на его же территории. Но еще в 1930-е в СССР стали создаваться секретные склады с продовольствием и оружием, а обучение специалистов, которые должны были действовать в тылу врага, не оставляла сомнений – страна готовится к войне на своей земле при худшем раскладе. Тогда никому в голову не могла прийти мысль о формировании реальных партизанских точек на карте республик. Это была стандартная подготовка на случай применения плана Б. Учитывая исторический опыт, все специалисты военного дела знали, что партизанское движение создается только в условиях оккупированной территории, при затягивании войны и террора в отношении мирного населения со стороны врага.
После быстрого продвижения войск нацистской Германии и ее союзников к началу осени 1941 года «в лапах» противника оказались Прибалтика, Белоруссия и Украина. Моторизированные части прорвались и на территорию РСФСР. Советская же армия отступала при некоторых успешных контратаках. Под Киевом и в Брянской области наши части попали в окружение. Чиновники разных уровней, сотрудники НКВД, представители диверсионных групп, информаторы оставались в оккупированных областях для подготовки масштабного партизанского сопротивления.
Первый опыт организованной борьбы русские получили еще в Первую Отечественную войну 1812 года. Тогда и была сформулирована главная задача партизан из конных отрядов и крестьянских групп: постоянные быстрые атаки на растянутые коммуникации захватчика. Новые времена требовали и новые рекорды объемов поставки продовольствия, амуниции, потом к этому списку добавилось топливо.
Немцы предпринимали меры против партизан разными способами. Казнили поддерживающих подполье граждан, выжигали местность в ходе специальных экспедиций, создавали даже военную технику, например, четырехосный бронеавтомобиль с пушками и автоматами для ведения боя в лесу. Наше сопротивление в долгу не оставалось. В ходе партизанской войны на советской территории впервые массово начали применять так называемые «бесшумки», известные сейчас как «глушители» для скрытного выполнения диверсий.
Через неделю после начала войны против СССР, согласно отдельной директиве, должна была начаться массовая мобилизация и развертывание партизанского движения во временно подконтрольных фашистам районах. Несмотря на то, что в середине лета было выпущено специальное постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», это все были организационные документы. Сам правовой статус партизана был спорным. Это давало возможность нацистской администрации называть их шайками бандитов и убивать, не оглядываясь на международное право.
При вступлении в ряды партизан нужно было произнести и подписать особую короткую клятву. «Я гражданин Союза Советских Социалистических Республик, находясь на территории, временно захваченной фашистско-немецкими бандитами, добровольно вступаю в партизанский отряд и принимаю на себя великое звание народного мстителя».
Одним из первых таких отрядов, созданных на территории Курской области, стал Михайловский. Он базировался в районе, который в будущем будет называться Железногорским. Немцы довольно быстро поняли, что идеологический костяк на селе состоит из партработников и учителей. И те, и другие стали основой и других партизанских отрядов. Поэтому именно эти категории населения чаще всего ждал расстрел в случае поимки в ходе облавы на отряд или выявления помощи партизанам.
Обычно население Курской области довольно активно сотрудничало с сопротивлением. Учительница Анисья Удалых в тяжелый для области ноябрь 1941-го сумела связаться с 380-м стрелковым полком из 13-й армии, попавшей в окружение, и вывела его в тыл благодаря партизанам.
Приходилось тщательно скрывать свои связи с бригадами сопротивления. Рассказывают историю, когда одна сельская учительница по привычке произнесла на уроке обращение «Товарищи!» и тут же получила ответ от сына местного полицая: «Ваши товарищи в Брянских лесах». К счастью, тогда все обошлось, но педагоги всегда были под пристальным вниманием, и не только в Курской области.
Стоит заметить, что партизанские отряды редко оставались оперативно работать в рамках одного района. Это были зачастую кочующие вооруженные группы. Такая тактика была максимально отработана нашими соседями, на Украине, где отряды легендарного Семена Ковпака были неуловимыми благодаря постоянным сменам мест пребывания. И курские партизаны вполне могли сражаться в соседней области. Наши бойцы активно действовали в рамках больших по географическому размаху операций «Рельсовая война» и «Концерт».
Курянин Владимир Музалев в возрасте 12 лет со своим отцом, членом II Курской партизанской бригады, участвовал в операции по ликвидации полицаев в Брянской области. Музалев вспоминал, что для заманивания предателей в Калиновку (не путать с курским селом) был придуман целый план. Партизаны должны были приехать в деревню и сымитировать празднование Нового года. Расчет был на «стукачей». Вскоре немецкие коменданты и несколько десятков полицаев въехали в село, намереваясь захватить партизан в хмельном виде. Когда они поняли, что попали в кольцо на одной из улиц деревни, то было уже слишком поздно. Завязался бой. Полицаев в плен не брали, уничтожив на месте всех предателей и взяв для допроса только немцев, которых потом также ликвидировали.
Подпольная работа велась не только в деревнях, но и в Курске. Доказательством этого являются разнообразные документы той эпохи в виде агентурных отчетов. Интересно, что по таким отчетам курянки активно снабжали оперативной информацией руководство советской армии. Вот фрагменты одного из этих документов: «Разведданные по г. Курску на 27/XII 1942. Нами, Кузнецовой Ю. и Филиной А., установлено: в районе города около 5 тысяч войск. Располагаются большинство в Ямской, в ж.д. школе и жилых домах. Штаб связи находится в Рышково, в бараках по правой стороне Белгородского шоссе». И тут же: «В Ямской слободе партизаны подожгли склад с продуктами и обмундированием и уничтожили 7 немцев».
Поддержка всего народа – важный фактор победы. Без помощи населения ни у армии, ни у партизан не было благоприятных условий и дополнительных шансов на успешные действия. Комиссар I Курской партизанской бригады Андрей Федосюткин позднее вспоминал, что без поддержки населения партизанская война была бы невозможна. Крестьяне отдавали коров, снабжали картофелем и хлебом, при этом сами испытывая трудности в быту.
Одной из самых распространенных задач партизан был подрыв железных дорог. Некоторые бригады имели специальные бомбы и даже рельсы с фальшивой стрелкой, чтобы удачно спускать целые составы поездов. Задания другого уровня включали в себя обрезание проводов телефонной или телеграфной связи, сжигание складов с боеприпасами, ликвидацию вражеских солдат и тех, кто стал служить немцам, превратившись в коллаборантов.
Особенности местности
Так почему в Курской области партизан было не так много, как в соседней Брянской? Одним из определяющих факторов стало географическое положение. Несмотря на то, что регион успел подготовиться за лето и начало осени 1941-го к встрече с военной силой врага, перед организаторами партизанских бригад встали неразрешимые препятствия.
Почти вся Курская область представляет собой территорию с преобладанием степей, лугов и полей. Степь – самая неблагодарная местность для действия как армий, так и диверсионных групп. Укрыться от вражеского огня трудно, легко заблудиться, если нужно спешно отступать в безопасное место. С другой стороны в нашем регионе немало рек, разного размера оврагов и крупных балок. С помощью них можно было незаметно подходить к противнику, но перебрасывать большое число партизан через такую пересеченную местность – не самая легкая задача. Лишь в нескольких районах Курской области есть большие лесные массивы, где можно вести успешную скрытную деятельность. Очевидно, что в Белоруссии количество непроходимых дубрав и площадь болотистой местности было гораздо больше, к этим территориям можно отнести и часть Брянской области, где был свой партизанский край. Но и рощи, и леса тоже бывают разные. Остаться незамеченным в сосновом бору вам долго не удастся. Лиственные породы деревьев тоже не всегда укрывают от вражеских глаз. Участники Восточно-Прусской операции, где активно действовали и куряне, рассказывали о том, что леса возле Кенигсберга были похожи скорее на парк, чем на дремучие заросли, поэтому даже при хорошем вооружении там трудно было прятаться для перегруппировки или отдыха.
Один из символов Курской области – это дуб, который мог укрыть партизан довольно хорошо. Не менее хорошей защитой служили густые ельники. Кустарники довершали маскировку. Если обратиться к сведениям о лесах до войны, то выяснится, что на северо-западе области их было около 15%, а в остальных районах едва доходило до 5%. Соответственно, наиболее массовые и активные партизанские действия были в Дмитриевском, Михайловском, Дмитровском и Хомутовском районах. Суровые погодные испытания зимой 1941-1942 и 1942-1943 годов не прибавляли эффективности курским отрядам.
Не самая первая, но не менее важная задача партизанских отрядов, как и всех подпольных групп, заключалась в агитации среди населения. Необходимо было любой ценой не дать немцам заполучить власть над умами. Впрочем, фашисты прекрасно сами справлялись с этим, изначально признавая русский народ людьми второго сорта, жестоко убивая и издеваясь.
Слушая по радио сообщения о победах советской армии, партизаны переписывали от руки эти радостные вести и распространяли тексты в близлежащих населенных пунктах. Таким образом люди, отрезанные от источников информации о правдивом положении на фронте, могли не воспринимать немецкую пропаганду. Иногда даже удавалось проводить митинги, как это было в селе Мухино Хомутовского района, где собрались более 500 человек. И это в самом начале 1942-го! В том же году фашисты решили применить продуктовую блокаду сел, находящихся у лесов. Были также уничтожены мельницы и другая инфраструктура. Партизаны в ответ стали сооружать свои бани, мельницы, мастерские и хлебопекарни прямо в лесу.
Достижения и потери
Но не всегда такие атаки были успешными. К примеру, рывок к освобождению города Дмитриева плохо вооруженных партизан в марте 1943 закончился тяжелым поражением и огромными потерями с нашей стороны.
Некоторые курские исследователи сообщают о приписках в цифрах уничтоженных немцев, что, конечно, не было общим правилом для всех отрядов. В 1943 году секретарь курского обкома Павел Доронин привел такие данные более чем за год деятельности партизан в области: под откос пустили 133 эшелона, разбили 110 паровозов, 2406 вагонов, повредили 53 орудия, уничтожили пять самолетов, 25 танков и бронемашин, успешно взорвали свыше 90 километров железнодорожных путей, 69 мостов, оборвали 100 километров проволочной связи. Нападения на военные гарнизоны немцев окончились в нашу пользу в 92 случаях, а в плен было захвачено 1696 офицеров и солдат вермахта. За это партизаны заплатили жизнями шести сотен человек.
Всего в Курской области за время оккупации было создано более 30 отрядов партизан. В них входили свыше 10 тысяч человек
Курские партизанские организации просуществовали с сентября 1941 года до 1943 года, когда область и сам Курск были освобождены. Но их истории оказались навсегда запечатленными в летописи борьбы за независимость и суверенность страны.
Фото с armedman.ru
Фото с образывойны.рф
Фото с vk.com/museum_46
Фото с vk.com/muzeypobedy
Фото с vk.com/bolshoidub
Фото с vk.com/zhelrayon
Фото с образывойны.рф
Фото с vk.com/museum_46
Фото с vk.com/muzeypobedy
Фото с vk.com/bolshoidub
Фото с vk.com/zhelrayon
- Комментарии
Загрузка комментариев...