Шлейф из доказанных преступлений за небезызвестными в Курске братьями Волобуевыми тянется достаточно солидный, но, судя по новостям из суда, фигуранты все же не теряют надежды от него избавиться. Завтра, 7 февраля, начнутся слушания по этому делу в Первом апелляционном суде.
Задержание Дмитрия Волобуева в марте 2017 года послужило началом одному из самых громких дел последних лет. Обвинение в организации, участии в преступном сообществе, убийствах, поджогах автомобилей, в ряде мошенничеств, вымогательствах и уклонении от уплаты налогов с организации привело в 2019-м на скамью подсудимых восемь человек, среди которых оказался бывший начальник городского УМВД, экс-замглавы областного центра Николай Зайцев.
Курскому областному суду понадобилось более 3-х лет, чтобы рассмотреть это резонансное дело, оглашение приговора по которому состоялось только в июле 2022-го и заняло 5 дней (свыше 200 листов).
В ходе многолетнего разбирательства Дмитрий Волобуев и Евгений Кожейкин были признаны виновными в убийстве Сергея Делюкина, более известного в уголовно-преступной среде как Диля, и Вячеслава Ходыревского – он же Ходырь. Романа Иванова, который уже был осужден Курским гарнизонным военным судом за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего и побои», в этот раз посадили за пособничество в убийстве Вячеслава Ходыревского. Напомним, что непосредственным исполнителем в этих преступлениях был Дмитрий Лифинский, заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве. В сентябре 2018 года Ленинский районный суд признал его виновным в убийствах и других преступлениях, назначив 15 лет с ограничением свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Пошел на сотрудничество и Максим Пахомов, «отметившийся» в деле об устранении Делюкина.Его осудили в феврале 2019-го на 12 лет с ограничением свободы на 2 года за это преступление и ряд других.
На тандеме Дмитрия Волобуева и Евгения Кожейкина уничтожение путем поджога автомобиля «BMW X5» З. Р. для развязки конфликта в криминальной среде. Правда, в связи с истечением срока давности за данное преступление они были освобождены от наказания. Судом было установлен еще один поджог машины «BMW X5» У. В. за отказ добровольного выхода из числа претендентов на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. За это преступление осудили Дмитрия Волобуева. Уточним, что реализация была на других лицах, уже представших перед законом.
Экс-начальник городского УМВД Николай Зайцев вместе с сыном Владимиром засветились в деле о вымогательстве, а именно в требовании передачи руководителем фирмы «Автостар» Щ. В. права на имущество – 20 гаражей под угрозой применения насилия, организованной группой, в целях получения имущества в особо крупном размере. По этому эпизоду их осудили все с теми же Дмитрием Волобуевым и Евгением Кожейкиным.
Георгий Крюков и братья Волобуевы были признаны виновными в мошенничестве – в хищении имущества фирмы «КОМПЛЕКС-ЛИФТ» в период с июля 2012 года по август 2017-го путем обмана, организованной группой, в особо крупном размере – свыше 94 млн рублей.
Дмитрия Волобуева посчитали причастным к мошенничеству и в рекламной сфере, то есть хищении чужого имущества путем обмана В. Ю. в период примерно с июня 2015 года по июнь 2016-го, в процессе осуществления последним предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламных конструкций на территории Курска. Его брат Николай был осужден по нескольким эпизодам мошенничества – приобретение права на имущество «Курсклифтстроя» путем обмана и злоупотребления доверием, в особо крупном размере – 2 млн 396 тысяч рублей, а также за приобретении права на имущество этой фирмы путем обмана и злоупотребления доверием, в особо крупном размере – 1 млн 698 тысяч рублей.
По эпизоду вымогательства в требовании передачи Г. Р. и Г. Т. в период с октября по декабрь 2011 года права на имущество (доли в уставном капитале «Ком Центра») – Дмитрий Волобуев был оправдан. Дмитрию Харламову, который также проходил по этому эпизоду, действия переквалифицировали на часть 1 статьи 163 УК РФ.
А вот по 210-й статье УК РФ были оправданы все – суд не установил совершение подсудимыми преступлений, предусмотренных данной статьей (организация преступного сообщества и участие в нем). При этом за ними не признано право на реабилитацию.
– Кроме того, органом предварительного следствия Волобуеву Д.В., Волобуеву Н.В. и Крюкову Г.А. помимо обвинения по настоящему эпизоду мошенничества в отношении ООО «КОМПЛЕКС-ЛИФТ», было предъявлено обвинение по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2016 года № 325-ФЗ) в уклонении от уплаты налогов с организации путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, то есть фактически с указанной суммы похищенных денежных средств с использованием тех же самых подложных документов. Поскольку по делу доказан умысел подсудимых Волобуева Д.В., Волобуева Н.В. и Крюкова Г.А., именно на хищение денежных средств в свою пользу, суд, с учетом позиции государственного обвинителя, учитывая требования ст. 246, 252 УПК РФ, счел, что обвинение по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ (сумма 11 105 070 рублей, что меньше, чем установленный п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ) крупный и особо крупный размер) подлежит исключению как излишне вмененное, – пояснили в Объединенной пресс-службы судебной системы Курской области.
На основании этого Дмитрию Волобуеву по совокупности преступлений, предусмотренных путем частичного сложения наказаний, было назначено 24 года лишения свободы с отбыванием первых 15 лет в тюрьме, оставшейся части – в ИК строгого режима со штрафом 1,2 млн рублей, с ограничением свободы на срок 2 года (смягчающими обстоятельствами в том числе признаны наличие на иждивении несовершеннолетних детей, инвалидность). Отметим, что гособвинитель запрашивал пожизненное лишение свободы.
Евгению Кожейкину – 22 года лишения свободы с отбыванием первых 14 лет в тюрьме, оставшейся части – в ИК особого режима со штрафом 550 тысяч рублей, с ограничением свободы на срок 2 года.
Роману Иванову, с учетом наказания по приговору Курского гарнизонного военного суда, окончательно – 18 лет лишения свободы в ИК строгого режима с ограничением свободы на 1 год.
Дмитрию Харламову – 3 года со штрафом 40 тысяч рублей. Но он был освобожден от наказания ввиду истечения срока давности уголовного преследования за преступление.
Георгию Крюкову – 5 лет лишения свободы в ИК общего режима со штрафом 600 тысяч рублей, ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев, с лишением специального звания «подполковник милиции».
Николаю Волобуеву – 12 лет лишения свободы в ИК общего режима со штрафом 1,4 млн рублей, с ограничением свободы на срок 2 года.
Николаю Зайцеву – 9 лет лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима со штрафом в размере 600 тысяч рублей, с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев (отягчающим обстоятельством признано совершение преступления сотрудником органов внутренних дел), с лишением специального звания «полковник полиции».
Владимиру Зайцеву– 8 лет лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 тысяч рублей, с ограничением свободы на срок 1 год 4 месяцев.
В конце июля были поданы жалобы Дмитрием Волобуевым и его защитниками. С приговором осужденный не согласился – просит оправдать по всем статьям. В своем последнем слове и в день начала оглашения приговора он не раз говорил о фальсификации уголовного дела. Николай Волобуев также ранее заявлял о своей непричастности.
– Хочу еще раз во всеуслышание заявить, что я невиновен. Я никогда ни с кем не вовлекался, не входил и не организовывал, не руководил никакими преступными сообществами и никого не вовлекал и не привлекал. Никаких мошеннических действий я не совершал, никого не обманывал, – приводили слова подсудимого в Объединенной пресс-службы судебной системы Курской области.
Надеется на изменение приговора и Николай Зайцев.
– Также апелляционная жалоба подана защитником Николая Зайцева, в которой указано, что обвинение необоснованно, не имеется «ни единого доказательства» причастности Зайцева к преступлению. Адвокат просит изменить приговор в части признания Зайцева Н.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, - рассказали в Объединенной пресс-службы судебной системы региона.
Не согласились с выводами суда и остальные осужденные. Причем недовольны оказались и потерпевшие – родственники убитого Ходыревского, которые считают, что Дмитрий Волобуев, Евгений Кожейкин и Роман Иванов «представляют исключительную опасность для общества», и просят назначить Дмитрию Волобуеву наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Разобраться в этом громком курском деле предстоит теперь и Первому апелляционному суду. Начаться слушания должны уже завтра – 7 февраля 2023 года.
Фото Объединенной пресс-службы судебной системы Курской области
- Комментарии