С вами говорит робот-коллектор
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Если услышите такое в телефонной трубке, не волнуйтесь. С 1 февраля изменился закон, регулирующий деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Как это скажется на работе и взаимодействии с должниками и какую роль отводят в этом роботам-коллекторам, «ГИ» рассказала руководитель УФССП России по Курской области – главный судебный пристав Курской области полковник внутренней службы Елена Шкурина.

– Елена Васильевна, деятельность по возврату просроченной задолженности является одним из основных направлений работы управления. Расскажите поподробнее, что изменилось для граждан, кредиторов или коллекторов?
– В первую очередь расширился круг субъектов, контроль (надзор) за которыми осуществляет служба судебных приставов. Если раньше контроль осуществлялся только за коллекторскими организациями, для которых возврат просроченной задолженности является основным видом деятельности, то с 1 февраля этого года контрольно-надзорные полномочия службы распространяются на кредитные и микрофинансовые организации в части осуществления ими деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.

– Обязаны ли новые субъекты соблюдать какие-то требования?
– Безусловно, закон налагает на них определенные обязанности. Как и профессиональные коллекторские организации, кредитные и микрофинансовые обязаны будут иметь специальное оборудование и программное обеспечение, необходимые для записи и хранения информации о взаимодействии с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Кроме того, указанные организации теперь должны в течение трех лет хранить документы и информацию, касающиеся профессиональной деятельности.

– Что можете рассказать о способах взаимодействия с должниками? Ждут ли их какие-то новшества?
– Конечно, с учетом современных реалий, внедрения информационных технологий было бы странно, если бы возврат просроченной задолженности и дальше осуществлялся, скажем так, классическими способами: телефонные переговоры, личные встречи, сообщения, письма.
Теперь законодательно закреплена возможность использования автоматизированного интеллектуального помощника – проще говоря, робота-коллектора, который приравнивается к непосредственному взаимодействию наравне с телефонными переговорами и личными встречами. Соответственно, количественные и временные ограничения распространяются и на робота-коллектора: нельзя использовать его в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов, а также более одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели, более восьми раз в течение календарного месяца. Кроме того, с 1 февраля можно направлять должникам сообщения с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг при наличии согласия должника на осуществление такого взаимодействия.

– На что еще можно обратить внимание в обновленном законе?
– Изменения коснулись отдельных правил взаимодействия с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности. Ранее закон содержал такие понятия, как «неделя» и «месяц», в связи с чем складывалась неоднозначная практика привлечения к административной ответственности за превышение количества взаимодействий. Теперь используются понятия «календарной недели» и «календарного месяца» для исчисления количественных ограничений взаимодействия.

– Расскажите о ситуации с возвратом просроченной задолженности в нашем регионе? Как часто обращаются граждане по фактам нарушения их прав?
– По-прежнему наблюдаем тенденцию к увеличению количества жалоб граждан по вопросам нарушения их прав при возврате просроченной задолженности. Чаще всего жалуются на большое количество звонков и сообщений, в том числе в ночное время, оказание психологического давления, угрозы и оскорбления, распространение порочащих честь и достоинство сведений.

– Что нужно сделать гражданину в случае незаконного с ним взаимодействия?
– В первую очередь следует любым способом зафиксировать факты неправомерного взаимодействия: записать разговор либо личную встречу, сохранить тексты сообщений, использовать иной способ фиксации. Затем гражданин вправе обратиться в УФССП по месту своего пребывания. Варианты направления обращения – письменное по почте либо через интернет-приемную на сайте соответствующего управления.
В УФССП России по Курской области граждане могут обратиться с письменным обращением по адресу: 305018, город Курск, улица Черняховского, 4. Также обращение можно направить и в электронном виде посредством интернет-приемной на сайте ведомства (r46.fssp.gov.ru)

В 2023 году управлением составлено 107 протоколов по статье 14.57 КоАП в отношении различных кредиторов (кредитных и микрофинансовых организаций), объявлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований коллекторским организациям. Сумма наложенных штрафов составила 4 млн 775 тысяч рублей. Оплачено штрафов в сумме почти 4,4 млн рублей.

Фото предоставлено УФССП по Курской области


  • Комментарии
Загрузка комментариев...