Путь шедевра в Курск: от Парижа до Иерусалима
Свежий номер: 6 июня 2024 (4983)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Сразу две выставки подарили землякам накануне Нового года искусствоведы из картинной галереи имени А. А. Дейнеки. Первая из них, «Цвето-представление», продолжает начатый ранее разговор об эволюции живописи. Вторая помогает мысленно перенестись в уникальный заповедный уголок Марьино, где княжеский дворец закрыт на реставрацию.

Итак, на первом этаже и части второго сотрудниками галереи подобраны произведения, начиная XVII веком и заканчивая нашими днями. В каждой работе (будь то почтенный земляк, сдержанный реалист Петр Лихин или современный вольнодумец и любитель пестроты Николай Пахомов) можно говорить о господстве одного или нескольких цветов. Благодаря курским исследователям можно узнать много нового и интересного о цветовых «кругах», «колесах», «сферах», служащих подспорьем не только при создании портрета, пейзажа или натюрморта.
На первом этаже преобладают монохромные (то есть преимущественно одноцветные) работы с преобладанием белого, черного и серого. Этажом выше гости познакомятся с насыщенным и пастельным, приглушенным колоритом, причем шедевры развешаны в соответствии с принципами физика сэра Исаака Ньютона, сделавшего ряд открытий, в том числе и в оптике: от красного через оранжевый и желтый – к зеленому, далее к голубому, синему, наконец, фиолетовому и пурпурному.
Вторая экспозиция под названием «Княгиня» невелика, зато объединяет экспонаты со своей «судьбой» из Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре и собственно галереи Дейнеки, но немало «странствовавших» по всей Европе. Есть работы, напоминающие барельефы, но на самом деле написанные в редкой технике «гризайль», создававшей 3D-эффект в XIX веке. А еще 100 с небольшим лет назад все эти достопримечательности находились в одном собрании во дворце князей Барятинских «Марьино». Как отмечают специалисты, предоставленный на время выставки коллегами из Нового Иерусалима «Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской с дочерью Ольгой» работы француза Робера Лефевра (1755-1830) заслуживает внимания как образец парадного портрета первой четверти XIX века. Он был написан в Париже в 1817 году по заказу супруга героини – князя Ивана Барятинского. После Октябрьской революции, в 1918 году большая часть княжеского собрания шедевров живописи и скульптуры, оружия разных эпох и других ценностей была национализирована и увезена в Москву в 23 железнодорожных вагонах. Из столицы экспонаты разлетелись по музеям всего Советского Союза, столичным и провинциальным. Три гризайли с фигурками амуров и так называемых путти (те же амуры, только без крылышек) – вот и все, что удалось оставить на курской земле из обилия живописи, украшавшей потолки и стены Марьинского дворца в первые десятилетия его существования. Автор росписей – Антонио Бруни, привлекавший для этой задачи помощников.
Также на выставке демонстрируются образцы итальянской школы – «Святое Семейство» и «Встреча Марии с Елизаветой». При жизни Марии Федоровны эти полотна историко-религиозного содержания находились в ее петербургском доме и позднее были перевезены в курский дворец.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...