Представили альбом о музее Малевича
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Представили альбом о музее Малевича


«Казимир Малевич в Курске» – необычный музей в городе, очень важном в биографии новатора мирового искусства, работает уже почти десять лет. По случаю 143-й годовщины со дня рождения Казимира Севериновича областная библиотека имени Н. Н. Асеева представила первое печатное издание, рассказывающее об этом собрании раритетов.

В зале «Асеевки» собрал единомышленников по исследовательской работе основатель музея – художник, галерист и краевед Олег Радин. Художественная галерея «АЯ», основанная 30 лет назад, – очаг культуры, известный не только благодаря бесплатным выставкам произведений искусства самых разных жанров и направлений. Это еще и собрание предметов старины, от грампластинок до колокольчиков, и (как Фонд имени Владимира Тихонова) средоточие исследований по истории курского края. Сам Олег Михайлович, начавший творческую деятельность в эпоху позднего «застоя» как смелый оппозиционер соцреализму, с годами резко поменял манеру письма на абстрактную, основанную на «буйстве» цвета и формы. Подобный путь почти столетием ранее проделал Казимир Малевич, проживавший в Курске с 1896 по 1906 год. А если учесть обстоятельство, что именно на месте галереи «АЯ» в начале XX века стоял дом курского художника, педагога и организатора выставок Михаила Якименко-Забуги, где общался с коллегами будущий автор «Черного квадрата», то не стоит удивляться, что курский период жизни Казимира Малевича увлек Олега Радина.
Даже одна-единственная старинная фотография, сделанная в 1911 году как раз в саду «Товарищества курских художников», могла бы стать основой для подобного музея. Ведь она запечатлела уже известного живописца-новатора при посещении Курска, где несколькими годами ранее состоялось его становление как художника. А ведь есть еще снимки с выставки объединения «Ослиный хвост» 1913-го в местной женской гимназии (причем о некоторых полотнах, различимых на фото, искусствоведы знают только благодаря этим кадрам), есть удостоверение сотрудника железнодорожной компании, где трудился молодой Малевич, есть курские адреса семьи мастера (увы, все здания утрачены, кроме одного), газетные отзывы (кстати, в основном ругательные) о раннем его творчестве из архивов разных городов, выписки из церковных книг о венчании курянина в здешнем католическом костеле Успения Божией Матери и крещении его детей… Какой след оставили в искусстве коллеги Малевича по Товариществу курских художников, – об этом также поведает читателям альбом Олега Радина. Сам он на презентации призвал помнить о вкладе в исследование, сделанном многими земляками, начиная старейшиной курских краеведов Юрием Бугровым (1934-2017): именно в его книге «Курские встречи» в 1991 году впервые были опубликованы факты о проживании Малевича в соловьином крае. Другой ученый, кандидат исторических наук Юрий Озеров, установивший единственный из сохранившихся местных адресов мастера, отметил: «Курские документы, как уже известные, так и те, что еще предстоит открыть, помогут дополнить биографию великого художника».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...