«...а Спаситель ходил по воде»
Свежий номер: 20 июня 2024 (4987)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Многолетняя дружба «ГИ» с государственной картинной галереей имени А. А. Дейнеки легла в основу еще одного просветительского проекта. Едва ли не каждый из 10 тысяч экспонатов нашего художественного музея заслуживает обстоятельного рассказа. В начале цикла под рубрикой «История одной картины» остановим взгляд на шедевре мировой живописи, полотне великого Василия Поленова «На Тивериадском озере» и других его работах.

«Художником света» и «рыцарем красоты» называли Василия Дмитриевича современники. Будущий классик родился в образованной семье, его мать брала уроки рисования у «Карла Великого», то есть у Карла Брюллова. В 1858 году Поленовы, включая и юного Василия, горячо ждали встречи с возвратившимся из Италии Александром Ивановым: автор «Явления Христа народу», одного из величайших полотен в истории мирового искусства, собирался рассказать о своей беспримерной работе, продолжавшейся два девятка лет. Но жизнь подвижника внезапно оборвалась из-за холеры…
С того времени Василий Поленов мечтал продолжить путь, по которому напряженно шел Александр Иванов: творческого исследования жизни Иисуса Христа, изменившей весь ход истории человечества. И пусть работа 1889 года «На Тивериадском (Генисаретском) озере» , в отличие от гигантского «Явления…» (для которого был выстроен отдельный павильон в Третьяковке) невелика – всего 91 на 137 сантиметров – многочисленные посетители Курской галереи проводят рядом с картиной много времени в раздумьях.

Исполнил обещание
Еще в конце 60-х Василий Дмитриевич сделал первые наброски к будущей картине «Кто без греха?» – первой на евангельскую тему. Позднее он периодически возвращался к теме встречи Христа и грешницы, но всерьез приступил к реализации своего замысла лишь в 1881 году, когда после болезни ушла из жизни его сестра-близнец Вера Дмитриевна. Перед смертью она страстно попросила брата-художника остановиться на лестном пути первой славы и закончить задуманную в юности серьезную работу.
Василий Дмитриевич ответственно подошел к тому, чтобы исполнить обещание, совершил несколько путешествий по Ближнему Востоку. В Египте, Сирии, Палестине он стремился правдиво воссоздать атмосферу, в которой совершалось земное служение Спасителя. Свои наработки назвал «Путь Христа в пейзажах». Этот материал позднее лег в основу цикла картин, который сам художник считал главным трудом своей жизни.

Поленовское творение видно сразу
Картина «На Тивериадском (Генисаретском) озере», для работы над которой позировал не кто иной, как еще один великий мастер Исаак Левитан, переносит нас в местность, неоднократно упоминающуюся в Новом Завете. Генисаретским озеро называют по окружающей долине, а Тивериадским – по городу, построенному в период римского владычества (в честь кесаря Тиберия). Как отмечают искусствоведы, особую красоту полотну придает способ изображения и выбранный масштаб картины, ее форма. Это узкое полотно, в два раза шире, чем его высота, что позволяет показать широкий пейзаж озера от кромки воды до противоположных высоких обрывистых и пустынных берегов.
Цветовое разрешение картины очень красочно и свежо. С первого взгляда приковывает к себе насыщенная синяя вода озера, которая постепенно светлеет к горизонту, трансформируясь в неровную голубую гладь. Одновременно гармонируя и оттеняя, изображена темно-зеленым скудная растительность края. Зелень обрамляет берега, и кажется случайным оазисом на фоне желтой пустыни. Находящиеся на переднем плане картины камни и мелкий песок тщательно выписаны, и помогают ощутить всю глубину изображения с постепенно темнеющей водой по мере удаления от зрителей. Далекие пустые берега тают в дымке и кажутся не совсем реальными, словно мираж. Вдали видно крошечное светлое пятнышко. Возможно, это парус лодки, с которой ловили рыбу первые ученики Иисуса: будущие апостолы Андрей Первозванный, его брат Симон-Петр и сыновья Зеведеевы – Иаков и Иоанн.
Озеро воплощено художником и реалистично, и вместе с тем поэтично, что было по плечу лишь мастерам уровня Поленова. Он сам гордился этим плодом многолетних трудов и сделал ряд авторских повторений. Холсты-близнецы курской достопримечательности выставляются в художественных музеях Ярославля и Днепропетровска (Днепра по-нынешнему) и в Музее русского искусства в Киеве.
Творение Василия Дмитриевича украшало выставочный зал Курской картинной галереи с самого ее основания в 1935 году. Напомним, поистине подвиг совершил тогда основатель музея Петр Лихин, кстати, лично знавший Поленова. Ему удалось спасти от сноса Сергиево-Казанский собор Курска, спешно развесив поверх икон и настенных росписей разнообразные картины, включая написанные в жанре соцреализма, и объявив старинный храм помещением советского учреждения культуры. На первых же фотоснимках из галереи легко различить поленовское творение.

Среди курян бытует легенда: мол, откуда бы ни смотрел тот или иной зритель на картину, дорожка на берегу озера «бежит» прямо на тебя

Примечательно, что и теперь создания Василия Поленова участвуют в престижных аукционах. Так, за картину «Река Оять» на «Сотбис» покупатели отдали около 1,4 млн долларов, а за полотно «Египтянка» – более миллиона британских фунтов. И снова вспомним грандиозное полотно «Христос и грешница»: одна из уменьшенных копий была пущена с молотка за рекордные 4 млн фунтов. Подобные суммы, несомненно, богатые коллекционеры охотно выложили бы и за сокровище из Курска. Но национальное достояние не продается!

Кстати
Полотно «Кто без греха?» президент Императорской академии художеств великий князь Владимир Александрович (брат Александра III) перед выставкой назвал пусть и «интересным для образованных людей», но «для толпы весьма опасным». А обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев запретил к печати даже каталог выставки. Спасло труд мастера только личное вмешательство императора, посетившего выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую творцу приобрести земельный участок в Тульской губернии на берегу Оки и построить усадьбу Поленово по собственному проекту. Но все же в каталоге выставки цензоры приказали изменить название («Христос и грешница»), нарушив авторский замысел.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...