На что способны курянки: изучаем страницы истории
Свежий номер: 10 октября 2024 (5019)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Как женщины определяют для себя понятия личного счастья и, что еще важнее, смысла жизни? В курской истории можно вспомнить множество героинь, и у каждой из них были свои соображения на этот счет. Изучая историческое значение достижений землячек, автор «ГИ» Яков БОНДАРЕВ приходит к выводу, что женщины – это основа жизни и поступательного развития как в культуре и политике, так и в науке и общественной жизни.

Основать династию. Принцесса Гита сейчас – малоизвестная героиня древней русской истории, а также мать первого документально зафиксированного курского князя Изяслава Владимировича. Гита была дочерью последнего англосаксонского короля Англии Гарольда II Несчастного. Король погиб на поле битвы с норманнами в 1066 году, а его семья бежала из страны. Позже Гита стала женой легендарного князя Владимира Мономаха и, по мнению некоторых историков, родила ему 12 детей. В том числе и курского князя Изяслава. Тем самым Гита основала новую династию по линии Рюриковичей. Среди ее детей был и Мстислав Великий, ставший последним властелином всей территории древней Руси, после него началась активная фаза раздробленности княжеств. Есть непроверенные данные, что ревностная христианка Гита участвовала даже в Первом крестовом походе и умерла на Святой Земле на рубеже XI и XII веков.

С тать матерью святого. Как это часто бывало, историческая личность женщин оказывается несколько смазанной по сравнению с мужчинами. Мир, где существование государства и общества обеспечивается наступательными и оборонительными войнами, зависит в большей степени от сильного пола. Иногда не сохраняются даже имена женщин. Однако в случае с Феодосием Печерским не знаем, как зовут его отца, ставленника киевского князя в молодом городе Курске. Мать будущего святого стала главой семьи после смерти мужа и исполняла эти обязанности на отлично. Но Феодосий пытался несколько раз убежать из дома, чтобы начать жизнь инока. Родительница пресекла все попытки, кроме последней, ставшей успешной. Феодосий нашел свою дорогу к Богу и обосновался в пещере близ Киева. Мать кинулась на поиски Феодосия и нашла уже другого человека, отринувшего все мирское. Видимо, чтобы быть рядом с любимым сыном, мать Феодосия Печерского осталась доживать свои дни в женской обители Святого Николая в Киеве.

Построить храм. Похожая история случится с другой курянкой, но уже в XVIII столетии. Агафья Мошнина родила сына в 1754 году. Наверняка все куряне знают, какими чудесными случаями отмечена жизнь Прохора. В России и не только он прославится своей святостью под именем Серафима Саровского. Так же, как и мать преподобного Феодосия Печерского, Агафья Мошнина осталась одна с детьми, большим хозяйством и главным делом мужа: строительством Сергиево-Казанского собора в Курске. Несмотря на трудности, вдова смогла довести дело до конца. Агафья Фотиевна умерла в 1800 году и была похоронена, предположительно, на кладбище близ Ахтырской церкви.

Написать кулинарную книгу. Купеческая дочь Екатерина Авдеева с ранних лет приучилась к бережливости, хозяйственности, мастерству приготовления кушаний. Вышла замуж по нашим меркам рано: в 15 лет. Прожив в Иркутской губернии до 1820 года, после смерти мужа вернулась в родной город. И тут полностью отдалась науке о домоводстве. В 1842-м Екатерина Алексеевна написала многократно переизданную «Ручную книгу русской опытной хозяйки» и популярную «Карманную поваренную книгу». Дочь купца знала толк в книжном деле, и ее опубликованные советы по кулинарии и домоводству стали активно раскупать, что принесло автору солидные дивиденды. Об успехе может говорить и тот факт, что уже тогда выпускали «пиратские» версии книг Екатерины Алексеевны. В истории с Авдеевой остались слегка в стороне ее «Записки и замечания о Сибири», написанные и опубликованные ранее. Если сравнить с тем, что тогда писали о русских Сибири и других народах тех краев, то труд землячки стал самым передовым этнографическим сборником первой половины XIX века. Даже в преклонном возрасте она вела фермерское хозяйство в деревушке под Новгородом, чтобы организовать эталонную сельскую усадьбу.

Бороться с рутиной и одиночеством через литературу. Именно так можно обозначить главный смысл деятельности писательницы Надежды Соханской. Надежда Степановна родилась в Курской губернии, на хуторе Веселое, но судя по опубликованным повестям, жизнь дворянки Соханской была не самой веселой. Рано лишившись главы семейства, Соханские стали обедневшей дворянской семьей. Однако Надежда выучилась в Харьковском институте благородных девиц. Имея от рождения меланхолический характер, испытывала одиночество, уехав из родительского дома. В ранние годы девушка увлеклась написанием историй, а не флиртом с молодыми людьми (к слову, писательница так и не вышла замуж). Эти литературные выдумки основывались на реальной жизни в глухой провинции. Бумага стоила больших денег, а потребность выражать себя словами была огромной. И Соханская писала на обратной стороне донесений своего отца, который служил когда-то ротмистром. В 1858 году вышла работа землячки, которую заметили многие. Тогда же она стала писать под псевдонимом Кохановская. Повесть «После обеда в гостях» расказывает о жизни скромной помещицы, которая на склоне лет вспоминает о бурной молодости и сравнивает те годы со своим нынешним положением.
О творчестве Надежды Степановны узнали не только титаны русской литературы, такие как Лев Толстой, Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, но и царица, которой отправил рукопись критик Петр Плетнев. Соханская даже совершила поездку в Петербург и была принята императрицей Марией Александровной. Литературный критик Павел Анненков так писал о ее литературном творчестве: «Кохановская первая подошла к провинциальному быту, тождественному с народным в ее глазах, со страстной любовью, с явным намерением почерпнуть в нем не только вдохновение, но и житейскую мудрость».
За свою жизнь курянка написала множество повестей и вошла в историю русской литературы как образец спокойной провинциальной прозы, но такой важной в те годы, когда многие писатели только нащупывали стиль своих произведений.

Стать музой и писательницей одновременно. Имя Федора Сологуба известно всем, кто знает историю русской литературы начала XX века. Но имя его жены Анастасии Чеботаревской забывается даже студентами курского филфака. А ведь она – землячка. Писательница и переводчица Чеботаревская родилась на Рождество 1877 года в Курске, в семье успешного адвоката Николая Чеботаревского. Непростые испытания свалились на девочку, когда мать, страдавшая депрессией, покончила жизнь самоубийством.
Анастасия зачитывалась художественными произведениями, ей было так мало русской литературы, что она стала переводить иностранных авторов. Чеботаревская была сторонницей эмансипации женщины во всех сферах. Поэтому продолжила учебу и даже уехала за границу, где можно было получить высшее образование. В Париже расцвел дар молодой писательницы, которая стала писать публицистические статьи, литературные обзоры и рассказы.
В год Первой русской революции, 1905-й, она приехала в Петербург, где познакомилась с известным русским писателем Сологубом. Анастасия всегда мечтала, что новые времена принесут широкие возможности для женщин России и брак станет союзом двух свободных личностей, гармонично дополняющих друг друга. Она сделала все, чтобы именно такой союз состоялся у них с Сологубом.
Анастасия организовала литературный салон, писала пьесы, составляла сборники «Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX в.» и «Россия в родных песнях», много переводила французских и немецких писателей. Чеботаревская стала музой для своего мужа, и даже революции 1917 года только подпитывали их творческую энергию. Лишь ужасы Гражданской войны курянка принять не смогла. После расстрела близкого знакомого — поэта Николая Гумилева – и смерти Александра Блока, которого не выпустили за рубеж для лечения, настроение писательницы изменилось. Она считала, что ее супруг будет следующим. Нервное состояние привелО к тому, что 23 сентября 1921-го Чеботаревская бросилась в небольшую питерскую реку и погибла. Обстоятельства, приведшие к гибели одной из первых русских феминисток, не до конца понятны до сих пор, но то значение для культуры, которое имела Анастасия Чеботаревская при своей деятельной жизни, сложно не отметить.

Изучить прошлое малой родины. Курянка Софья Ефременко жила в то же время, что и Чеботаревская. Но курскую учительницу, члена курского краеведческого общества занимала история, а не художественное слово. Софья Николаевна оправдывала свое имя, которое переводится с греческого как «мудрость». Образование она получила в Мариинской женской гимназии (ныне – Курский госуниверситет). Ефременко хотела преподавать детям и продолжила свое образование в Санкт-Петербурге. По возвращении в родной город ей удалось стать преподавателем. Курск она любила и с радостью стала частью местного краеведческого общества. Известны исторические публикации Софьи Ефременко в «Известиях Курского губернского общества краеведения». В 1928 году вышла ее брошюра с кратким очерком «Слобода Ямская г. Курска (в прошлом)». Очерк доступен для прочтения и сейчас в интернете. Другой известный текст Ефременко написан на неожиданную тему «Историко-поэтическое описание рек Курского края». В этой статье переплелись дореволюционное увлечение Софьи Ефременко поэзией и интерес к прошлому рек и речушек нашего края. По прошествии 100 лет по-прежнему важно, что Ефременко не только работала в архивах, но и записывала оригинальные курские словечки, песни и сказки.
Софья Николаевна пережила войну, но еще до нее, с 1930-х, практически ничего не публиковала. Причина – в роспуске краеведческих обществ по всей стране. Но те данные, которая она смогла оставить для всех интересующихся прошлым Курска, любопытны по настоящее время.

Дожить до 100 лет. В музее Гетти в Калифорнии хранится шикарный портрет молодой женщины. На фоне южного моря, драпированных колон, полулежа на дорогих тканях расположилась княжна Леонилла Витгенштейн.
Леонилла Ивановна родилась в семье Ивана Ивановича Барятинского – владельца усадьбы Марьино недалеко от города Льгова. В фамильном имении Барятинских она и провела много времени за изучением иностранных языков, танцев, рисования и других предметов из набора аристократических добродетелей. До 15 лет Леонилла не выезжала за пределы Курской губернии. Когда семья уехала в Петербург, она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. После замужества (ее избранником стал князь Лев Витгенштейн) уехала из России и бывала тут нечасто. Поговаривали, что брак стал тяготить обе стороны после 20 совместно прожитых лет. Леонилла завела отношения с гувернером, а муж поселил во флигеле заграничного имения свою любовницу. Но то была середина века. В дальнейшем Леонилла успеет принять католичество, попытается остановить войну между Францией и Пруссией. Она покровительствовала тем, кто высказывал экуменические мысли о соединении всех христианских церквей, была свидетельницей как минимум двух революцией и застала крушение XIX века в конце Первой мировой войны. До своего 101-го года рождения Леонилла Ивановна пребывала в твердом уме, светлой памяти и умерла Швейцарии в 1918 году, поставив рекорд долгожительства среди русской аристократии.

Этот список женщин, связанных фактами биографии с курским краем, можно продолжить и женщиной-пилотом Катей Зеленко, погибшей в результате героического тарана противника, и основательницей единственного в России Музея юных защитников Родины Клары Рябовой. Замечательны истории женщин, выбравших профессию, считающейся мужской. Тут можно назвать имена архитекторов Аллы Захаровой и Галины Луниной, известного миколога (ученый, изучающий грибы) родом из Курска Ларисы Васильевой, химика Тамары Андрушкевич, исследовавшей использование процесса окисления, а также родившейся в Курске специалиста в области химии и взрывчатых веществ для ядерного оружия Людмилы Фомичевой и многих других достойных землячек.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...