Местное самоуправление: «Нарисуем» – будем жить
Свежий номер: 23 июля 2024 (4996)
тираж номера: 2500 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В регионах до 20 мая идет сбор поправок к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Второе чтение новой редакции отложено с марта на июнь. Первое прошло в ГД 25 января. Закон изменит систему власти на местах, введя довольно жесткую вертикаль. Губернатор получит право рекомендовать своего кандидата на пост мэра и снимать его с должности. Какие еще нововведения произойдут в системе местного самоуправления, «ГИ» узнали у исполнительного директора Совета муниципальных образований Курской области Владислава Шелеста и профессора, политолога Владимира Слатинова.

Все свое, ничего чужого
Корр: – Большая часть полномочий передается от сельсоветов районам или от городов – на уровень области. Как сейчас в Курске. Сельсоветы становятся фактически структурными подразделениями администраций городов или районов. Как это изменит права и жизнь курян?
Владислав Шелест:
– Глава муниципалитета обязан решать все вопросы, связанные с обеспечением жизни людей. Сейчас он может отказать в помощи жителям, направить, как в компьютерной игре, на другой уровень: в район, город, область. Закон призван навести порядок и повысить ответственность главы муниципалитета.
Появятся два вида муниципалитета: городской и муниципальные округа (в городах федерального значения возможны внутригородские муниципальные образования – это исключение). Поэтому, например, за весь район будет отвечать единая администрация. Сельсоветы как уровень самоуправления будут упразднены, но управленцы на местах останутся – сейчас обсуждается, в каком количестве и в каком статусе. Больше не будет дублирования функций, больше не будет «чьих-то» дорог или «чужих» территорий внутри муниципалитета, куда не дотягивается рука местной власти. При одноуровневой системе местного самоуправления глава города уже не сможет переложить ответственность на главу района или наоборот. Жители населенных пунктов будут четко знать, с кого спрашивать – с администрации городского округа или муниципального района.
Для обеспечения жизненно необходимых нужд людей у руководителя будут все полномочия и главное – финансы. Таким образом, граждане и избранный глава смогут решать местные вопросы на «местные» деньги. При этом муниципальная власть встраивается в единую логику принятия государственных решений и выполнения национальных проектов.

Владимир Слатинов:
– В отдельных регионах формирование одноуровневой модели состоялось. Например, Ставропольский край такую модель уже реализовал, и массовых претензий по этому поводу не было – население не слишком заметило какую-то серьезную угрозу от того, что местные интересы якобы не будут учитываться.
Весь вопрос в том, как проводить изменения.
Первый момент. Нужно, чтобы в населенных пунктах, где присутствует власть, она действительно осталась – на расстоянии вытянутой руки или близкой пешей доступности. В другом, возможно, статусе, но присутствовала. Да, конечно, мы говорим о цифровизации системы услуг. Но не надо увлекаться. Сельские районы в этом плане отстают, к тому же есть жители пожилого возраста, для которых цифровые услуги представляют сложность. Поэтому нужно, чтобы представитель муниципального округа обязательно выдавал справки, вел прием граждан, решал местные проблемы. Это критично важно. Вопрос не в ликвидации низового уровня власти, а в том, каким образом это сделать так, чтобы люди все равно могли обратиться к власти.
Второй момент. Необходимо развивать формы самоуправления.
Третий момент. Проводя реформу, необходимо оставить количество депутатов достаточным, чтобы округа были не слишком большими и представительство – широким.
Если эти механизмы будут должным образом сформированы и организованы, думаю, серьезных проблем с устранением нижнего уровня МСУ не будет.

Не справился – на выход!
Корр: – Закон об МСУ больше поменяет на практике, чем закон о региональной власти? Что именно?
Владислав Шелест:
– В новом законе появляется и новый уровень системы местного самоуправления: городские и муниципальные округа. Это – главное отличие. Изменится и порядок избрания главы города (муниципального района). Кандидатуру на обсуждение депутатов представительного собрания МСУ может внести губернатор, при этом сохраняются и прямые выборы.
Таким образом, статус руководителей различных уровней власти сближается. Так обеспечиваются единство публичной власти, ее четкая вертикаль. Напомню, по недавно принятому федеральному закону об общих принципах публичной власти в субъектах РФ губернатор одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и субъекта страны. На муниципальном уровне будет работать та же аналогия – глава муниципального образования замещает государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность. При таких условиях вырастет не только статус главы муниципалитета, но и его ответственность перед губернатором. И это – третье принципиальное нововведение.
Теперь, если глава муниципального образования не справляется с своими обязанностями, губернатор получит право снять такого руководителя с должности после предупреждения. Если в течение месяца ситуация не будет исправлена, глава города или района отправится в отставку.
Корр: – Не противоречат ли новые законодательные нормы об МСУ статье 12 Конституции, которая прямо отделяет органы местного самоуправления от государственной власти?

Владимир Слатинов:
– Приняты поправки к Конституции. Законодательство России приводится в соответствие с ними. Саму систему единой публичной власти в стране предложил выстроить президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 2020 года. В частности, речь идет о публичной власти, которая должна быть сформирована на местах. Создается одноуровневая модель местного самоуправления, «основанная не на территориальной привязке, а непосредственной близости к населению». Получается, что более крупные муниципальные образования поглотят более мелкие. Фактически устраняются сельсоветы. Они войдут в структуру власти местного самоуправления городских и муниципальных округов.
За 30-40 лет в районах значительно сократилось число жителей. У сельсоветов некоторых районов нет возможности зарабатывать. А самодостаточность местного самоуправления — это финансы. Нет денег – невозможно решить проблемы граждан.
У городских и муниципальных округов одинаковые полномочия. У региона – другие. Их перечень, а также источники финансирования определяются законами субъекта РФ.

Правила игры
Корр: – Как полномочия сельсоветов, городов, муниципальных районов обеспечены деньгами сегодня и что изменит новый закон после его принятия? Какие полномочия относятся к постоянным, передаваемым?
Владимир Слатинов:
– В законе устанавливаются неотчуждаемые полномочия муниципалитетов: принятие муниципального бюджета, принятие устава, распоряжение муниципальной собственностью, благоустройство – таких около 27. Большая часть этих полномочий связана с непосредственной жизнью муниципалитета. Это полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Второй вид полномочий – более высокого уровня – обозначен как полномочия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. Без слова «непосредственную». Электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение, снабжения топливом, дороги, транспорт, коммуналка – не отнесены к муниципальным полномочиям, а отнесены к публичным, решения о распределении которых принимает регион.

Полномочия – это публичные обязательства власти перед жителями, которые она должна реализовывать ради поддержания всеобщего блага

Фактически новый закон дает очень большую свободу губернаторам в том, как будет выглядеть система управления регионом и более того – система распределения полномочий органов власти. Губернатор «рисует» систему публичных полномочий и «рисует» композицию системы управления.
Мои коллеги, к которым присоединяюсь, обеспокоены тем, что важные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения подвисают между муниципальном уровнем и государственными полномочиями региона. С точки зрения законодательства в этом кроется опасный момент, и требуется более четкое понимание, как они будут распределяться.
Второй вопрос, ответ на который новый закон не дает, – как в таком случае определяется бюджетирование этих полномочий. Есть общее правило: полномочия не передаются без денег. Но нет конкретизации: как деньги идут за полномочиями. Вот это – очень серьезная проблема, из-за которой возникает много претензий к закону со стороны экспертного сообщества. Поэтому образовалась пауза в работе над законопроектом, будут поступать предложения от регионов, и ключевой блок документа доработают.
Владислав Шелест:
– Закрепление и перераспределение полномочий, отраженное в законопроекте, дает возможность максимально эффективно отвечать на запросы жителей, а людям – понимать, в каких случаях требовать решения проблемы от муниципалитета, в каких – от региона. И не важно, государственный или муниципальный уровень власти – гражданин должен получить решение своего вопроса.
Но в проекте закона есть и недоработки. Действительно, не прописан механизм передачи полномочий. Например, больница в районном центре. Лечебный процесс – это зона ответственности региона, помещение может быть на балансе муниципального образования, дорога к ЛПУ, коммунальные сети и освещение – предметами совместного ведения, а до больницы добраться можно, например, только по участку федеральной трассы, в обслуживании и ремонте которого участвуют федеральные структуры. Чтобы урегулировать эти вопросы и передать полномочия и финансы главе муниципалитета, и нужен точный законодательный и финансовый механизм.
Сейчас муниципалитеты страдают от полномочий, которые не обеспечены финансами. Они остаются только на бумаге и не превращаются в реальные дела. На муниципальном уровне должны оставаться полномочия, на которые есть средства в местном бюджете, с которыми могут справиться органы местного самоуправления.

Централизация власти?
Корр: – Как реформа повлияет на управляемость территорий?
Владислав Шелест:
– Населению нужен реальный человек в городе или районе, который будет отвечать за территорию. Как на месте будет организована работа? Многое зависит от региональной власти. Есть государственные задачи – они содержатся в стратегии развития России, которая, в свою очередь, отражена в национальных проектах. Каждый из них вписан в стратегию развития региона, района, города. Такова сегодня логика вертикали власти. Главы районов отчитываются перед губернатором, а уже губернатор – перед Кремлем за достижение целей нацпроектов и стратегии развития по определенным KPI. Четкая вертикаль власти выстроена, обеспечена финансами и укрепляется на законодательном уровне.

Владимир Слатинов:
– Государство защищает территориальную целостность, макроэкономическое регулирование. Полномочия, связанные с образованием, здравоохранением, благоустройством, тепло-, газо- водоснабжением, коммуналкой транспортом, надо распределить так в регионах и районах, чтобы их реализация была удобна и эффективна для граждан.
Централизация полномочий есть – мы это видим. Переданы полномочия по транспорту из Курска в область, до этого передавались полномочия в части территориального планирования и утверждении планов территориального развития, генеральных планов, застройки, еще раньше – полномочия по распоряжению земельными ресурсами. Причем процесс передачи полномочий от местного уровня на региональный происходит тоже в большинстве российских регионов.
Это связано с двумя вещами. Первое. Чтобы реализовывать полномочия, надо иметь деньги. К сожалению, не у всех муниципалитетов они есть. Второе – нацпроекты. Многие эксперты отмечают, что губернатору удобнее сконцентрировать полномочия у региона, чтобы быстрее аккумулировать ресурсы и добиваться результатов. Поэтому переданы полномочия по городскому транспорту, чтобы быстро провести транспортную реформу в Курске, обновить парк городского транспорта. Региону, который вкладывает деньги в отрасль, региону, который привлекает для этого федеральные средства, удобнее делать так. Логика задана реализацией нацпроектов.
Но нужно искать баланс, наполняя муниципалитеты деньгами, контролируя их. Считаю те полномочия, которые наиболее приближены к гражданам, все-таки должны реализовываться на уровне пусть крупных, но – муниципальных образований.

Депутаты останутся, ответственность глав вырастет
Корр: – Есть опасность в том, что одноуровневая модель ликвидирует поселенческий уровень МСУ как самый близкий к гражданам? Критики закона опасаются, что возрастет роль криминальных авторитетов. Как Вы считаете?
Владислаав Шелест:
– Во-первых, переходный период к одноуровневой системе местного самоуправления планируется завершиться только к 1 января 2028 года. Во-вторых, новых имен в списках поселковых и деревенских депутатов сейчас практически нет. В поселениях не хватает кадров и ресурсов для эффективной работы. В-третьих, в большинстве случаев администрация поселений все равно направляет людей на уровень выше – в район. Представители сельсоветов останутся на местах, но будут отвечать за свои действия перед районным руководством. Это плюс, потому что сейчас, когда глава сельсовета не справляется с полномочиями, он ищет защиты у местных «элиточек». С принятием нового закона такой защиты не будет, а доверие людей к власти благодаря повышению ответственности возрастет.
Корр: – Что нужно предусмотреть в нормах закона, чтобы его применение в регионах было унифицированным, шло с минимальными различиями?
Владислав Шелест:
– Унификация не всегда оправдана. Есть объективные различия в развитии регионов. Как отчитываться за развитие животноводства, если, например, регион растениеводческий и наоборот? Ведь наличие конкретных видов сельского хозяйства, промышленности в регионе и муниципалитетах зависят от географических особенностей. Например, в Курской области есть КМА, в Якутии добывают бриллианты и т.п. Унифицировать задачи для всех регионов и районов нельзя. То же самое касается территорий с разной плотностью населения. Все эти вопросы – предметы для выработки предложений в новый закон. И эту работу для своего региона мы уже ведем с депутатами Курской областной думы.

Учиться самоуправлению
Корр: – Какие формы участия в работе органов местного самоуправления остаются у граждан?
Владислав Шелест:
– Согласно Конституции, единственным источником власти в Российской Федерации по-прежнему является народ. В муниципалитетах граждане могут объединяться в ТОСы, чтобы защищать коллективные интересы, организовывать сходы для решения общественно значимых вопросов, участвовать в выборах народных депутатов органов местного самоуправления. В этом смысле ничего не изменится.
Главным принципом формирования органов МСУ остаются народные выборы депутатов. Несмотря на то, что главы регионов получают право выразить недоверие главам округов, окончательное решение также остается за избранными представительными органами МСУ.
В российских регионах внедрена система «Инцидент-менеджмент», которая фиксирует все обращения граждан и реакцию властей на жалобы населения. Благодаря этому инструменту упрощаются организационный и управленческий процессы и проявляется ответственный за то, что происходит в муниципалитете.

Владимир Слатинов:
– Да, уже есть известные формы участия граждан в самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (ТОСы), инициативное бюджетирование. Муниципальные инициативы – новая форма, которая появляется в законе. Региональным властям нужно обучать активистов, чиновников муниципальных округов, чтобы люди понимали азы и могли более активно самоорганизовываться.
Надо напомнить, что остаются депутаты муниципальных округов (районов). Они будут представлять территории в соответствующих муниципальных округах – в их представительных органах. Пусть лучше округа будут меньше, депутатов больше. Главное, чтобы представительство народа на уровне района было полномасштабным. Это крайне важно.

Корр: – В чем роль Совета муниципальных образований в новых условиях? Можно ли провести параллель с Госсоветом (но на региональном уровне)?
Владислав Шелест:
– Чтобы реформа МСУ начала работать, нужно моделировать ситуацию уже сейчас совместно с управделами и финансистами в районах области. Основная задача совета – аккумулировать проблемы и предложить варианты их решения, создать кейсы. Так мы будем идти на шаг впереди. Здесь важен обмен практиками муниципалитетов и обратная связи с населением. В совете – 347 членов, представляющих муниципальные образования Курской области, они защищают интересы населения.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ