Первооткрыватель целинной степи в Курске
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Первооткрыватель целинной степи в Курске
Он не был политиком или писателем, не изобретал новые устройства, но его имя носит уникальный заповедник в нескольких километрах от Курска. Почему ботаники обратили внимание на степи только в XX веке и какую роль сыграл в этом неутомимый курянин Василий Алехин − в   материале «ГИ».

Василий – сын Василия
1909 год. Рано утром прилично и с иголочки одетый молодой человек шел по улице Херсонской, пересекал Выгонную и двигался далее – южнее города. Иногда к пешеходу присоединялись другие люди. Возвращались они, когда в темноте нельзя было рассмотреть соседский дом. Только потом самые любопытные узнали в пешеходе сына местного купца. Страстно увлекавшийся ботаникой парень в эти дни совершил чудесное открытие недалеко от Курска. Но история эта берет начало в еще более ранние времена.
У Василия Алехина был сын Василий, который стал заниматься выгодным, как тогда казалось, делом – продажей мехов. У этого купца родился еще один Василий Васильевич – наш герой. Ведя дела в Харькове, отец будущего геоботаника начал понимать, что больше теряет, чем приобретает. Разорившись, он сосредоточился на своей семье. А она даже по меркам того времени была весьма большой. Супруга подарила мужу шесть дочерей.
17 января 1882 года в доме на улице Пастуховской на свет появился наследник, мальчик, нареченный, как мы уже знаем, царственным именем Василий (от греч. «басилиос», что значит «правитель»). Улица, на которой стоит тот дом, сейчас названа в честь литературного критика Виссариона Белинского. Считается, что родился ученый в доме под современным номером 21. Его легко узнать во время прогулки. Относительно недавно оно было отремонтировано и сейчас здесь размещаются администрация Курского района, отдел ЗАГС.
Василий Алехин рос довольно вдумчивым ребенком. Даже местные улицы Пастуховская (по которой гнали некогда стада на выпас), Выгонная (где пасли скот), Луговая (намекающая на луга в этом месте в былые времена) способствовали интересу к изучению прошлого и настоящего растительного мира Курска.
Отец Алехина часто самостоятельно ухаживал за своим садом, привлекая к работе семью. Так маленький Вася Алёхин стал больше обращать внимание на удивительный мир природы. Пускай и искусственной, не дикой, но такой живой и загадочной.
Начала проявляться и страсть Алехина к систематизации и собиранию. Заведя отдельную записную книжку, мальчик пытался составить полный список растений в отцовском саду. По сообщениям некоторых краеведов, дом, в котором жили Алехины, сгорел, и они переселились на одну из улиц, примыкавших к главной артерии города – улицу Мирную. Тот ли самый дом на Белинского, 21, имеется ввиду, когда рассказывают о пожаре, или это иное соседнее строение, или же большой каменный дом горел, но потом был восстановлен не до конца понятно.
Однако семья стала жить во флигеле дома брата отца. Домашние замечали интерес Василия к растениям. Поддерживая это увлечение, ему подарили замечательное и новое на тот момент издание «Флора Средней России» русского ботаника Петра Феликсовича Маевского. Для написания этой книги издатели специально выделили Маевскому флигель в своей усадьбе. После получения книжки в подарок Алехин сутками напролет возился с этим определителем растений. Сложные взаимосвязи между их устройством и средой становились уже чуть понятнее. А сколько еще предстоит найти самому и также занести в каталог и описать! Вот так создание важного труда в одном флигеле в Подмосковье отозвалось в другом флигеле уже в Курске и перевернуло мир Василия Алехина. Если откроем любое издание этой книги (а оно выходило и в наше время), то увидим предисловие автора, которое могло подстегнуть Алехина к более серьезному занятию ботаникой. Маевский сокрушается, что вся эта наука строится на любителях-исследователях. Это за счет них зачастую ботаник получает основной массив сведений. Но любитель очень скоро бросает дело сбора и систематизации без хорошего научного пособия под рукой. Получается замкнутый круг: нет любителей, значит, нет и хорошего определителя, нет определителя, значит, нет системной работы от любителей и так далее до бесконечности. Маевский надеялся, что с помощью его определителя, в который вложено много сил и фактов, работа увлеченных коллекционеров гербария в разных губерниях пойдет активнее. Таким человеком и решил стать Василий Алехин.
Значит ли это, что до него никому не было дела до курской флоры? Конечно же, нет. Во второй половине XIX века началось систематическое изучение ботаниками губернии. Этим занимались такие исследователи, как Франц Геффт, Эдуард Линдеманн и автор первого каталога флоры Украины русский ботаник Василий Черняев. Все они составляли труды по растительности губернии, однако не касались вопросов флоры самого Курска и его окраин.
В 1869 году вышла важная книга «Конспект растений дикорастущих и разводимых в Курской губернии». Это был плод труда Александра Михайловича Мизгера, преподавателя естествознания Курской классической гимназии. Мизгер занимался не только написанием сводки всех растений губернии, но и составлением списка археологических памятников. Такие многогранные и деятельные люди всегда становятся опорой для развития знаний о регионе. Весной и летом ученики гимназии отправлялись со своим преподавателем Александром Михайловичем в прогулки для пополнения коллекции гербария. Ныне этот гербарий, созданный в буквальном смысле руками Мизгера и его учеников, находится в фонде Курского краеведческого музея. Среди гимназистов, перенявших увлечение учителя, был и дядя нашего героя – Алексей Васильевич Алехин. Именно он стал культивировать интерес племянника к заполнению белых пятен ботанической карты. Каталог Мизгера при всех его достоинствах не выгодно отличало то, что в нем не указывалось, где конкретно был добыт образец для свода растений. Требовалось начать более системную научную работу. С дядей Алексеем Васильевичем юный Алехин отправлялся на поиски известных и неизвестных растений в окрестностях Курска. Тогда удалось собрать более 900 гербарных листов, что уже говорит о серьезном подходе к делу систематизации у гимназиста Алехина. Во время длительных прогулок он исследовал окрестности Моквы, Клюквы, Сапогово, Шуклинки.
Вдумчивость, серьезность в учебе и великий интерес к естественнонаучным дисциплинам позволили Василию Алехину закончить Курскую мужскую гимназию с золотой медалью.

Прогулки на юг
Наступал 1901 год. Новое столетие встречало самыми светлыми надеждами на прогресс. Выход Российской империи в безоговорочные мировые лидеры нового века казался близким как никогда.
Счастье для молодого человека, когда он не мечется в поисках нужной специальности в университете, а твердо знает, чем хочет заниматься и кем ему следует стать. Василий был как раз таким студентом. Он отправился в старую купеческую столицу России – в Москву – и без особого труда поступил в Московский университет. Его интересовали природа и, главным образом, растения. Поэтому он стал студентом естественного отделения физико-математического факультета. Уже тогда курянин понял, что вся его жизнь будет неминуемо связана с этим центром российской учености. Ибо здесь все было устроено наилучшим образом для совершенствования его знаний об особенностях флоры страны.
Будучи студентом, погруженным в исследования, он приезжал на каникулы в родной Курск. Рассказы старших коллег – Вернадского, Тимирязева и других светил отечественной науки – о том, что знания о биологическом разнообразии содержат еще многочисленные лакуны, подстегивали Алехина энергичнее взяться за изучение ботаники. Однажды Василий увидел, как крестьяне привезли в город душистые громады еще не высохшего сена – очень интересного в плане ботаники. Подойдя ближе, Алехин стал находить один за другим цветы, листья, стебли разных растений, когда в руке набралось уже много, молодой ученый поспешил выяснить, откуда же привезли такие травы. Слово за слово и стало понятно, что следы ведут почти строго на юг от Курска. Еще больше Алехин преисполнился надежды, когда крестьяне сказали, что на тех лугах никто никогда не пахал. Это была фантастическая удача. Предстояло, вооружившись описанием дороги, поехать и разузнать, что за нетронутые поля находятся рядом с городом.
Чтобы понять удивление Алехина от новости о непаханом обширном пространстве земли, нужно представить себе хотя бы в общих чертах картину аграрной истории губернии. Уже к началу XX века край давно страдал от малоземелья. Большое количество крестьян и малое количество удобных пахотных площадей вызывали отток курян в разные части империи. Людей было больше, чем необходимой земли. Распахано было довольно много пространств, в особенности рядом с городами, селами и деревнями. И какая была радость найти целину прямо рядом с Курском. Причина такой бережной эксплуатации, по некоторым данным, в исторически сложившейся принадлежности этих земель. В 1626 году царь Михаил Федорович пожаловал эти участки курским стрельцам и казакам. Специфика службы не позволяла заниматься распашкой гектаров земли, максимум промышлять огородничеством рядом с домом. Годы шли, превращаясь в столетия, а степи служили из поколения в поколение местом для заготовки отменного сена. Почва оказалась нетронутой.
В ходе сбора образцов в Стрелецкой степи местные поведали, что похожая земля и ничуть не хуже есть юго-восточнее. Так был открыт участок будущего заповедника под названием Казацкая степь. Алехин уехал довольный результатами сезона в Москву. С этого момента открытие для всемирной науки курских степей стало фактом. Перед научным сообществом Алехин выступил с докладом «О целинной степи в Курске».  На волне успеха Василий Васильевич стал приват-доцентом, а в 1918 году – профессором Московского университета.
Россию разрывало в хаосе Гражданской войны, а Алехин уехал в родную губернию с ботанической экспедицией. Во всех источниках этот приезд в регион, за который разгоралась борьба в 1919 году, назван частью всестороннего анализа Курской губернии. Новая власть нуждалась в любых дополнительных сведениях о ресурсах страны и их использовании. Военное противостояние с войсками Деникина стало горячей порой для Курска. В сентябре 1919-го белогвардейцы овладели городом. Но экспедиция Алехина к тому времени уже покинула пределы губернии. В 1920 годы Василий Алехин настаивал на более детальном изучении курских степей. И самое главное – призывал защитить их и придать им статус заповедной зоны, а не просто памятника природы. Доводы Алехина для руководства страны логичны и просты: если нам необходимо добиваться большей урожайности, восстанавливать черноземы, то нужно изучать настоящую целину. А где она есть? Правильно, в Стрелецкой и Казацкой степях. Кипучая деятельность Василия Васильевича принесла свои результаты. С 10 февраля 1935 года берет начало история Алехинского заповедника.

Московская школа геоботаники
Алехину присвоили степень доктора биологических наук. Курянин основал первую в стране кафедру геоботаники. Год от года число специалистов по изучению степей становилось больше. Возникла самая настоящая московская школа геоботаники. Главное отличие в сравнении с простой ботаникой – в том, что геоботаника сосредоточена на изучении комплекса растений и их географического положения. В ходе исследований Василий Алехин пришел к выводу о существовании четкого растительного сообщества на каждом однородном участке Земли. Раньше господствующей версией было то, что растения просто живут сами по себе в случайном порядке. Алехин же доказал, что на деле можно говорить о целой системе, едином сообществе, где одни растения приспосабливаются к другим, помогают выжить, изменяются под воздействием среды определенного сообщества. Для нас самой известной теорией по этой теме стало так называемое общение растений. Назвать это полноценной передачей информации, конечно же, нельзя. С помощью летучих органических веществ одно растение может передать информацию, к примеру, о вредителе другому. До сих пор точно не установлено, каким же образом растение-адресат воспринимает эти вещества. Однако важно, что именно Василий Алехин доказал гипотезу о сообществе растений и успешно их изучал.
Война тоже оставила свой след на детище Алехина – заповеднике, который получил его имя. Немцы уже в 1941 году вырубали там ценные породы дерева, различные кустарники. Были разрушены все здания поселка для исследователей заповедника. Алехин тяжело переживал разрушения всей инфраструктуры заповедной зоны, что отразилось на его и без того пошатнувшемся здоровье.
Одним из людей, ждавших с нетерпением новость об освобождении Курска и Курской области от захватчиков, был Василий Алехин. В победный 1945 год профессор вернулся в заповедник, где его встретил директор учреждения. Пришлось начинать все сначала.

Еще при жизни ученого специалисты посчитали, что на одном квадратном метре Стрелецкой степи сосредоточена почти сотня разных растений. Вместе с Курской магнитной аномалией у нас появилась благодаря Василию Васильевичу «Курская ботаническая аномалия». В апреле, когда Стрелецкая степь полностью свободна от снега, начинается великолепная игра цветов.

3 апреля 1946 года знаменитый геоботаник и инициатор создания заповедников на территории Курской области Василий Алехин скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А жизнь на потрясающей земле заповедника не утихла и сегодня радует тысячи экскурсантов каждый год.

Фото с zapoved-kursk.ru.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ