Курский трамвай отмечает юбилей
Свежий номер: 28 сентября 2023 (4911)
тираж номера: 3890 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курский трамвай отмечает юбилей
Почему первый городской электротранспорт называли ползучей змеей? По какой причине отказались от бельгийских вагонов? Какой урон трамвайному хозяйству нанесла немецко-фашистская оккупация Курска? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в музее городского электрического транспорта. В преддверии 125-летия курского трамвая заведующий музеем Александр Настенко провел экскурсию для журналистов.


Появлению изобретения в нашем крае куряне обязаны Ивану Лихачеву, руководившему работами от лица «Бельгийского анонимного общества». Именно его проекту дали зеленый свет, который засиял 18 апреля (30 апреля по новому стилю) 1898 года. На улицах в этот день было особенно многолюдно, ведь многие спешили на Красную площадь, где уже находились вагоны. Торжество тогда открылось крестным ходом.

Для людей такой транспорт был диковинкой, поэтому многие даже начинали креститься. Одна женщина и вовсе не могла поверить тому, что «телега» может двигаться. Она начала рассматривать вагон, затем стала на колени, заглянув под колеса. После проверки окружающим сообщила: «Ползет, как змея!». После этого первое время курский трамвай в шутку и называли «ползучей змеей».

Постепенно куряне полюбили такой транспорт, особенный восторг он вызывал у мальчишек, которые пытались ездить «зайцами». Кстати, до революции, как отметил заведующий музеем Александр Настенко, поездка на трамвае гражданам обходилась дорого.

– Это было частное предприятие, задачей которого было извлечение прибыли. Весь проезд от Московских до Херсонских шпилей стоил восемь копеек. В то время – большие деньги: курица стоила 12 или 13 копеек. В день рабочий зарабатывал 30-40 копеек. Льготы были для учеников – они могли проехать за пять копеек или половину маршрута за три. Были льготы и следующего характера: можно было поставить у кондуктора на билете просечку компостером, выйти, сделать покупки, а потом зайти на этой же остановке, предъявив билет с просечкой. Несмотря на льготы трамвай был очень прибыльным предприятием, – рассказал Александр Настенко.

Когда пассажиры оценили новшество, появились и первые претензии: чтобы движение было регулярным, а обслуживающий персонал – вежливым. И все же орловчане, у которых трамвай появился на полгода позднее, отмечали, что курский трамвай гораздо лучше. Недовольство было и у самих трамвайщиков, которые в 1901 году устроили первую забастовку из-за условий труда: низкая заработная плата, высокая продолжительность рабочего дня и постоянные штрафы.

Первая мировая и Гражданская войны существенно отразились на жизни трамвая. В 1918 году его и вовсе пришлось остановить из-за нехватки топлива на электростанции. Бельгийское руководство в 1919-м решило бежать из страны и вывезти часть оборудования. Сделать последнее помешали рабочие. С 1918 по 1924 годы трамвай «простоял».

К июлю 1924-го было принято решение о восстановлении трамвайного движения. Задуманное удалось воплотить в жизнь уже в октябре этого же года. А 7 ноября 1930-го было открыто Северное депо. К тому времени следовало обновить подвижной состав – бельгийские вагоны требовали постоянного ремонта.

– Ремонтировали одно – ломалось другое, запчасти на них уже не выпускались не только в нашей стране, но и в Европе. Приходилось заказывать индивидуально по чертежам, а это дорого. Поэтому было принято решение закупить новый подвижной состав. Эти вагоны были более широкие и длинные, чем бельгийские. В старом депо они не помещались. Решено было не останавливать движение, построить новое депо, а потом уже туда перевести все хозяйство, – пояснил Александр Витальевич.

Событие ознаменовало начало нового периода курского трамвая. Через несколько лет последовало и расширение сети. В целом курский трамвай был «передовиком» в стране, пока свои коррективы не внесла Великая Отечественная война. Оккупация города привела не только к его разрушению, но к уничтожению трамвайного хозяйства. Были разобраны рельсовые пути от железнодорожного вокзала до Московских ворот и от Барнышевской площади (в настоящее время площадь Добролюбова) до Солянки, часть рельсов отправлена в Германию на переплавку, снята и вывезена вся воздушно-электрическая сеть, из 35 вагонов – ни одного целого. И это неполный список разорения.

Но о трамвае никто не собирался забывать. К восстановительным работам приступили всего лишь спустя несколько дней после освобождения города. Героизм и самоотдача советских людей помогли уже 19 сентября 1943 года открыть движение по маршруту «Хлебозавод – ул. Добролюбова». Полностью восстановить довоенное положение удалось практически через шесть лет. Последующие годы трамвай «жил» достаточно хорошо.

– Прибыльным он был вплоть до 1968 года, а потом появились многочисленные льготы, которые зачастую не обеспечивались должным и своевременным финансированием. Приходилось как-то затягивать пояса, но тем не менее трамвай продолжал работать. 1990-е для нас были еще достаточно счастливыми. А вот уже в 2000 годы начались проблемы: необходимость денежных средств, старение подвижного состава, требующееся обновление инфраструктуры, – подчеркнул Александр Настенко.

Действительно, последние десятилетия курский трамвай переживал не самые лучшие времена, но куряне надеются, что начавшаяся реконструкция трамвайных путей вдохнет новую жизнь в городской транспорт.

– И наш курский трамвай снова станет образцовым, – акцентировал внимание Александр Витальевич. 

Посетить музей могут куряне и гости нашего города, нужно лишь заранее записаться на экскурсию.
Телефон для справок 34-37-38


Фото Влада МАЛЫШКО
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ