В очередной подборке событий прошлого – древнеримские архитектурные идеи, сохранившиеся в облике города; уроженец Каппадокии, образ которого отразился в десятках храмов по всей области; пассажирка первого курского трамвая, угрожающая безопасности других.
КРОВАВЫЕ БУЛАВКИ
Обычная булавка для пышной и дорогой одежды уже изготавливалась в Русском государстве в XVI-XVII веках. Не прошли мимо этого простого приспособления и курские модницы. Особенно дворянки в XVIII столетии, когда наш город стал настоящим губернским центром. Но тогда никакой опасности булавка не представляла. Кроме как для дамы или ее служанки, которые могли случайно уколоться при переодевании.
Угроза появилась со всеобщим наступлением технического прогресса в конце XIX-начале XX веков. Трамвай в те годы становился во многих городах мира главным перевозчиком. Но привычки пассажиров оставались прежними, несмотря на нововведения. Порой это приводило к странным историям.
В правилах пользования Курского трамвая в 1912 году, в параграфе за номером 23, перечисляются категории людей, не допускаемых в вагон. Среди больных и бродяг находим пункт, запрещающий дамам «с длинными острыми шляпными булавками» находиться в салоне трамвая. Дело в том, что женщины носили в головных уборах различные булавки, увенчанные вставками из золота, драгоценных камней, кости или серебра. Так как такое ювелирное изделие было длинным, негнущимся и с острым наконечником, то зачастую могло сильно поранить человека, стоящего рядом с модницей в толпе или в вагоне.
Попытка хоть как-то обезопасить суровый аксессуар не всегда приводила к нужному эффекту – предохранители-колпачки откручивались и падали. Шляпные булавки стали столь популярными, что служили нередко оружием самообороны. Проблема отпала сама собой лишь после Первой мировой войны – появилась мода на короткие стрижки, а широкополые шляпы перестали носить. Наступала эпоха активной леди.
ДРЕВНИЙ РИМ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА
Русская архитектура связана родственными узами с традициями Византии. В свою очередь византийская традиция взяла многое из искусства зодчих Древнего Рима. Отзвуки каменных шедевров империи можно увидеть и сейчас во многих городах России. Что-то мы восприняли напрямую от римских традиций, а иные вещи – через православную культуру Константинополя.
Пантеон или Храм всех богов – единственное древнеримское здание, которое не подвергалось более поздним модернизациям и дошло до нас не в виде руин. Уникальной его особенностью является полукруглый купол с отверстием наверху. После падения Западной Римской империи навыки возведения таких куполов были надолго забыты. В Константинополе позднее появились купола на так называемых парусах, которые и распространились на Руси в виде главного элемента крестово-купольного храма.
Где же можно увидеть отзвуки римской идеи с куполом в нашем городе? Это прежде всего элемент Знаменского собора (1826 год). Он является прямым наследником великолепного, полукруглого купола древнего Пантеона (II в. н.э.) и византийского Собора святой Софии (VI в. н.э.).
До древних римлян традиции возведения памятных арок не существовало. По мере расширения влияния империи расширилась и практика строительства арок в честь военных побед и знаменательных событий. Очевидно, что столь красивый и элегантный способ подчеркнуть величие остался в веках и перенимался всеми европейскими странами, в том числе и Российской империей, а позднее – Российской Федерацией.
В Курске примером использования такого сооружения являются Триумфальные ворота на мемориальном комплексе «Курская дуга».
С давних времен римляне нашли способ в прямом и переносном смысле возвысить своих великих императоров, государственных деятелей и героев. В важнейших точках «вечного города» ставились колонны, на вершине которых располагались фигуры отличившихся деятелей. Кроме этого, колонна украшалась барельефами, надписями и другими элементами декора. Тело и образ знаменитого гражданина переставали принадлежать только ему и становились достоянием всего Рима.
Обнаружить похожую «колонну славы» в Курске совсем нетрудно. Стела «Город воинской славы» – часть уже упомянутого мемориала в северной части города.
Полукруглые или прямоугольные в сечении колонны, пилястры первоначально применялись древними греками. Римляне, а вслед за ними архитекторы многих стран, начали активно вписывать греческие мотивы в экстерьер зданий. Пилястры укрепляют стены и задают ритм всему зданию.
Достаточно широко и ярко такие элементы архитектуры представлены в историческом центре Курска – это и Дом Казначея (1780-е), и Дом офицеров (сейчас – Свиридовский центр искусств (1877)), к этому ряду можно добавить и Дом советов середины XX века постройки.
Улицы имперского Рима всегда наполнялись тысячами людей, тяжелыми телегами, громыхающими повозками. Все это не самым лучшим образом отражалось на первых этажах зданий. Вдобавок, в нижних помещениях зачастую были сырость и холод. И тут архитектурная практичность римлян явила миру новый элемент – руст. Имитируя на цоколе здания мощный необтесанный камень или иллюзорные разделительные линии, удалось добиться еще большей прочности и защиты от влаги. В России, как и во многих странах мира, здания в стиле классицизма и неоклассицизма часто имеют на цоколе руст.
В нашем городе есть много мест, где можно найти руст. У областного краеведческого музея (1833), старого корпуса КГУ (1902), администрации Курска (1960), УМВД на улице Ленина (1948).
Пантеон или Храм всех богов – единственное древнеримское здание, которое не подвергалось более поздним модернизациям и дошло до нас не в виде руин. Уникальной его особенностью является полукруглый купол с отверстием наверху. После падения Западной Римской империи навыки возведения таких куполов были надолго забыты. В Константинополе позднее появились купола на так называемых парусах, которые и распространились на Руси в виде главного элемента крестово-купольного храма.
Где же можно увидеть отзвуки римской идеи с куполом в нашем городе? Это прежде всего элемент Знаменского собора (1826 год). Он является прямым наследником великолепного, полукруглого купола древнего Пантеона (II в. н.э.) и византийского Собора святой Софии (VI в. н.э.).
До древних римлян традиции возведения памятных арок не существовало. По мере расширения влияния империи расширилась и практика строительства арок в честь военных побед и знаменательных событий. Очевидно, что столь красивый и элегантный способ подчеркнуть величие остался в веках и перенимался всеми европейскими странами, в том числе и Российской империей, а позднее – Российской Федерацией.
В Курске примером использования такого сооружения являются Триумфальные ворота на мемориальном комплексе «Курская дуга».
С давних времен римляне нашли способ в прямом и переносном смысле возвысить своих великих императоров, государственных деятелей и героев. В важнейших точках «вечного города» ставились колонны, на вершине которых располагались фигуры отличившихся деятелей. Кроме этого, колонна украшалась барельефами, надписями и другими элементами декора. Тело и образ знаменитого гражданина переставали принадлежать только ему и становились достоянием всего Рима.
Обнаружить похожую «колонну славы» в Курске совсем нетрудно. Стела «Город воинской славы» – часть уже упомянутого мемориала в северной части города.
Полукруглые или прямоугольные в сечении колонны, пилястры первоначально применялись древними греками. Римляне, а вслед за ними архитекторы многих стран, начали активно вписывать греческие мотивы в экстерьер зданий. Пилястры укрепляют стены и задают ритм всему зданию.
Достаточно широко и ярко такие элементы архитектуры представлены в историческом центре Курска – это и Дом Казначея (1780-е), и Дом офицеров (сейчас – Свиридовский центр искусств (1877)), к этому ряду можно добавить и Дом советов середины XX века постройки.
Улицы имперского Рима всегда наполнялись тысячами людей, тяжелыми телегами, громыхающими повозками. Все это не самым лучшим образом отражалось на первых этажах зданий. Вдобавок, в нижних помещениях зачастую были сырость и холод. И тут архитектурная практичность римлян явила миру новый элемент – руст. Имитируя на цоколе здания мощный необтесанный камень или иллюзорные разделительные линии, удалось добиться еще большей прочности и защиты от влаги. В России, как и во многих странах мира, здания в стиле классицизма и неоклассицизма часто имеют на цоколе руст.
В нашем городе есть много мест, где можно найти руст. У областного краеведческого музея (1833), старого корпуса КГУ (1902), администрации Курска (1960), УМВД на улице Ленина (1948).
СВЯТОЙ ВОИН С ПРОСПЕКТА ПОБЕДЫ
В отличие от многих старинных курских церквей, почти более чем 40 метров здания храма Великомученика Георгия Победоносца слиты из монолита и металлического каркаса. Он хранит внутри себя тысячи имен солдат. Здание храма-часовни и вправду получилось стойким. Таким же, каким в преданиях представляется покровитель и защитник всех христиан святой Георгий.
Легендарный воин родился в Палестине в III веке н.э. Георгий не дожил десяток лет до принятия Миланского эдикта о свободном вероисповедовании в Римской империи.
С его именем в истории Курска связана Георгиевская церковь (1757, снесена), стоявшая на месте пересечения улиц Дзержинского и Гайдара, где сейчас – многоэтажный дом с магазинами на первом этаже. Там же были Георгиевская площадь (сейчас часть Георгиевского сквера) и Георгиевская аптека (конец XVIII; снесена).
По преданию Георгий жил во времена, когда Римской империей управлял Диоклетиан, проявивший себя как жестокий гонитель христиан. Согласно раннему житию Георгия, известно, что император мог общаться с бесами, под которыми, разумеется, имели ввиду римских богов и даже получал от них наставления и жалобы на возрастающую силу христиан. Видя конкурента в молодой ближневосточной религии, Диоклетиан обрушил на ее приверженцев настоящие репрессии. Георгий к этому моменту добился военного звания тысячника и богатого наследства от родителей. Убедившись на собственном опыте в жестоком обращении с единоверцами, он раздал все свое имущество и отпустил на волю фамильных рабов. Этот стандартный шаг в живописаниях многих святых означал полное отречение от материальных благ и начало нового пути к Христу без препятствий. Этого было бы достаточно для начала новой жизни.
Но Георгий пошел дальше. Явился на императорский совет и, признавшись в том, что он христианин (до официального разрешения Константина Великого исповедование было тайным), потребовал прекратить убийства невинных. Здесь безумием для окружающих язычников явилось даже не то, что Георгий самовольно лишил себя богатства и хорошего положения в обществе, а скорее то, что он называл себя рабом и чадом христианского Бога, в отличие от граждан Рима, называвших императора Отцом и приписывавших ему божественное происхождение. Правитель пытался отговорить своего любимого военачальника принимать сторону христиан. Но тот остался непреклонным. После этого начинается в старинном житии описание множества пыток, за что Георгия и называют святым, при этом подчеркивая его великие мучения, добавляют лик (ранг) великомученика. С тех пор связь между военными подвигами для защиты страны, жертвенность и мученическая гибель прочно ассоциируются со святым Георгием, отсюда и логичное расположение храма в нашем городе – на мемориале «Курская дуга».
Легендарный воин родился в Палестине в III веке н.э. Георгий не дожил десяток лет до принятия Миланского эдикта о свободном вероисповедовании в Римской империи.
С его именем в истории Курска связана Георгиевская церковь (1757, снесена), стоявшая на месте пересечения улиц Дзержинского и Гайдара, где сейчас – многоэтажный дом с магазинами на первом этаже. Там же были Георгиевская площадь (сейчас часть Георгиевского сквера) и Георгиевская аптека (конец XVIII; снесена).
По преданию Георгий жил во времена, когда Римской империей управлял Диоклетиан, проявивший себя как жестокий гонитель христиан. Согласно раннему житию Георгия, известно, что император мог общаться с бесами, под которыми, разумеется, имели ввиду римских богов и даже получал от них наставления и жалобы на возрастающую силу христиан. Видя конкурента в молодой ближневосточной религии, Диоклетиан обрушил на ее приверженцев настоящие репрессии. Георгий к этому моменту добился военного звания тысячника и богатого наследства от родителей. Убедившись на собственном опыте в жестоком обращении с единоверцами, он раздал все свое имущество и отпустил на волю фамильных рабов. Этот стандартный шаг в живописаниях многих святых означал полное отречение от материальных благ и начало нового пути к Христу без препятствий. Этого было бы достаточно для начала новой жизни.
Но Георгий пошел дальше. Явился на императорский совет и, признавшись в том, что он христианин (до официального разрешения Константина Великого исповедование было тайным), потребовал прекратить убийства невинных. Здесь безумием для окружающих язычников явилось даже не то, что Георгий самовольно лишил себя богатства и хорошего положения в обществе, а скорее то, что он называл себя рабом и чадом христианского Бога, в отличие от граждан Рима, называвших императора Отцом и приписывавших ему божественное происхождение. Правитель пытался отговорить своего любимого военачальника принимать сторону христиан. Но тот остался непреклонным. После этого начинается в старинном житии описание множества пыток, за что Георгия и называют святым, при этом подчеркивая его великие мучения, добавляют лик (ранг) великомученика. С тех пор связь между военными подвигами для защиты страны, жертвенность и мученическая гибель прочно ассоциируются со святым Георгием, отсюда и логичное расположение храма в нашем городе – на мемориале «Курская дуга».
фото с in.pinterest.com
фото с vk.com/kogfru
- Комментарии
Загрузка комментариев...