12+
Свежий номер: 02 декабря 2021 (4717)
тираж номера: 4821 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Электронная копия газеты Оформить подписку


Из истории представлений
Поворот известных издревле представлений в сторону уже знакомого нам цирка произошел в 1770-е годы во Франции под влиянием английских наездников. На арену, как и в римское время, возвращались лошади, их выступление становилось ядром каждой программы. Для представлений с животными и начали строить круглые площадки диаметром 13 метров. В те же годы к прибыльному и расцветающему цирковому движению присоединились итальянцы. Считается, что именно они разбавили выступления пантомимами, которые привели в конечном итоге к возникновению жанра клоунады.
При Екатерине II английские мастера конных шоу «доскакали» до Москвы. Но не в каждом населенном пункте был цирк. Способ проводить шоу в любом удобном месте был придуман – необходимо только соорудить большой шатер с подпорками, круглым манежем. Такую конструкцию, напоминающую конусообразную шапку, назвали шапито, что в переводе с французского означает «колпак». Большинство профессиональных слов работников цирка, таких, например, как французские аллюр, па-де-труа, пассаж и итальянские корпатура, стрекасат, сальто, как раз указывают на страны, откуда завезли цирковое искусство в имперскую Россию.
В 1793 году труппа из Франции была проездом в Курске – цирк показывали в городах с платной культурой увеселений. Это значит, что наш Курск по европейским меркам к тому моменту уже был настоящим городом. А в 1797-м его статус повысился – он стал губернским. Хотя жителей в это время было едва ли более 10 тысяч человек. Тогда куряне в сказочном шатре госпожи Россетте увидели молоденькую Наннент, эквилибристку, смело порхающую на медной проволоке, акробатов, дивно перекручивающихся и делающих опасные сальто, силача Роберти, балансирующего с дюжиной тяжелых стульев. Словом, стандартный набор, показывающий, что цирк того времени – это, в первую очередь, демонстрация удивительных способностей в плане человеческой ловкости и силы.
XIX век стал столетием расцвета массовых праздников и уличных представлений. Ярмарки, такие как Коренская, были многолюдными, балаганы и цирки все чаще стали навещать губернский Курск. Император Николай I, сам любивший конные выступления и шикарные парады, неожиданно стал проводником цирковой культуры в стране. В середине века проездом на юг империи город посещали артисты родом из Франции и Италии. В номера входили глотание клинков, чревовещание, прыжки с пируэтами с дикой высоты в 20 метров. В 1880-е по России гастролировал знаменитый канатоходец Шарль Блонден, пересекший Ниагарский водопад и воспроизводивший свой эквилибристический подвиг над площадями в российских городах. Например, в Санкт-Петербурге он прошел над одним из плацов, а в Курске – над Красной площадью. Каменных, то есть постоянных цирков по стране было еще мало.
В эпоху императора Александра II шапито закрепилось в качестве главного символа циркового мира. Именно таким цирк долгое время видели жители Курска.
В одной из статей «ГИ» с вопросами и ответами об истории Курска уже упоминалось, что любимым местом для представлений в Курске стала Георгиевская площадь (сейчас Георгиевский сквер). В выступлениях на этой пыльной площади в конце столетия прославилась курянка Мавра Родионова, родившаяся с очень редким синдромом тетраамелии, для которого характерно отсутствие всех четырех конечностей. Мавра научилась вязать кружева ртом и нанизывать бисер на нитку.
В новом столетии всем полюбились шоу с борцами – своеобразный прообраз боев в стиле реслинг. Французская борьба тогда вывела многих таких борцов, как Иван Поддубный, курянин Григорий Русаков на международный уровень.

Шутки в рамках дозволенного
Место для выступлений на Георгиевской площади было удобным – центр города. Но что делать, когда пойдет дождь? А как укрываться от ветра вперемешку с пылью? Цирк-шапито частично мог разрешить эти вопросы. Но отсутствие отопления в такой конструкции как шатер и толпы людей, жаждущих увидеть чудесные номера, заставили задуматься над строительством стационарного здания.
Владелец небольшой цирковой труппы Василий Соббот, который специализировался на верховой езде, подал прошение на возведение деревянного здания цирка. Собботу отвели место на Георгиевской площади, но и следили за тем, что и как рассказывали, над чем шутили во время представлений. Ведь любые идеи, в том числе недружественные государству, можно было транслировать благодаря разговорным жанрам и юмористическим сценкам. В сентябре 1906 года клоун цирка Соббота был выслан из-за шутки «на злободневную политическую тему». Деревянный «прадедушка» современного курского цирка протянул несколько лет и был снесен летом 1911 года.
В бушующем неопределенностями в 1917-м в Курске гастролировал цирк Чинизелли, по имени знаменитого итальянского происхождения импресарио, жившего и работавшего в Санкт-Петербурге. Из-за трагических событий в стране возникла небольшая пауза. Но даже в Гражданскую войну труппы посещали Курск. Но никакого здания цирка так и не появилось.
В 1919 году вышел Декрет с подписью Ленина о театральном деле, и цирки становились официально государственными. Для советской власти они были не самым последним пунктом в агитации среди населения.
В 1925-м пробел в виде отсутствия собственного циркового помещения решено было ликвидировать. На следующий год, там же, где и ранее, на площади, переименованной из Георгиевской в Пролетарскую, возвели обложенный кирпичом деревянный цирк на семь сотен зрителей. И снова вырос ежегодный поток борцов, наездников, музыкантов, иллюзионистов, а великий дрессировщик Владимир Дуров показывал там смышленых собак. Клоун-сатирик Виталий Ефимович Лазаренко шутил на все темы, в рамках дозволенного.

Правда, здание было некачественно построено. К 1930-му, то есть спустя всего четыре года, газета «Курская правда» писала о постройке как крайне ветхой и подлежащей сносу.

Долгожданное здание
После того, как Курск лишился статуса центра региона и на короткое время стал частью Центрально-Черноземной области с центром в Воронеже, цирковые труппы стали меньше посещать город. Нужен был большой, крепкий цирк.
В этот раз решили выбрать другую локацию, ближе к Красной площади, на пустыре, где в будущем возведут дом №2/4. Идея должна была сочетать кино и цирк в одном месте. Дело в том, что полным ходом шло проектирование кинотеатра в бывшем тогда Знаменском соборе.
Проект нового цирка разработали 28-летний Аким Зубов и 26-летний курянин Павел Лазаренко. Во время проектных работ место под будущий цирк перенесли на западную сторону Красной площади, строго напротив Дома советов. Работы закипели в 1936 году. К 20-летию Октябрьской революции (1937) необходимо было закончить возведение цирка. Сроки короткие, материала не хватало. В эти же месяцы при строительстве «шестерки» на Красной площади снесли старинную Николаевскую церковь (сейчас на ее месте сквер «Спутник»). А на углу улиц Радищева и Марата еще раньше, в 1935 году, взорвали Флоровскую церковь. Кирпич от двух церквей пошел на первый стационарный курский цирк.
И все-таки его успели открыть в юбилейный год. Новостройку дополняли мягкие кресла и помещения для зрителей во внутреннем кольце здания. Строительство в общей сложности обошлось в полмиллиона рублей.
Цирковая программа значительно расширилась. Представления куряне могли увидеть как днем, так и вечером. Наконец-то город получил долгожданное здание. Теперь можно было принимать самых титулованных цирковых артистов со всего Советского Союза.
Историю этого здания оборвала Великая Отечественная война. После долгой оккупации советские бойцы в феврале 1943-го освободили областной центр и взору предстали руины цирка. Купол рухнул, внутренние стены-перегородки уничтожены, из окон и выходов тянулись вверх черные клинья-пятна от пожара. На входе в цирк замуровали доты с пулеметами: на случай обороны города летом 1943 года.

Второе рождение
Послевоенный генплан изменил внешний вид Красной площади. Остатки старого цирка убрали. На его месте сейчас стоит здание почтамта. Сразу после войны место под цирковые выступления снова перенесли на Пролетарскую площадь. Потом цирк-шапито разместился на пустыре, где от Красной площади тянулась улица Дзержинского и где первоначально хотели построить цирк в 1930-х. Именно там показывали представления все 1950-е годы. В очередной раз началось время шатров. Поскольку на пустыре нужно было строить дом №2/4, шапито нашли очередное место – на площади Добролюбова или, как говорят куряне, на Барнышевке.
В 1957-м появилась новая структура управления выступлениями, гастролями и имуществом советских цирков – «Союзгосцирк». Мытарства с местом для здания обратили на себя внимание высокого начальства. В 1964 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве целой цирковой сети, состоящей из 40 городов по всему Союзу. Попал в список и Курск.
Благодаря главному архитектору города Вадиму Кремлеву и архитектору Марку Теплицкому было выбрано новое место – на площади Советов. Когда-то здесь размещались купеческие амбары, потом небольшой железнодорожный вокзал Курск-ветка и здания кинотеатров, в одном из которых в декабре 1917 года было провозглашено установление советской власти в Курске. Отсюда и название площади, и памятный знак в виде каменного знамени.
Для Курска применили типовой проект №264-11-1, созданный Центральным научно-исследовательским и проектным институтом зрелищных и спортивных сооружений. Точно такой же построили еще в 15 городах России, например, Твери, Рязани и Нижнем Тагиле.
Строительными работами главным образом занимались куряне. Спешили к очередной круглой дате – 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. Но к юбилею в этот раз не успели, и решили сдать объект в ноябре 1971 года, тоже под очередную годовщину Октября.

Количество зрителей, которое мог принять цирк, составило 1700 человек

Открытие цирка состоялось 5 ноября и началось с программы коллектива «Веселая арена» заслуженного артиста РСФСР Виктора Владимирова, который совсем недавно побывал с гастролями в Польше. Некоторые куряне без труда вспомнят, как в город приезжали клоун Карандаш, которому шел уже восьмой десяток и «солнечный клоун» Олег Попов, иллюзионист Игорь Кио, клоун Анатолий Марчиевский, дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные и множество других именитых артистов цирка. Долгие годы цирковым дирижером был заслуженный артист России Илья Кальман, под руководством которого оркестр создавал живое музыкальное сопровождение представлений.
К 1990-м в цирке во время ремонтных работ на манеже вспыхнул пожар. Тогда его быстро удалось потушить. Представления шли своим чередом, цирк не останавливал свою деятельность и после развала СССР. Пока не наступила роковая дата 14 декабря 1996 года.
В это время в Курске с гастролями остановилась конная труппа Кантемировых. При переоборудовании сцены был допущен ряд грубейших ошибок. Артисты цирка после нескольких выступлений заметили, что лошади спотыкаются. Были ли виной тому просевшие люки под сценой, знают ныне только специалисты. Артисты попытались с помощью бензина и растворителя размягчить каучуковую сцену, чтобы она не так сильно скользила. Горючая смесь вызвала пожар в 19.50. Артисты попытались тушить пламя из огнетушителей, а потом с помощью пожарных рукавов, из которых вода так и не полилась, так как они были перекручены. Только в 20.08 поступил звонок на пульт дежурного службы «01». В тяжелом состоянии эвакуировали пять человек. К сожалению, 39-летняя буфетчица Мария Хадрукова погибла. Некоторых животных не удалось вызволить из клеток при всех героических стараниях наших огнеборцев.
Вопрос по восстановлению здания сдвинулся с мертвой точки только в 2006 году. За пять лет из федерального бюджета на восстановление сгоревшего здания было выделено 870 млн рублей. Для технического оснащения цирка было использовано самое современное оборудование, что позволило выйти на уровень европейских арен. Открытие цирка после ремонта состоялось 11 ноября 2011 года. Чуть позже перед зданием появился памятник Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину, и это не случайно. Они и сами бывали на представлениях в нашем городе.







Фото Арины МИХАЙЛОВОЙ, ru.wikipedia.org, Яндекс.Дзен, gusev-online.ru, istoriya-teatra.ru, vk.com/kurskicircus.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

Город
Происшествия
Культура
Спорт
Новые
Власть
Актуально
Общество
Пандемия COVID-19

В Курске пройдет концерт органной музыки

Произведения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха прозвучат под сводами Римско-католического храма Успения Божией Матери, в родном для них про...

Культура

Курские школьники вышли в финал Всероссийского кон...

В настоящее время в Казани проходят конкурсные дни, мастер-классы, познавательные мероприятия для финалистов Всероссийского культурно-благотворительного фестива...

Культура

В Курском цирке показали представление ко Всемирно...

В Курском государственном цирке впервые за несколько месяцев прошло представление.

Культура

Курянам покажут «Альпийскую балладу»

3 декабря в День неизвестного солдата куряне смогут увидеть постановку Курского драматического театра «Альпийская баллада». Трансляцию можно будет посмотреть в ...

Культура