Наковальня не терпит суеты
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Наковальня не терпит суеты


Сергей Гоголь – кузнец-самоучка. Его работы есть на даче Софии Ротару, они украшают Курск. Свою профессию не считает вымирающей. В ковке, утверждает он, живут искусство, душа художника. В ней – индивидуальность и теплота человеческих рук. Поэтому такие творения создаются если не на века, то на десятилетия.

Заводская проходная и мореходка
Лавочки около кафе «Буланже» со стороны улицы Гоголя – творение современного однофамильца писателя. Кузнечным ремеслом Сергей занимается около 30 лет. Первый опыт получил в 17 – на консервном заводе в родном Симферополе, куда будущий сварщик пришел на практику. В советское время на многих промышленных предприятиях были свои кузни, которые обеспечивали работников инструментом или оборудованием– комплектующими. Здесь познакомился с работой кузнеца. А потом прошел обучение в мореходной школе, устроился работать матросом-мотористом первого класса на гражданский флот. На транспортных судах за два года исходил полмира: Польша, Англия, Шотландия, Перу, Панама. Вернулся в Симферополь, устроился на завод.
Серьезно начал работать с огнем по металлу, когда самому было около 25 лет – в 1990-е. Учился самостоятельно по учебникам для высшей школы – есть ряд вузов, где можно получить диплом кузнеца. Специальную литературу покупал в букинистических магазинах: К. Богман, Г. Семерак «Художественная ковка и слесарное искусство», А. Навроцкий, А. Теличко, В. Ледзинский «Современная художественная ковка», А. Теличко, А. Зверев «Художественная ковка и литье Москвы». Потом в России начали издавать журналы по интерьеру – штудировал их.
Деньги и роскошь
«Пришли лихие 90-е. Стали образовываться кооперативы, совместные предприятия. У людей начали появляться деньги. Людям захотелось красоты», –рассказывает Сергей Гоголь.
Объединился с товарищами и арендовал помещение с пневмомолотом. Сарафанное радио разнесло весть о мастере, появились клиенты.
«Ко мне стали обращаться с заказами на ковку. Обрастал клиентами с каждым новым элементом, который осваивал и делал», – поясняет кузнец.
Делали украшения для ворот, решетки заборов – для частных домов. А затем – в частные дома: каминные решетки, лестницы, мебель, детали интерьера. Лучшей рекламой были уже созданные изделия. Их владельцы передавали телефон кузнеца из рук в руки.
«Любой заказ начинается с разговора. Бывает такое, что супруги по-разному относятся к ковке. Их надо привести к единому мнению – не будут же они разводиться из-за металла!», – смеется мастер.
С начала работы усвоил кузнечные традиции, которые объясняет простой логикой. Например, нельзя сидеть на наковальне. Почему? Сергей считает – это неуважение к себе, коллегам, ремеслу. Так что здесь все просто. Тоже из-за уважения к труду и стихии огня нельзя сжигать мусор в горне. Еще одно распространенное мнение – новичок должен выковать розу или нож. С этого момента считается, что он принят в кузнечное братство. Сергея одно время за художественное переосмысление розы называли Ботаником – придумал свой цветок, который и создал на заказ в подарок.

Кузнец – профессия многогранная
Кузнец должен уметь рисовать, ему необходимо воображение, чтобы представить конечный продукт. У него должно быть чувство стиля. Например, чтобы сделать кованую кровать, Сергею Гоголю обязательно надо приехать в дом, увидеть помещение, где она будет установлена, отделку, возможно, обыграть ее элементы в рисунке ковки. Затем составляется эскиз 1:10, который после нового обсуждения с заказчиком становится основой для работы. Его переносит на стол, делает выкройку мелом, по ней – ковку. Физика нужна, чтобы знать сопротивление металлов, сплавов, температуры плавления, выгорания.
Говорит, очень важна насмотренность. Легко различает барокко, модерн, готику, хотя отмечает, что в чистом виде эти стили редко встречаются – в основном заказчики хотят видеть эклектичные изделия.
Обмену опытом и профессиональному росту помогали форумы, которые в Симферополе организовывал Союз кузнецов Крыма под эгидой Таврического национального университета. Кузнецы приезжали из разных городов, делились секретами мастерства и технологий. Ежегодно летом в Судаке на территории Судакской (Генуэзской) крепости проходит Международный рыцарский фестиваль «Генуэзский шлем». Организаторы стремятся возродить спортивные, культурные и исторические традиции средневековья. Доспехи, оружие ушедшей эпохи – работа кузнецов, которые тоже съезжались в Судак на своеобразный смотр качества и ярмарку. Там проходили мастер-классы. Например, показали, как зажечь горн только гвоздем и молотком. Какая кузня первая выполнит задание – тому приз.
«При ковке не должно быть суеты. Начинающий кузнец обычно торопится: сейчас металл остынет, надо успеть! Нет, не это главное. Металл остынет – можно нагреть. Главное – точность глаза и движений. Это идет изнутри», – считает Гоголь.
Для Сергея Гоголя работа давно заменяет фитнес. Признается, что каждый день по мастерской вышагивает около 7 километров. Чтобы компенсировать нагрузку на спину, делает вис на перекладине, держит по утрам планку вместо зарядки.

Сам с усами
Сергей живет в Курске несколько лет после женитьбы. Устроился на работу в одну из местных кузниц, работал там больше шести лет. Многое нравилось. Отмечает, что у большинства коллег было художественное образование, в том числе и у владелицы производства. Но честно признает – для него не существует авторитетов. Последнее слово в работе с заказчиком должно быть за ним.
«Владельцу нужно, чтобы выполнили заказ быстро, а мне – чтобы вышло красиво. Было несколько случаев, когда я отказывался от заказа, потому что не мог доказать свою правоту, а с клиентом не мог согласиться. Чем сложнее заказ, тем дольше его исполнять, тем он дороже. Каждый элемент имеет свою цену. Например, в Крыму выполнял заказ полтора года – делал для гостиницы ограждения для 56 балконов. Каждое в длину по семь метров», – объясняет кузнец.

Дорогие заказчики
Штучные кованые изделия – дорогостоящий товар. Его заказывают в основном организации или люди состоятельные. В процессе работы складываются особые отношения с заказчиками. Но Сергей всегда старается держать дистанцию со своими работодателями, даже если со временем начинается дружба. С одним из заказчиков дружил семьями 13 лет.
«Ковка познакомила меня с Софией Ротару. На ее даче под Ялтой пришлось обновлять некоторые кованые элементы. Бодрая, шустрая! Приезжала, с каждым здоровалась за руку», – поделился воспоминанием мастер.
Сергей уже легко – на глаз – отличит работу новичка и мастера, а также изготовлено изделие руками или с помощью инструментов. По стилю исполнения способен сказать, в какой кузне выполнен заказ. В Курске профессиональных кузнечных мастерских четыре-пять. С сожалением отмечает, что коллеги, бывают, нечестно конкурируют. Предлагают заказчикам чужую работу. Даже сам оказывался в такой ситуации – изучал рынок, ему в одной из мастерских предложили… его же изделие! При этом признает, что готов передать заказ другому мастеру, если сам не успевает. Такой обмен – обычная практика.
Сейчас многие мастера собирают изделия под ковку из элементов, созданных промышленным способом. Получается раз в пять дешевле ручной ковки. Но Сергею это не интересно. Хотя и признает моду на кованые изделия, считает, всегда будут люди, которым нравятся изделия, сделанные руками и огнем.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ