Портрет художника Истомина
Свежий номер: 10 октября 2024 (5019)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Куряне хорошо знают имена земляков, прославившихся на всю страну и мир. В этом воображаемом списке – Дейнека, Шварц, Трутовский, Соломаткин. Немало в Курске прожил и знаменитый авангардист Малевич. Но за бортом исторической и общественной памяти остаются не менее интересные и талантливые художники. Их работы может назвать только знаток истории курской живописи. Художник Константин Истомин – как раз из такой когорты деятелей культуры. Почему живописец остался в тени коллег по кисти? В чем особенность его стиля и философия творчества? Как сложилась судьба малоизвестного мастера – в новом материале «ГИ».

Погода в Самарканде летом – это настоящий ад для жителя европейской части России. Столбик термометра поднимается до отметок +30-35 градусов. В августе 1942 года в городе, удаленном от Курска на тысячи километров, в самом центре засушливой Средней Азии умирал художник. Жизнь уходила, но память еще сохранила яркие картинки прошлого.

Рождественский ребенок
Константин Истомин появился на свет в Курске в 1887-м в дворянской семье. Был внучатым племянником адмирала Владимира Истомина, героя Севастопольской обороны. Отцом художника был офицер, подпоручик 67-го резервного пехотного батальона Николай Владимирович Истомин. Константин Николаевич – рождественский ребенок – появился на свет утром 26 декабря, а по новому стилю – 7 января.
Наш город семья художника покинула в первый год XX века. Но детство его осталось навсегда здесь. В Курске не было огромного количества учебных заведений, поэтому неудивительно, что маленький Костя Истомин ходил в Курскую мужскую гимназию.
Все военные семьи одинаково мобильны. Так происходит по долгу службы. В самом начале XIX века Российская империя продолжала наращивать военные силы на Дальнем Востоке. Продвижение на территорию Маньчжурии (Северный Китай) и в Корею с закреплением на побережье с помощью строительства русских портов стало еще более актуальным для имперской администрации. Семья Истоминых переехала на другой край России, в город Владивосток. И благодаря этому переезду Константин увидел совершенно другую эстетику старейших школ рисования Китая и Японии. Какие особенности у этих школ? Использование крупных линий, наносимых черной тушью, и выделение объектов без фотографической точности, но с передачей настроения стали частью художественного метода Истомина. На тот момент такое влияние было не редкостью. Такие гиганты живописи как Моне, Ван Гог, Сезанн, Ренуар восхищались простотой сюжетов и иному взгляду на вещи, людей и свет в картинах. В школе рисования во Владивостоке первые шаги Константина Истомина заметили, и больше он никогда не останавливался, действуя по старой античной формуле «ни дня без строчки» (в оригинале фразы имелись в виду линии, которые как раз наносит художник на фреску).

Из тюрьмы – на фронт
Через несколько лет семья снова вернулась в наши широты, только теперь в Харьков. В городе и сейчас существует своя художественная традиция, и местные художники известны коллекционерам и ценителям не только на Украине, но и по всему миру. Истомин продолжал практиковаться и учиться уже у заслуженных живописцев. Но революционные романтические устремления юношей той поры не обошли стороной Константина. Первая русская революция 1905-го потрясла Харьков. В конце того года в Харькове проходили не просто массовые демонстрации, а вспыхнуло настоящее вооруженное восстание. В рядах недовольных, хорошо знавших особенности ведения политики России на Дальнем Востоке, был и Истомин. Унизительное поражение от японцев, чья армия начала перестраиваться из средневековой в современную пару десятилетий назад, стала точкой кипения. Глава харьковских большевиков Артем (мемориальная табличка в честь него есть у входа в Свиридовский центр, в Курске его именем названа улица) 12 декабря поднял еще одно восстание вооруженных рабочих. Оно провалилось. Все силы бунтовщиков как в октябре, так и в декабре были окружены и нейтрализованы.
Истомина арестовали. Художник провел в тюрьме несколько месяцев, а после освобождения решил продолжить совершенствование в живописи в Мюнхене, в городе с массой учителей в сфере искусства и драгоценной россыпью музеев и, конечно, Старой пинакотекой, где картины собирались с начала XIX века. В 1909 году Константин Николаевич уехал в купеческую столицу России – Москву – ради учебы в Московском университете. Но здесь была одна особенность. Дело в том, что с 1874-го в стране была введена всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Молодой художник как раз достиг такого возраста и должен был отслужить несколько лет. Но он желал служить лишь искусству – не империи. Истомин поступил на искусствоведческое отделение и уже в 1912 году отправился в путешествие по югу Европы. До революции это было обычное дело – такие гран-туры спонсировались нередко из частных средств, чтобы студенты могли напитаться искусством Италии и Греции, античное наследие которых стало базовым для академической живописи по всему миру.
Однако военной службы Истомин не избежал. И ее срок, и командование артиллерийской батареей выпало на Первую мировую войну. Затем были затяжное лечение после контузии и операция. Из армии, как человек грамотный и революционно настроенный, Константин Николаевич в 1917-м оказался в списках полкового комитета. Уже после успешного ноябрьского переворота большевиков он обустроился в Москве и пытался доказать делом свою причастность и полезность революционному движению.
Истомин все больше воплощал идеи использования темных красок в картинах. Магический «Черный супрематический квадрат» другого жителя Курска по имени Казимир Малевич выпустил в 1915 году в мир искусства целую Вселенную черного цвета. Истомин активно трудился над художествами, которые раньше считались для мастеров максимум подработкой и игрой. Он рисовал наглядную агитацию и придумывал, как бы сегодня сказали, дизайн агитпоездов, разъезжавших по стране для идеологического просвещения.
Армейские злоключения Константина Николаевича продолжились и на фронтах Гражданской войны, где он в очередной раз получил ранение. Все это преобразовалось к 1927 году в графическую серию «Красная Армия в Донбассе». Революция перетасовала планы и цели многих людей. На короткое время художник даже стал работником дипломатической миссии в Армении. Уже по окончании войны внутри самой страны обнаружился талант Истомина учить живописи. От этой своей функции он не отходил до конца жизни. Истомин внес свой вклад в организацию Высших художественных мастерских в 1920 году. Главная цель – создать такое учебное заведение, которое могло бы выпускать отличных специалистов широкого профиля. Магистральным направлением было именно создание промышленного дизайна, то есть внешнего вида вещей и совершенствование быта нового человека. Такую же активную работу вела немецкая школа Баухауз, сконцентрированная на архитектуре и бытовом дизайне.
В те годы в головах многих художников поселилась революционная идея выхода живописцев за рамки классических полотен. Художник может стать и архитектором, и дизайнером платья или телефонной трубки, а может оформить тарелки или придумать рекламу детских сосок. Поэтому Истомин вступил в ряды художественного объединения «Четыре искусства». Его члены исповедовали тезис о взаимопроникновении живописи, графики, скульптуры и архитектуры. В советские годы Константин Николаевич рисовал иллюстрации к роману «Чапаев», готовил театральные декорации и костюмы. И все же работу Константина Истомина в 1920-х и 1930-х можно разделить на две основные части. Одна из них – это энергичная преподавательская деятельность, а другая – проба себя в разных живописных жанрах.

Спасенное наследие
Что удивляет в произведениях Истомина? Он был сторонником нового советского искусства, но его полотна практически не имеют идеологического характера. Художнику трудно даются картины-рассказы, полотна с сюжетной основой. У других художников наблюдаем изображения фабричных рабочих, пионеров, лидеров государства, военных успехов Красной армии, спортсменов. В творчестве Истомина таких жанровых тем мало. Кроме того, в 1920-х он входил и в другое более консервативное, чем «Четыре искусства», объединение «Маковец», где пытались примирить традиционное русское искусство и новые авангардные стили. Все это говорит о том, что Константин Истомин все-таки оставался частью западноевропейского искусства рубежа XIX и XX веков. Даже работая в течение нескольких лет над большой картиной в стиле соцреализма «Восстание румынских крестьян», он так и не закончил ее. Портрет с названием «Лидочка» изображает не ударницу на заводе, а любимую модель, бывшую танцовщицу варьете, у которой была травма позвоночника и пожизненная инвалидность. Самыми тиражируемыми произведениями Истомина стали картины «Женский портрет» и темная, но одновременно светлая работа «Вузовки», где видны явные черты, схожие с работами постимпрессионистов Тулуз-Лотрека, Гогена и шире таких модернистов как Матисс, Пикассо и Модильяни с его постоянным исследованием женской красоты и пластики. А в автобиографии Истомин писал, что с юности ориентировался не на социальную живопись русских передвижников, а на барбизонцев, школу знаменитых французских пейзажистов. И это было откровенно сказано в 1935 году.
Но осенью 1941-го институт, где преподавал Истомин, эвакуировали в глубины Азии. Слабое здоровье, не выдержав такой климатической перемены на фоне военной катастрофы, дало сбой. Известия об освобождении своего родного города в феврале 1943 года и вести о победе ему услышать было не суждено.
После смерти Истомина часть его картин, которые оказались в мастерской, чуть не выкинули на помойку, часть использовали как сырье для новых работ, смывая с них краску и отдавая холсты студентам. Спасли истоминские полотна неравнодушные коллеги.
В советские годы ученики Истомина организовывали выставки его картин, выходили альбомы с его репродукциями. В 2019-м в Третьяковской галерее выставили его лучшие работы, в числе которых «Читающая женщина», «В комнате», «Вузовки», «Натурщица». Картины земляка есть и на малой родине – в Курской областной картинной галерее имени Александра Дейнеки.
Истомин ушел от «громких» героических полотен, видимо, посчитав, что это было бы возвращением к академической живописи, от которой он всегда дистанцировался. Его интересовали эксперименты с перспективой (та же картина «Вузовки» производит впечатление и в размере со спичечный коробок, и в оригинале), игрой с темными густыми цветами. Главное на его многих полотнах – это свет из окна городского дома, такой тихий, зимний, как будто вот-вот наступит Рождество, и курский мальчик Костя среди шума праздничных приготовлений вновь заберется на стул у окна смотреть на медленно падающий снег на полотне гигантского сумеречного неба.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...