Татьяна Левчук: «Люди – это есть театр»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Заслуженная артистка РФ, лауреат премии имени народного артиста РСФСР А. Буренко, директор Театра юного зрителя «Ровесник» имени И.В. Селиванова Татьяна Левчук сыграла десятки ролей, выходя на сцену более 1300 раз, и за годы театр стал для нее не просто вторым домом, а семьей, вдохновением, местом силы. Артистка признается, что удовольствие от профессии ей доставляет сама профессия.

Пойдут ли люди на спектакль?

Когда началась самоизоляция в условиях ковид-ограничений, все оставались дома, сократили свое общение с друзьями, знакомыми. Конечно, театры остались без своих гостей, друзей – зрителей. Как и для любой другой профессии, для актера это очень ощутимо. Только через семь месяцев нам разрешили возобновить работу очно. После такого большого перерыва выходила на сцену с чуть забытым чувством, было даже как-то страшно. К тому же ввели санитарно-эпидемиологические требования: измерение температуры, обработка рук антисептиками, маски, предоставление QR-кодов. Думали, пойдут ли люди на это, чтобы сходить в театр? Потому что информационно их жизнь заполнена полностью – открывай и смотри. Какое было счастье, когда увидели зрителя в зале! Значит, еще есть люди, которым театр, как живое слово, важен и нужен.

Каждая роль – новая жизнь

Актер должен быть постоянно в работе, творческом репетиционном процессе. Этот процесс не может быть неинтересным. Ведь в мой опыт жизни входит новый человек, с его судьбой, проблемами, жизненными ситуациями. И мне с режиссером, партнерами придется расставлять точки над «и» для общего блага нашего спектакля. Приходится погружаться во время, ситуацию, характер поступков, отношения с другими персонажами и, конечно, взгляд сегодняшнего дня. И радуешься каким-то нюансам, которые вдруг всплывают.
Когда начинаешь работать над новой ролью, которая не похожа на все остальные, пытаешься понять ее глубину. Но, пожалуй, есть у меня спектакль, который храню в душе вот уже много лет. Это изумительная пьеса Александра Галина «Восточная трибуна», как раз о Курске. Мы ее ставили и играли много лет, и каждый раз в зале и на сцене царила атмосфера проникновения друг в друга. Удивительная атмосфера предстоящего спектакля начиналась еще в гримерке между актерами. Шуточки и подколки, помощь друг другу косметикой, нежный взгляд двух мужчин на нас женщин (а нас пять актрис). Исполнитель роли Потехина выходил на сцену первым, и мы каждый раз выстраивались в гримерке и провожали его. А после спектакля нам еще хотелось побыть вместе, и мы не спешили переодеться, разгримироваться.
Пьеса о том, как одноклассники, которые уже окончили школу, не виделись 15 лет, разлетелись все по разным жизненным дорогам. И вот однажды их общий любимец, проезжая через Курск, обзвонил всех девочек и предложил встретиться на восточной трибуне полуразрушенного стадиона. Это реальное место, где сейчас находится гостиница «Курск». Бывшие одноклассники смотрят друг на друга и понимают, как жизнь сложилась у одних, других, как она изменила их.

Ты и режиссер

Есть еще один интересный опыт моей театральной жизни – моноспектакль. Ни с чем не сравнимо: когда ты один должен играть 1,5 часа. Это такая огромная внутренняя ответственность – быть интересной для зрителя на протяжении всего времени. Процесс репетиций – совместный поиск с партнерами, ты – ему, а он – тебе. А здесь – ты и режиссер. Он становится твоим партнером, одновременно будущим зрителем. Режиссер, который видит процесс и не требует сразу результат, а умело ставит перед тобой задачу и цель сегодняшней репетиции. И надо каждый раз соответствовать поиску его взгляда на пьесу. Но какой кайф стоять по окончании спектакля перед зрителем, когда тебе удалось открыть свой мир, а ему – проникнуть в твою жизнь.

Когда зал молчит

Связь со зрителем возникает по-разному. Бывает с первых минут или рождается постепенно, может выражаться как в громких овациях, хохоте, так и в звенящей тишине, когда люди боятся сделать движение, нарушив эту тишину скрипом кресла.
Припоминается одна интересная история. Был заказной спектакль, мы играли комедию Гоголя «Женитьба». Хороший актерский состав, яркие острохарактерные образы, смех с первого выхода артистов. Зал молчит… Есть места ну просто беспроигрышные, зрительская реакция всегда. Зал затих. А мы понять не можем, почему нет реакции зрителя? Где смех, хохот, аплодисменты? Что идет не так? Заканчивается спектакль и обрушивается такой поток аплодисментов! После мы спросили у зрителей: «Вам спектакль не понравился?». И слышим в ответ: «Да вы что! Очень понравился. Вы же слышали, какая тишина была в зале. Мы же лекторы и привыкли, чтобы в зале были тишина и предельное внимание к выступающему». Мы долго смеялись, а я до сих пор вспоминаю этот случай.

Сцена дисциплинирует

Атмосфера, за много лет сложившаяся в нашем театре, – уважения друг к другу, любви, творческого партнерства – формировалась изначально Игорем Владимировичем Селивановым. Нам же оставалось только поддерживать, передавать другим чистоту отношений. Конечно, и мы не без греха, но в целом, как учим вновь пришедших, главное – это надежность, доброе отношение и «Либо священнодействуй, либо убирайся вон», – говорил Константин Сергеевич Станиславский. Театр способен помочь формироваться человеку, расширить общий кругозор, научить эмоциональному восприятию жизни, что очень важно сегодня. В работе встречаешься с такими авторами, с такими жизненными характерами, историями, которые не могут не влиять на тебя и не откладывать свой отпечаток. Этим и хороша профессия, что за свою жизнь можешь побывать в перипетиях, которые и во сне не приснятся. Ну, а насколько это будет точно, подробно, интересно, ярко, зависит от режиссера и от твоего таланта.
Кстати, театр и дисциплинирует, актеры – люди, привыкшие жить по расписанию. Поэтому лучше приду на 15 минут раньше, чем опоздаю.
Раньше самыми надежными студийцами в театре были школьники и студенты, а сейчас студенты в основном не только учатся, но и работают, школьники много уделяют времени репетиторам. Но все же находятся таланты и в актерской среде, и в зрительской, любящие театр, продлевающие ему жизнь.

Дарья Максакова, медиашкола «ДЮйМ» Центра детского творчества Курска
  • Комментарии
Загрузка комментариев...