Новый взгляд на «Пиковую даму»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Не счесть на свете инсценировок и киноверсий бессмертной пушкинской «Пиковой дамы», а роль Германна дала шанс блеснуть актерам и оперным корифеям всех эпох – от звезды немого экрана Ивана Мозжухина до молодого Ивана Янковского. Но версия Курского театра кукол, впервые показанная 16 апреля, несомненно, войдет в ряд самых захватывающих. И не только потому, что действие разворачивается… в психиатрической больнице.

Не спешите, однако, вспоминать сатирические стрелы Булгакова и Ильфа с Петровым в адрес театра Мейерхольда («трапеции с голыми боярами» и так далее). Поразительно, но в столь необычных декорациях режиссер Игорь Семяновский донес до зрителей все заветные мысли Александра Пушкина. Завязка этого «анекдота в одном действии» разворачивается в палате некоего заведения для психических больных, и главврач в качестве арт-терапии (такой метод реабилитации действительно применяется в психиатрии) предлагает пациентам разыграть страницы повести. Далее на протяжении спектакля не всегда можно четко понять, то ли мы у поста медсестры среди психбольных, то ли у ломберного столика в великосветском особняке. В музыкальном оформлении (композитор Александр Щербаков) мистически-синтетические мотивы сочетаются с модной в 1990-е XX века песенкой «Лиза, не исчезай», которая, при всей свой незамысловатости, служит той же цели, что и ария Германна из оперы Чайковского. Декорации Артура Вольховского подчеркивают ненадежность, призрачность мира наживы, пусть даже те, кто жаждет этой наживы, носят титулы графа и графини. Исполнитель главной роли Юрий Лисняк пробуждает в публике самые разные чувства: от ненависти до жалости, когда в вечность уходит из палаты Обуховской больницы под пронзительный духовный стих о «грешном человече».

В одном из ближайших номеров «ГИ» подробнее расскажет о новинке афиши театра кукол, вставшей в ряд с «Повелителем мух», «Бабаней» и пьесой «Король умирает». А пока – несколько примечательных фактов о повести Александра Пушкина, вышедшей в свет в 1833 году и до сих пор волнующей читателей разных стран.
♦ У старой графини Анны Федотовны был прототип – княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышева. Она была фрейлиной при дворе четырех монархов от Екатерины II до Николая I, причем императоры, по свидетельству современника, оказывали даме поистине сыновнюю почтительность. Наталья Петровна прожила 97 лет, пережив и самого Пушкина. Ее особняк на Малой Морской улице стали называть «домом Пиковой дамы». Легенду о трех картах писателю поведал, как и в тексте, ветреный внучатый племянник титулованной особы. В работе над образом графини Пушкин опирался на опыт общения с другой великосветской дамой XVIII века – Натальей Кирилловной Загряжской (также пережившей русского гения).
♦ «Пиковая дама» стала одним из первых произведений на русском языке, чья популярность перешагнула границы. Перевод повести на французский выполнил Проспер Мериме. Первую оперу на этот сюжет задолго до Чайковского, в 1850 году, написал французский композитор Фроманталь Галеви, а в 1864-м – австриец Франц фон Зуппе.
♦ Вот уже почти два столетия продолжаются споры: Германн – это фамилия или имя? Если принять в расчет написание с двумя «нн», то вроде бы фамилия. К тому же прочие игроки, от Томского до Чекалинского, зовутся по фамилиям, и Германн вроде бы вписывается в этот ряд. С другой стороны, представляя читателям своего героя, автор пишет: «Его зовут Германном». К слову, легендарный космонавт №2, Герой Советского Союза Герман Титов получил имя в честь пушкинского героя.
♦ При внимательном прочтении повести можно увидеть, что «тайну» трех карт главный герой получил вовсе не от умершей графини. Еще до трагического инцидента в спальне Германн рассуждал сам с собой: «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!». А человек, имеющий «покой и независимость» – это «туз». То есть идея трех «выигрышных» карт уже давно гнездилась в больной голове инженера. Эту гипотезу высказал литературовед Бенедикт Сарнов в просветительской радиопередаче для детей «В стране литературных героев».

Фото Марии АФАНАСЬЕВОЙ
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ