Тема этого выпуска родилась, когда Курский кинофонд в одном из материалов упомянул приз, полученный отечественным фильмом «Восхождение». Награда называлась «Золотой медведь». Но корреспонденту «ГИ» припомнилось: когда в том же Берлине отмечали за лучшую актерскую работу земляка Сергея Пускепалиса, мишка был из серебра. Оказалось, существуют и те, и другие фестивальные регалии. И сам собой встал вопрос: а сколько их вообще и какие считаются самыми престижными?
В кругу FIAPF
Не успело еще человечество определиться с тем, как называть новые храмы искусства, рожденные появлением кино («синематограф», «иллюзион», «электротеатр»), а в 1910 году в Милане прошло первое мероприятие, где собрались первопроходцы из Франции, Италии, Германии и США. В 1933-м кинопродюсеры разных стран создали FIAPF – организацию, которая помогает соблюдать законодательство по авторским правам и интеллектуальной собственности, противостоять пиратству и решать ряд других важных для этой отрасли вопросов. FIAPF определила строгие правила для фестивалей, претендующих на статус международного. В их числе – наличие круглогодичных организационных ресурсов, действительно всемирная широта в выборе фильмов и членов жюри, широкое представительство прессы, страхование всех копий кинолент, высокий уровень информационного обеспечения. В круг FIAPF, по свежим данным, входит 52 фестиваля: 14 – для игровых фильмов, 28 – для специализированных игровых, 5 неконкурсных – для игровых фильмов и 5 фестивалей документальных картин и короткометражек. Вот некоторые из кинофорумов и их заветные награды:
♦ Шанхайский кинофестиваль проводится с 1993 года, периодичность – каждые 2 года, главный приз – «Золотой кубок». ♦ Фестиваль в Карловых Варах (с 1946-го, «Хрустальный глобус»).
♦ Фестиваль в Локарно (с 1946-го, «Золотой леопард», особенность – показ фильмов на открытом воздухе).
♦ Монреальский (с 1977-го, «Большой приз Америк»).
♦ Сан-Себастьянский (с 1953-го, «Золотая раковина»).
♦ Варшавский (с 1985-го, главный приз – Гран-при от мэра Варшавы).
♦ Фестиваль в Токио (с 1985-го, «Сакура»).
♦ Фестиваль в Мар-дель-Плата (с 1954-го, «Астор»).
♦ Каирский (первый в арабском мире, с 1976-го, «Золотая пирамида»).
♦ Индийский (один из главных в Азии, с 1952-го, «Золотой павлин»).
Венеция – это не только каналы
Среди отечественных картин, вошедших в историю города святого апостола Марка (чьим спутником и был лев), – «Урга» Никиты Михалкова, «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова, правда, вышедший на немецком языке. А любимая несколькими поколениями сказка-былина «Садко» в 1952 году удостоилась второго по значению приза «Серебряный лев», причем исполнитель главной роли, курянин Сергей Столяров был включен жюри в список 50 лучших актеров мира за 50 лет истории кино. Два «Серебряных льва» пребывают в числе трофеев Андрея Кончаловского за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай», по одному – у Самсона Самсонова, Бахтиера Худойназарова и Алексея Германа-младшего, а также у Ирины Евтеевой за короткометражку «Клоун».
На «Медведя» я, друзья…
Ветвь от святого Гонората
Сначала мероприятие проводилось в здании старого казино, с 1982 года и по сей день – во дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. Помимо всемирно известной красной дорожки, у дворца есть еще одна лестница – с синим ковром, она ведет не в основной зал «Люмьер», а в «Дебюсси» (для пресс-показов и дневных демонстраций параллельных программ).
Эскиз главной награды фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь – помог нарисовать Жан Кокто. Ни один режиссер не смог получить ее трижды. Среди восьми режиссеров, удостоенных этого признания дважды, первым стал Альф Шеберг – в 1946 и 1951 годах. В Каннах изображение золотой пальмовой ветви можно видеть почти везде, от флагов и плакатов до асфальта набережной Круазет. Но пальмы в Средиземноморье – это все равно что березы в наших широтах. Так почему же ветвь этого дерева стала символом города? Дело в одном из христианских святых по имени Гонорат, жившем в V веке. О нем говорили: «Если саму любовь можно было бы выразить наглядно, то, кажется, ее следовало бы изобразить в честнейшем лице Гонората. Не было никого, чьи беды, достигнув его, продолжались бы после этого, а не находили бы в нем свой конец». По его молитве остров рядом с нынешним Канном избавился от ядовитых змей, а огромные волны прокатились через остров и смыли останки пресмыкающихся. Тогда Гонорат покинул свое убежище на вершине пальмы, спустившись на землю с широкой ветвью как знаменем победы Бога и человека над смертью.
Ветвь помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском ограненного кристалла. Сама ветвь выполнена из 24-каратного золота
Единственным советским фильмом, отмеченным Золотой пальмовой ветвью, стала в 1958 году военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Появление исполнительницы главной роли Татьяны Самойловой на красной дорожке Каннского фестиваля оказалось не менее заметным, чем сам фильм. Ее конкурентками были Софи Лорен и Женевьев Паж, но внимание публики было приковано именно к Самойловой. Красотой и талантом молодой русской актрисы пленился Пабло Пикассо. А вот на родине о триумфе в СССР сообщали сдержанно. В заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.
Чуть ранее, в 1955-м, лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль» стала семейная сага, которая так и называлась – «Большая семья». Фильм Иосифа Хейфица по роману Всеволода Кочетова «Журбины» собрал блестящее созвездие исполнителей: Борис Андреев, Алексей Баталов, Борис Битюков, Николай Гриценко, Павел Кадочников, Сергей Лукьянов, Вадим Медведев, Ия Арепина, Елена Добронравова, Клара Лучко, Екатерина Савинова и земляк, уроженец Щигровского уезда Николай Сергеев, об удивительной биографии которого «Окно в кино» уже рассказывало. На экране это была всего лишь пятая роль опытного мастера театра. Кстати, с его талантом Канн познакомился на первом же фестивале 1946 года, где в «Белом клыке» короля анималистического жанра Александра Згуриди (по культовой повести Джека Лондона) Николай Васильевич сыграл золотоискателя.
Нормально, Георгий!
Сюжеты, достойные экрана
Так, в 1957 году в конкурсной программе Каннского фестиваля участвовал фильм «Вокруг света за 80 дней». Продюсер картины пригласил звезд и прессу на вечеринку с… живыми тиграми. Но даже эти бесстрашные звери испугались ослепительного света софитов, проявили панику, которая передалась и публике. Все кинулись кто куда, и случилась самая масштабная давка за всю историю фестиваля.
Здесь же, в 1983-м, Изабель Аджани, находясь на пике популярности, решила проигнорировать фотокорреспондентов. Когда в следующий раз Изабель появилась на красной дорожке и все-таки решила сфотографироваться, все фотографы положили камеры на пол и повернулись к ней спиной.
Режиссер Жан-Люк Годар в 1985 году представлял свой «Детектив». Вдруг один из зрителей запустил в живого классика огромным тортом. Тот стоически утерся, облизнул палец и стал нахваливать вкусовые качества торта. Как выяснилось позже, зритель не понял сути картины и таким образом решил отомстить режиссеру.
В 1994-м американская суперзвезда Квентин Тарантино появился на церемонии награждения (той самой, где жюри «прокатило» наш фильм «Утомленные солнцем», вскоре удостоенный «Оскара») в футболке. Случилась разборка с охраной. Правда, автор «Криминального чтива» без заслуженной им «Золотой ветви» не остался, а, выйдя с призом, сделал неприличный жест по адресу француженки, бранившей его за нарушение дресс-кода.
Фото с fishki.net
Фото с kinoistoria.ru
Фото с moscowfilmfestival.ru
- Комментарии
Загрузка комментариев...