Пламенеющая история Часть I.
Свежий номер: 10 октября 2024 (5019)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В мае 1799 года императором Павлом I был подписан один из самых важных и в то же время малозаметных указов. Его целью было вывести борьбу с пожарами в России на новый уровень. Уже в сентябре курский губернатор рапортовал о наличии специальной пожарной команды. Однако горожанам предстояло увидеть еще много пожарищ на улицах. Немало их было по разным причинам и в прошлом. Почему угроза для города устранялась так медленно и Курск сталкивался с крупными пожарами до XIX века, рассказываем в очередном краеведческом материале «ГИ». 


Беда из древности

Город Курск, возникший на вершине безымянного холма на стыке двух рек, издавна считался центром лесостепной зоны Посемья. Леса древности и широкие степи не раз охватывались огнем, чему способствует и относительно жаркое лето. Славяне заботливо обживали эту землю и главным и почти единственным строительным материалом выбрали дерево. С ним удобно работать, оно всегда под рукой, множество видов древесины можно было найти в окружавших древний Курск лесах. Но вместе с тем, этот материал ненадежный в защите от огня.
Историческими пожарами, как правило, считаются разрушительные последствия разгула огненной стихии, в результате которых выгорает весь город или его часть. Иногда они атакуют крупные здания, и их черное дело тоже остается в летописи. Рим выгорал при печально известном императоре Нероне, Великий лондонский пожар 1666 года смел весь центр города, японские столицы Эдо и Киото превращались в пепел за считанные часы из-за лачуг, сделанных с помощью дерева и рисовой бумаги. Древняя столица России Москва серьезно горела более 60 раз. Неудивительно, что и Курск с деревянной крепостью, деревянными же домами, церквями и заборами много раз пылал.
Опасным географическим фактом для курян стало близкое соседство с дикой южной степью, по которой всегда перемещались орды кочевников, противостоящих земледельцам-славянам. Город находился как раз на границе и был своего рода амбарным замком для тех, кто хотел поживиться на Руси как богатой житницей. Частота нападений на курские земли в домонгольский период с трудом представляется точной. Половцы, основой экономики которых был постоянный захват пленных и продажа их на невольничьих рынках в Крыму, регулярно терзали наши городки. Известен глубокий их рейд в земли по реке Сейм, случившийся примерно в 1150 году. Курск тогда серьезно пострадал от огня. Кочевники не только захватывали в полон землепашцев и ремесленников посада вокруг крепости, но и штурмовали сами крепости. Упоминается даже применение так называемого «греческого огня», основанного на использовании сырой нефти. Способ практиковали византийцы, которые и могли продать его половцам без раскрытия секретов производства. Возможно, тот древний пожар возник как раз от такого оружия.
Но самый разрушительный пожар связан не с началом истории Курска, а с завершением его первого этапа существования. Трудно сказать, в какой именно год к дубовым стенам детинца подошли кочевники из далеких степей. Вероятнее всего это произошло в 1238 году. Однако важно то, что именно тогда город серьезно пострадал во время осады монголо-татарами, часть защитников погибла. Следующий и уже окончательный удар был нанесен укреплениям и остаткам курского посада в 1285-м, когда по указанию баскака Ахмата городок был разорен и сожжен.
Умышленно ли монголы сжигали города? Как одна из тактик, это было приемлемым решением для быстрого захвата крепости. Наконечники стрел, смазанные смолой, делали свое разрушительное дело и раньше в европейской истории. Но исключать случайного возгорания тоже нельзя. Хотя свечи тогда были очень дорогим удовольствием, пожар мог разгореться даже от упавшей лучины. Плотность стоящих рядом домов способствовала быстрому скачку огненного пламени с крыши на крышу. Учитывая, что в курском крае даже в XX веке крышу крыли соломой, то представить себе скорость распространения по узким улицам пламени ничего не стоит. В случае с пожаром, который часто датируется 1285 годом, баскак мог намеренно уничтожить город огнем, дабы лишить местных князей всякого влияния.
После возобновления жизни в новом Курске в 1596-м его еще не раз атаковали татары, казаки и поляки. Разумеется, в большинстве случаев грабители уходили, как и в прежние времена, с пленными и чужим добром. И пожары тут являлись лишь сопутствующим явлением в вечной войне горожан с недругами Московского царства.

Не редкость, а даже норма

С пожарами в ходе войн и набегов все понятно: стихия в режиме осады населенного пункта могла разгуляться широко. Бороться с ней за пределами крепости не представлялось возможным. И вот тут проглядывает основной момент истории пожарной самообороны курян. В тушении огня принимало участие все население при использовании подручного инвентаря. Такая хаотическая деятельность, помноженная на полное отсутствие мер безопасности, была малоэффективна. Это просто потрясает: в течение столетий никакого способа борьбы с возгоранием кроме помощи соседей фактически не было. Интересно еще и то, как воспринимали долговечность построек в те далекие времена. Ведь деревянное здание с соломенной крышей, иногда обмазанное глиной, было очень хрупким и недолговечным. Удивительно, если домишко, на посаде возведенный за неделю, стоял хотя бы два поколения жильцов, то есть 50-60 лет. Так что большие пожары были привычным и даже естественным явлением в жизни города. Но страдали не только лачуги обычных жителей.
Знаменский монастырь в сердце города не раз переживал тяжелые пожары. В 1631 году начавшийся было дождь превратился в ливень с грозой. Громоотводов тогда не было и любое высокое здание или дерево в городе могло стать целью для молнии. В этот раз она попала в деревянную церковь Знаменского монастыря. Разгорелся сильный пожар. Он перекинулся и дальше, искры ветром разносились, и в итоге пострадало немало построек в центральной части города, а также монастырское имущество. В этом же столетии тоже отметились наказы царей для мер против разрушительного огня. В 1649 году появился «Наказ о градском благочинии» царя Алексея Михайловича, по которому куряне и все остальные горожане страны обязаны были принимать участие в тушении пожаров и иметь нужные инструменты за свой счет. Тогда же внимание государства было обращено к военнослужащим как к первым кандидатам на роль огнеборцев. Стрельцов пытались привлекать к противопожарной обороне, но и это не дало результатов.

Регулярные планы получили более 400 городов России, то есть практически все крупные, средние и малые города империи. Защита от пожаров теперь усиливалась.

Лишь в XVIII веке на регулярной основе возникли общественные обозы с бочками для тушения. А в эпоху Екатерины II, в 1765 году, в Курске появилась первая пожарная команда. Она комплектовалась из расквартированных в городе солдат и была не постоянной и малочисленной.
Вообще же возгорания и для этого времени – не редкость, а даже норма. Но самый известный пожар в летописи города произошел в конце XVIII века. В жаркий август 1782 года загорелся трактир рядом с Херсонской улицей. Огонь распространялся с сумасшедшей скоростью и уже вскоре перекинулся на соседние дома, гостиные дворы и торговые лавки, в избытке стоявшие на площади. Саму площадь рядом с крепостью называли то Торговой, то Красной, явно предпочитая первое название, из-за обилия торговых рядов. Вскоре огонь, проглотив все, что было вокруг площади, ринулся на север, к домам по Московской дороге. Пожарных служб в Курске не существовало. Центральная часть города пострадала очень сильно. Губернатор Александр Прозоровский среагировал так быстро, как будто пожар был специально подготовлен и заранее ожидаем. К зиме было составлено прошение о регулярном плане, а уже в феврале 1782 года императрица подписала «План губернскому городу Курску» с канцелярской, стандартной формулировкой «Быть по сему».
Сами по себе каменные дома горели не так часто и восстанавливались легче. Крышу надлежало крыть металлом или черепицей. Частью зданий становились высокие глухие стены брандмауэры, созданные, чтобы отрезать путь наступающему огню. Склады перенесли на пустыри и ближе к рекам, чтобы быстрее можно было локализовать пожар и не дать перекинуться на здания рядом.
После перестройки город был поделен на четыре части. И здесь мы отыщем еще один любопытный штрих в эволюции пожарного дела. Дело в том, что денег на оплату труда пожарных не было. Губернатор Александр Беклешов воспользовался оригинальным видом прогрессивного налога. При измерении курских дворов были отобраны те, которые составляли 100 саженей, а значит, были зажиточнее и должны были платить налог, из которого и отбирались деньги для пожарных. В этой системе уже видны черты, по которой будет реализована система снабжения огнеборцев, но потом этот ручеек пересохнет, и средства будут поступать по остаточному принципу. Но уже в то время стало окончательно понятно, что обычные жители и даже привлекаемые время от времени бравые военные не могут обладать должным опытом, сноровкой и знаниями в обращении со сложным инструментом и огнем. Появляются первые попытки создать группы людей, которые будут профессионально специализироваться на борьбе с пожарами.
Но первый реально действенный шаг к модернизации пожарной охраны был сделан сыном Екатерины, Павлом I. Именно в его правление создается подразделение полиции с пожарными инструментами. За городом был окончательно закреплен раздел на четыре части, каждая из которых делилась далее на три квартала. В каждой из частей с 1799 года предусматривалось нахождение полицейского подразделения с пожарным обозом.
Впоследствии окажется, что из более чем 100 человек, ответственных за тушение курских пожаров, выезжать на них будет лишь половина. Немаловажным было то, что на деньги города было закуплено современное по тому времени специальное пожарное оборудование в виде заливных труб разного размера, специальных щитов, лестниц, крюков, железных ведер, вил, топоров и, конечно же, лошадей. По этой системе пожарные будут работать не один десяток лет. И только во времена императора Николая I начнется второй этап нелегкой службы.
О том, как функционировала новая пожарная служба в дальнейшем и о знаменитых пожарах XIX-XX веков, расскажем во второй части статьи, которая выйдет в одном из номеров «ГИ».

Справка «ГИ»
В Европе добыча камня была поставлена на поток с античных времен. Именно отсутствие в должном количестве древесины способствовало развитию каменной архитектуры у древних греков. Даже в колоннах они по-прежнему делали вдоль всей длины углубления под названием канелюры, как когда-то делали их предки, ставя деревянные балки. Они украшали их цветами и другими растениями, маскируя место соприкосновения с крышей. Так возникли разнообразные капители.

Фото с vk.com/mchs35
Фото с Яндекс.Дзен
Фото с ru.wikipedia.org
Фото с fireman.club
Фото с vk.com/gokursk_portal
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ