Джунгли, полюс, рай земной... Странствия Александра Винокурова
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Джунгли, полюс, рай земной... Странствия Александра Винокурова
Курские ребятишки получат незабываемый подарок в Международный день защиты детей: в городе стартует очередной фестиваль российской анимации имени Бориса Дежкина. Впрочем, это праздник и для всех взрослых, остающихся детьми в душе. И таких очень много: достаточно взглянуть, как светлеют лица у тех, кто смотрит мультик из уникальной серии про «Метеор». Право, неунывающие красноносые парни в нашей стране были любимы наравне с «Красной машиной», то бишь сборной СССР по хоккею. А финальный и самый трогательный мультик серии наш выдающийся земляк создал в 1981 году в соавторстве с другой легендой «Союзмультфильма» – заслуженным художником России Александром Винокуровым. Мероприятия в честь его столетия будут среди украшений праздника отечественной анимации, ведь целый ряд лучших лент студии – «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Маугли» – созданы благодаря поистине живописному таланту Александра Васильевича.

С прозрачными воротами и яркою звездой…

Будущий мастер с мировым именем родился в Калужской губернии, захолустном уезде, который и сегодня-то остается самой что ни на есть сельской глубинкой. А уж в хаотичном 1922-м… Потеря глаза юношей под Сталинградом оставляла еще меньше шансов стать художником. (Из-за увечья и черной повязки дебютант «Союзмультфильма» многим на первый взгляд напоминал уже знаменитого Бориса Дежкина, но печальным обстоятельством их сходство, как мы убедимся далее, не исчерпывалось). Александр Винокуров сотрудничал с издательством «Советский художник», популярными стали его широко растиражированные плакаты «Будем учиться, как Ленин», «До самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко!» (хранится в Государственном музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского). Но все же главным делом жизни стали его работы с яркими режиссерами мультипликационного кино: Львом Атамановым, Романом Давыдовым, Борисом Дежкиным, Владимиром Поповым.
Ныне остался один-единственный участник тех исторических событий, когда в разрушенной войной стране студия, ютившаяся в заброшенной церкви (чуть позднее прибавился и второй храм в качестве места работы кукольников), ежегодно выпускала мировые шедевры. Это 101-летний Леонид Шварцман, недавно за свои труды удостоенный ордена Александра Невского. Великая Отечественная война едва не оборвала и его жизнь: Леонид Аронович чудом выжил после крайнего истощения на оборонном заводе. И это поколение (Федор Хитрук, Роман Качанов, Владимир Дегтярев, Евгений Мигунов, Иван Аксенчук, Юрий Прытков, Светозар Русаков и многие другие создатели наших любимых мультиков) каким-то неимоверным чудом щедро дарило согражданам самые светлые чувства, как в известной песенке: «Смех и радость мы приносим людям!».
Слово Леониду Шварцману: «Первый свой полнометражный мультфильм «Волшебный ковер» Лев Атаманов снял еще в 1948 году в Ереване. Начав работу на «Союзмультфильме», он в качестве пробного шара сделал 11-минутный фильм «Желтый аист» по мотивам китайских сказок (одним из художников-мультипликаторов этой ленты был наш земляк Дежкин). Над этой картиной мы впервые работали втроем: Винокуров был художником-постановщиком, а я его ассистентом. Тогда все остались довольны результатом, стало ясно, что у нас сложилась сильная группа, и Атаманов взялся за большой фильм: мы начали делать «Аленький цветочек» – 4 десятиминутные части, 40 минут. К тому моменту я уже защитил диплом во ВГИКе и меня взяли на картину художником-сопостановщиком.
У нас с Винокуровым возникло такое разделение: он был замечательным живописцем и колористом, поэтому в основном работал над фонами, декорациями. Атаманов, Винокуров и я, проработали вместе 10 лет. … После «Снежной королевы» мы делали часовой мультфильм «Ключ» про мальчика, который выбирает, кем стать в этой жизни. После «Ключа» мы сняли «Сказку про чужие краски», и наш альянс распался. Не было ни конфликта, ни какого-то события, которое бы все изменило, нет. Просто, когда мы сделали уже достаточно много фильмов, и больших, и коротких, то почувствовали, что таких интересных картин, как раньше, сделать уже не сможем».
В 1950-е для Льва Атаманова остро встал вопрос о создании эпических сказок, полноценных образов «живых» людей, положительных героев. В помощь мультипликаторам подготавливались заснятые на кинопленку сцены, сыгранные живыми актерами. Эти сцены проецировались на специальные экраны, вмонтированные в столы, и герои переводились на бумагу контурной линией. Переведенное изображение подвергалось переработке, вгонялось в графический образ, для чего изменялись пропорции. Этот метод среди союзмультфильмовцев получил название «эклер» – по лейблу отслужившего свое станка с соседнего завода, чей массивный корпус использовался для проецирования кинокадра на кальку. В пору расцвета этого метода (по-научному – ротоскопирование) художникам посчастливилось тесно пообщаться с блистательными артистами. Мудрого хозяина и заботливого отца, купца Степана Емельяновича играл Николай Боголюбов, ученик великого театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, а прекрасного царевича, до поры до времени скрывавшегося под безобразной личиной, – молоденький Алексей Баталов. Образ же самого Чудища был списан с главного «злодея» советского кино, народного артиста СССР Михаила Астангова: на него надели халат с «горбом» из подушки. Благодаря такому сочетанию техники и актерского состава мультфильм получился одновременно очень зрелищным (даже на взгляд современного зрителя, а уж в 50-е годы эта лента и ей подобные вывели советскую мультипликацию в мировые лидеры, потеснив даже Диснея), и насыщенным живыми человеческими характерами и эмоциями. По словам критиков, мультфильм искрится и переливается, словно драгоценный камень. Причем перед Винокуровым задача стояла посложнее, чем перед коллегой. Натуру-то на пленку не перенесешь, – ни Древнюю Русь (скорее всего, торговый Новгород), ни заморские страны, где приобретались «тувалет» и другие подарки. Но если Европу или Восток можно было хоть с картинок перенести, то как прикажете изобразить остров Чудища? Ведь он не должен походить ни на Старый, ни на Новый Свет, вообще ни на что! Единственная аналогия – рай земной, тот самый песенный «город золотой», где «гуляют животные невиданной красы». И Александр Винокуров создал этот город «с прозрачными воротами и яркою звездой» на кальке, наделив свои рисунки таким очарованием, что никакая компьютерная графика до сих пор не рождает в наших душах столь восторженного отклика. Одним же из художников-мультипликаторов «Аленького цветочка», наряду с авторами «Винни-Пуха» Федором Хитруком, «Ну, погоди!» Вячеславом Котеночкиным, «Варежки» Романом Качановым, «Маугли» Романом Давыдовым был и наш земляк Борис Дежкин.

Аттракцион неслыханной щедрости

Нет, это не о внезапно подобревшем персонаже Савелия Крамарова в «Большой перемене», откуда и пошла крылатая фраза, а о еще одном (сразу за «Аленьким цветочком») визуальном чуде советского мультипликационного кино. Кто не помнит прямо-таки физически ощутимый водопад золота из-под копыт волшебной антилопы?
«Помните эту шикарную рисовку? – делятся эмоциями благодарные зрители. – Эти диалоги, в которых небольшой, но емкой фразой рисуется образ каждого персонажа?
«Ты раджа, а не знаешь, что друзей не предают!» – говорит мальчик. И сколько всего в этих словах!
«Глупое животное! Золота не может быть слишком много!» – кричит антилопе толстый раджа. И мы прекрасно понимаем, кто здесь на самом деле «глупое животное». А тем, кто по какой-то нелепой случайности не понимает, все раскладывает по полочкам концовка мультфильма.
В общем «Золотая антилопа» – один из несомненных шедевров советской мультипликации. И это признают не только в нашей стране. Спустя год после выхода на экраны творение Льва Атаманова и его товарищей получило почетный диплом Каннского кинофестиваля. И до сих пор ленту пересматривают иностранные зрители. Вот некоторые оставленные ими отзывы.
«Это очень образная 35-минутная работа, выполненная в ярких красках. Мораль может быть простенькой, но совсем непроста художественная мощь этого короткого шедевра. Текучий анимационный стиль Атаманова передает изящество, разнообразие и тонкость движений людей и животных; фон джунглей великолепен; музыкальная партитура напоминает восточное великолепие Римского-Корсакова и Бородина. К тому же, в этом прекрасном образце русской анимационной традиции есть большой юмор, а также драматизм».
«Начало несколько медлительно, но дальше все становится лучше. В остальном же мультфильм превосходен. Поражает анимация. Особенно невероятные пейзажи и фоны. Плавные, выразительные движения персонажей и совершенно ошеломляющее, но тонкое использование цвета очень впечатляют. Музыка никогда не бывает напыщенной или слишком постоянной, вместо этого она используется со сдержанностью и элегантностью в пышной оркестровке. Это очень по-русски – в хорошем смысле, я имею в виду. Я вообще большой поклонник русской музыки. От начала и до конца «Золотая антилопа» проникнута большой искренностью и очарованием, каким-то приятным мягким юмором, который никогда не становится чрезмерным. История увлекательна во всем, кроме медленного начала, и очаровательна в своей простоте».
«Это, безусловно, одно из лучших произведений советской анимации, и я рекомендую вам посмотреть его».
Как уже говорилось, в 1955 году фильм был награжден почетным дипломом за высокие художественные качества VII Каннского международного кинофестиваля. Он также получил диплом Международного кинофестиваля в Дурбане (Южная Африка) и диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне. А в 1957 году завоевал диплом Международного кинофестиваля короткометражных фильмов в Белграде.

Увидел Данию в Прибалтике

В 2012 году в Государственной галерее на Солянке прошла выставка ««Снежная королева» 55 — Холод и красота», приуроченная к юбилею одного из создателей шедевра – Александра Винокурова. Экспозиция подтвердила, что за более чем полвека стало ясно: этот фильм — настолько же взрослый, насколько детский, и художники разных стран доныне считают «Снежную королеву» отправной точкой для новых размышлений на хорошо известную тему.
Режиссером вновь стал Лев Атаманов. Известнейший дpаматуpг Николай Эpдман участвовал в создании сценаpия.
«Снежная королева» – гордость советской анимации, сказочная история покорила зрителей Европы, Америки и даже далекой Японии, где вдохновила тогда молодого Хаяо Миядзаки. Творческая команда искала антураж для сказки Андерсена в крупнейших библиотеках, где рассматривали альбомы с репродукциями и уже прямо в читальных залах создавались первые эскизы. Рига, Тарту, Таллинн – три недели авторы мультфильма гуляли по узким улочкам, изучали архитектуру и впитывали атмосферу Запада. В Таллинне Леонид Шварцман приступил к работе над раскадровкой, которая постоянно претерпевала исправления режиссера, а Александр Винокуров трудился над декорациями и цветовыми решениями. Леонида Ароновича восхищало, как одноглазый фронтовик преодолевал испытания физического состояния, чтобы стать «самым ярким, самым талантливым живописцем» среди художников «Союзмультфильма». Мультфильм «Снежная королева» получил призы на международных кинофестивалях в Венеции (1957), Каннах (1958) и Риме (1958). Американскую версию советского мультфильма представили на кинофестивале в Сан-Франциско в 1959 году. В Вашингтоне картину показали на закрытом мероприятии, пригласив посла… Дании. Высокопоставленные гости особо отметили стиль повествования.
В 1979 году Леонид Шварцман получил за себя и коллег премию «Голливуд — детям» благотворительного фонда Одри Хепберн. На церемонии в театре Бродвея демонстрировали «Снежную Королеву», в зале присутствовали кинозвезды и дети, которые с одинаковым почтением подходили и высказывали восторг. «Это так растрогало, что я не мог сдержать слез, — говорил он. – Мы создавали фильм не только о любви, дружбе и верности. Он также о силе, которая хотела разрушить эти прекрасные чувства, и о главном – о поражении этой силы». Спустя несколько лет в США вышел альманах «Сказки моего детства» от всемирно известного артиста балета Михаила Барышникова, куда включили новую версию «Снежной Королевы» с Кирстен Данст в роли Герды, Микки Руни, подарившим голос Оле Лукойе, и лауреатом премий «Золотой глобус» Кэтлин Тернер в образе Снежной Королевы. Также к DVD-версии добавили испанскую звуковую дорожку и французскую, где роль Снежной Королевы исполнила Катрин Денев. Созданы версии и на других языках.

С кем он был одной крови?..

Едва ли не лучшее произведение «Союзмультфильма» в жанре героического эпоса – это «Маугли». Это был сериал из пяти серий, вышедших в 1967-1971 годах и смонтированных в один фильм через два года после выхода последней из них. Режиссером был Роман Давыдов, специализировавшийся на героической эпике («Детство Ратибора», «Василиса Микулишна»), художниками, кроме Александра Винокурова, – Петр Репкин («Цветик-семицветик», «Конек-Горбунок», «Необыкновенный матч») и, по версии историка анимации Георгия Бородина, Борис Дежкин, только его имя не вошло в титры. Сценарий написал Леонид Белокуров («Последний дюйм», «Тропой бескорыстной любви»). По словам кинокритиков, как-то неловко говорить о формальном совершенстве этого фильма: Багира, проносящаяся по экрану, как капля тьмы, закрученная водоворотом; толпы обезьян, волков и собак, текущие живым потоком; музыка, буквально комментирующая происходящее… В те же годы вышла диснеевская «Книга джунглей» на тот же сюжет, и – о чудо! – по всеобщему мнению, советские мультипликаторы по всем статьям обогнали американских. Прежде всего, фильм Романа Давыдова – серьезное полотно, а не «развлекаловка». Два эпизода завершаются титрами: «Так кончилось детство Маугли», «Так кончилась юность Маугли». Иными словами, авторы сказали нам, что детство кончается, когда ты узнаешь, что смерть существует, а юность — когда умирает близкий тебе человек. Если угодно — когда понимаешь, что ты сам умрешь. Но, даже уходя в финале к людям, Маугли всегда будет помнить джунгли, и джунгли всегда будут ждать его — точно так же, как всегда ждут нас на полке мультфильмы нашего детства.
Кстати, когда Александр Винокуров и Петр Репкин продумывали движения героев, Роман Давыдов просил их вживаться в образы животных – влезать, как говорится, в их шкуру. «У вас есть дома кошка? Смотрите, изучайте ее», – говорил он, когда они работали над движениями пантеры Багиры.
Вместе с Георгием Бородиным вспомним также те фильмы, на которых Александр Васильевич был единственным художником-постановщиком, создавая всю изобразительную часть — и персонажную, и декорационную. Это «На краю тайны», «Гунан-Батор», «Главный звездный», «Пилюля», «Кто меня толкнул?» (все – режиссер Роман Давыдов), «Новый дом» (Григорий Козлов», «Чудо без чудес» (Владимир Полковников), «Жили-были дед и баба» (Иван Аксенчук).
Почти в каждом доме «союзмультфильмовцев» тех лет висят его пейзажи.

«Курскоблкиновидеофонд»
http://kursk-kino.ru;
https://vk.com/kinofond46
город Курск, улица Зеленая, 32.
Телефон   8(4712)54-76-75
Электронная почта:  
kinofondredaktor@mail.ru

Использованы кадры мультфильмов  «Союзмультфильма»
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ