Курянин создал гимн в честь мужчин
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Ровно 50 лет назад на экраны Советского Союза вышел первый фильм, самостоятельно снятый уроженцем Рыльского района Анатолием Чемодуровым, ранее удостоенным «Оскара» в съемочной команде эпопеи «Война и мир». В послужном списке курянина – такие шедевры, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Ватерлоо», «Степь»… Но и «производственная» драма о шоферах, поначалу носившая смешное название «Простофиля», также стоит того, чтобы о ней вспомнили не только земляки.

Он не играл героев…

…а просто сам был героем – так по праву можно сказать об Анатолии Владимировиче. Редкая фамилия Чемодуров досталась сразу нескольким известным курянам. Терентий Иванович (1849-1919) был верным камердинером императора Николая II и не оставил государя после отречения, проследовав путем страданий вплоть до Екатеринбурга. Виктор и Михаил – наши старшие коллеги, опытные журналисты. А будущий актер и режиссер родился 21 июля 1919 года в деревне Ново-Ивановка. Его юность, совпавшую с началом Великой Отечественной, можно описать словами из трагически-величавой поэмы Роберта Рождественского «210 шагов»: «Было училище: форма на вырост, стрельбы с утра, строевая зазря, полугодичный ускоренный выпуск и на петлицы – два кубаря» (имеются в виду отличительные знаки лейтенанта той эпохи). Выпускник Рязанского артиллерийского училища воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, отличился в боях, был, как сообщают его наградные листы, признанным специалистом по разведке, предупреждению артналетов и накрытию целей противника, постоянно находясь на передовой.
Как это было не похоже на мечты Анатолия, успевшего перед самой войной поступить во ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии, еще не носивший, как теперь, имя киноклассика Сергея Герасимова. Ведь Сергей Аполлинарьевич был жив-здоров и в расцвете творческих сил. Когда курянин, демобилизовавшись, вернулся в альма-матер (с орденом Отечественной войны II степени и медалями «За отвагу» и «За победу над Германией»), он оказался на легендарном «молодогвардейском» курсе мэтра и его супруги Тамары Макаровой. Едва прогремел на всю страну роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» о подвигах и гибели юных подпольщиков Донбасса, как Герасимов поставил спектакль, где комиссара организации (как тогда считалось) Олега Кошевого играли в очередь Анатолий Чемодуров и Владимир Иванов. Когда же режиссер приступил к экранизации, образ Кошевого воплотил Иванов. Тот настолько был внешне похож на Кошевого, что, когда впоследствии приезжал в Краснодон навестить маму своего героя (привязавшуюся к актеру, как к родному сыну), по городу поползли слухи, что Олегу удалось спастись от казни. А Чемодурову его педагог назначил роль Сергея Левашова – друга задорной Любки Шевцовой. В числе обладателей Сталинской премии курянина не оказалось. Но эта награда нашла его в скором времени – в 1952-м.
Давно забыты россиянами растиражированный некогда роман Семена Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» (типичный образец «литературы бесконфликтности», или «борьбы хорошего с лучшим») и его экранизация 1951 года. Сегодняшние критики отмечают: «Художественные его достоинства стремятся даже не к нулю, а к минус единице», «Там все гипсокартонное, там нет ни одной человеческой реплики, ни одного живого чувства». В писательской среде ходила эпиграмма на автора: «Не всякий алмаз самой чистой воды, не всякое золото чисто и звонко, а твой «Кавалер золотой звезды» не стоит хвоста «Золотого теленка». Тем удивительнее, что фильм снял талантливый Юлий Райзман, а среди исполнителей были такие звезды, как Борис Чирков, Николай Гриценко, Иван Переверзев, Тамара Носова. Анатолий Чемодуров выступил в амплуа, которое режиссеры называют «лучший друг». А в главной роли отметился еще один молодой фронтовик – Сергей Бондарчук, и впрямь ставший в ту пору лучшим другом нашего земляка. Даже когда Сергей Федорович развелся с Инной Макаровой, то ушел жить не сразу к невесте – Ирине Скобцевой, а к Чемодурову и его тогдашней жене Кларе Румяновой. Королева мультипликации несколько лет состояла в браке с курянином.
Громкие актерские работы Анатолия Владимировича шли одна за другой: «Возвращение Василия Бортникова» (прогремевший на культовом фестивале в Каннах в 1954 году), «Честь товарища», «Кортик», «Об этом забывать нельзя», «Бессмертный гарнизон», «Цель его жизни», «Телеграмма», «Шли солдаты…». Персонажи – все как один бойцы: чекист, политрук, адъютант, подполковник, прокурор. И все эти годы не прерывалось творческое и личное взаимодействие с Сергеем Бондарчуком. Вот маленький, но характерный пример этой дружбы. Вспоминает выдающийся оператор Анатолий Петрицкий, заслуженный деятель искусств РСФСР: «В мой день рождения купили мы с Сережей Армандом (также мастер операторского искусства. – Авт.) на свои скромные суточные бутылку водки и закрылись в комнате. Вдруг стук в дверь. Открываем – Чемодуров. «Что тут у вас? А! День рождения? Так я Сергея Федоровича позову. Можно?».
Новую страницу в творческой биографии Анатолия Владимировича открыл выход в свет рассказа живого классика Михаила Шолохова «Судьба человека». Его напечатала главная газета СССР «Правда» 31 декабря 1956 года и 1 января 1957-го. Недавно Новгородский музей истории кино пополнился двумя уникальными экспонатами. Это литературный сценарий к фильму (его написали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, секретарь самого Шолохова) и сценарий режиссерский, вышедший из-под пера Бондарчука и Чемодурова.
О «Судьбе человека» сказано и написано столько, что хватит на целую энциклопедию, – и шедевр того заслуживает. Мы же как раз в этот момент перейдем к рассказу о фильме «Если ты мужчина…», где Анатолий Владимирович показал: Андреи Соколовы живут и среди молодого поколения. Пусть даже шофера зовут по-простецкому Пашкой, да еще и дразнят простофилей…

От плато Расвумчорр до крымского серпантина

«Не побоюсь громких слов, – убежден кинокритик Николай Афонин, – но мне думается, что на базе таких фильмов происходит зарождение и становление личности. Кто-то может расценить и фильм, и мои слова, как пропаганду, но в картине Анатолия Чемодурова нет ни слова в пользу советской власти. Зато очень наглядно показана жизнь советского молодого парня и то, как этой самой жизнью человек распоряжается. Простой работяга, водитель экскаватора Павел Снегирев, практически только вступает на жизненный путь. Отличается Павел работоспособностью и желанием пробиться в этой жизни. При этом он не рвач, не хапуга, а человек, который имеет голову на плечах и в трудных ситуациях не спасует, будьте уверены. А то, что жизнь предоставит ему трудности, сомневаться не приходится. По фильму мы не увидим родителей Павла, но то, что они заложили в своего сына, говорит только о том, что воспитание у него, дай Бог каждому. Да и те самые пресловутые отношения между людьми того времени, были куда как добрее, чем в нынешнюю пору.
Приехав на стройку, засучив рукава, герой Бориса Токарева проникается симпатией к одной девушке, но и здесь его ждет разочарование. Но Павел не тот человек, чтобы взять и за здорово живешь сложить крылья, тем более у него есть настоящие друзья, о чем свидетельствует разговор с одним из них, когда они сидят на траве и суть их разговора сводится к Родине! У людей есть идеалы, не идолы, не кумиры, но мысли, которые цепляют за живое.
Хронометраж фильма небольшой, всего лишь 70 минут, но за это время можно многое понять и принять душой. И вполне возможно, что изменить в своей жизни. Очень хорошим дополнением к данной кинокартине выступает музыка, которой отводится своя роль: я насчитал не менее трех замечательных песен. Ну и концовка фильма яркая, драматичная, от которой бегут мурашки по спине. Да, были люди в наше время…».
Кстати, о песнях: особо запоминается заглавная в исполнении Льва Барашкова, которому аккомпанирует оркестр Гостелерадио под управлением еще одного нашего выдающегося земляка Вадима Людвиковского. Увы, это была предпоследняя работа замечательного коллектива (последняя – «Джентльмены удачи»): в 1973 году джазмены во главе со своим дирижером остались без работы из-за неприязненного отношения со стороны всесильного хозяина ЦТ Сергея Лапина. Но и сегодня трудно не повторять слова Леонида Дербенева на музыку Александра Флярковского: «Над землею солнце веселое светит, и опять себе говорю я: пусть! Пусть на белом свете, есть на белом свете горе и печаль, беда и грусть. Есть беда и грусть, но они не причина, чтоб с лицом унылым встречать рассвет. Если ты мужчина, если ты мужчина, все начни сначала, как в двадцать лет!».
Натура в фильме прямо как у Пушкина: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Пламень – это Крым со спелыми гранатами, ласковым морем и… коварными крутыми дорогами. Лед – это знаменитое плато Расвумчорр в Заполярье, в Мурманской области, «малая Антарктида». Здесь залегает апатит, «камень плодородия», ценнейшее сырье для черной и цветной металлургии, производства удобрений и стекла. Это царство полярной ночи, снег лежит около 250 дней в году (но в этом снегу купаются после бани прекрасные героини фильма). Еще 98 суток выпадает на дождь, и 285 суток дует убийственный ветер. Здесь-то и пашет Пашка на своем экскаваторе.
Сохранились уникальные отчеты Мурманского областного управления кинофикации: «В начале июня 1971 года у обочины черной, уже оттаявшей, дороги на плато Расвумчорр разместились, прижавшись друг к другу, несколько зеленых вагончиков и полдюжины машин с эмблемой «Мосфильма». Чуть поодаль, на горном склоне была оборудована съемочная площадка.
– Приготовились! – Режиссер поднял руку. – «Репортер!» Мотор!
Помреж щелкнул «хлопушкой»:
– Двести восемьдесят два, дубль два!
Оператор застыл у стрекочущей камеры. В кадре двое – он и она. Осторожно перебирая конец шарфа миловидной девушки, парень чуть смущенно спрашивал:
– Ты будешь дома сегодня вечером?
– Еще столько вечеров впереди, – эхом летел ответ.
Разговор продолжался – на холодном ветру, дующем с заснеженных горных вершин, перед двумя рычащими бульдозерами, создающими фон, на глазах двух десятков людей, участвовавших в съемке или просто наблюдавших за ней. Так шла работа над лентой под черновым названием «Простофиля».
– Это будет фильм о нашем современнике, – пояснял корреспонденту «Полярки» постановщик картины Анатолий Чемодуров. – Экскаваторщик Пашка Снегирев выделяется среди окружающих необычной душевной чуткостью, глубоким внутренним благородством, добротой. Не то, чтобы  эти черты были несвойственны его товарищам, но вот именно такие открытость, обнаженность человеческой души редко встречаются в суровых буднях стройки, среди сильных, но грубоватых рабочих парней. И кое-кто называет Пашку простофилей за то, что он поступает вопреки житейскому здравому смыслу. В самом деле: молодой парень хочет жениться на женщине, у которой есть сын. А когда она, Маша, тоже экскаваторщица, гибнет при неудачном взрыве, Пашка усыновляет мальчика. Кое-то удивлен: «Вот чудак, зачем?» А для Пашки этот поступок естествен: он считает себя ответственным за дальнейшую судьбу мальчишки, который для него дорог так же, как и Маша.
Большая «киносемья» трудилась слаженно. Причем не только актеры, но и гримеры, костюмеры, декораторы. Для мастера по костюмам Марии Ефимовой это была двадцать четвертая картина. И вроде бы задача ее оказалась на сей раз несложной – современность, стройка, герои ходят в сапогах и спецовках, но и тут пришлось немало подумать. Кое-кто из артистов, к примеру, поменялся одеждой с участвовавшими в съемках настоящими шоферами и экскаваторщиками: слишком уж ненатурально – чистенькими, «с иголочки» выглядели поначалу киношные наряды. Правды образа стремились добиться и те, кто работал «в кадре» – Эраст Гарин, Жанна Прохоренко, Инна Гулая, исполнитель главной роли Борис Токарев.
– Впервые играю сегодняшнего парня, – рассказывал Токарев, тогда еще молодой актер, приобретший широкую популярность несколько лет спустя, после фильмов «Горячий снег», «Два капитана», «А зори здесь тихие». – Оказалось, что это гораздо труднее, чем сниматься в ролях лейтенантов или рядовых военной поры. Тех ребят, жизнелюбивых и храбрых, мы видим сквозь призму прошедших лет. Стерлись случайные черты, осталось главное, и они представляются нам в несколько обобщенном виде. А играя Пашку, я думаю о том, что в зрительном зале будут сидеть такие, как он, как его товарищи. Они тотчас почувствуют даже самую малую фальшивинку. Пашка должен быть достоверен и правдив в каждом поступке, каждом жесте, каждой интонации.
На экраны фильм вышел в конце следующего, 1972 года… Жители Кировска и Апатитов узнавали на экранах себя, своих друзей и знакомых. Во время съемок на несколько дней стали актерами водители автотранспортной конторы треста «Апатитстрой» Михаил Андрюшко, Иван Петрощук, Юрий Лапицкий, Николай Григорьев, Михаил Гомон, Иван Процюк. Роли их были привычными: водить автомашины со строительными материалами. Приняли участие в создании картины и рабочие строительного управления нулевых работ треста «Севэкскавация». Некоторые кадры снимали на руднике «Центральный», в Кировском горном техникуме. Однако город в картине, хотя и был явно узнаваем, все-таки прямо не назывался».
А вот воспоминания жительницы Беларуси Оксаны Альховик: «Для меня этот фильм особенный. Один из водителей – мой папа, Смирнов Иван Иванович. Мы жили в городе Апатиты Мурманской области. Снимали часть фильма в Хибинских горах. В 1971 мне не было и года. А в 1974-м мой папа погиб. То, что он снялся в этом фильме, позволяет мне уже 50 лет видеть его живым, пусть и на экране… Его смогли увидеть мои дети и внуки. Люди в комментариях пишут, что видели этот фильм очень редко. У нашей семьи другая история. При папе мы часто ездили на море. И после его смерти тоже ездили почти каждый год. Так вот, улетали мы ночью. А фильм этот показывали «для тех, кто не спит». И каким-то чудесным образом каждый раз его показывали в день нашего отъезда. Такси стояло у подъезда, а мы дожидались кадров, где был папа. Вот такие мои детские воспоминания. Мама рассказывала, что артисты и съемочная группа были у нас в гостях. Дома хранились большие фотографии, которые делали профессионалы. Этот фильм со мной всю жизнь. Спасибо его создателям! Так как фильм в детстве смотрела только до «папиных» эпизодов, с трудом представляла, о чем он. И только с появлением интернета посмотрела полностью. Хороший фильм, добрый. Пашка – настоящий мужчина!».
Корреспонденту «ГИ» удалось связаться с выдающимся актером, режиссером, документалистом, продюсером Борисом Токаревым. И задать ему, до сих пор активно работающему в сфере кино, один вопрос: так погиб в финале Пашка или выжил?.. «Конечно, герой фильма погиб, в финале улица была названа его именем», – ответил Борис Васильевич. Но все же прислушаемся к репликам товарищей главного героя. Там есть загадочные слова: «Можно и в честь живого, если заслужил». Так, может быть, после самопожертвования, от которого даже у самых черствых зрителей непременно навернутся слезы, Павел Снегирев все-таки выстоял и возвратился к сыну, любимой женщине и любимой работе?
P.S. Режиссер этой картины умер 28 декабря 1986 года. Похоронен в Москве на Хованском кладбище. 

«Курскоблкиновидеофонд»
http://kursk-kino.ru;
https://vk.com/kinofond46
город Курск, улица Зеленая, 32.
Телефон   8(4712)54-76-75
Электронная почта:  
kinofondredaktor@mail.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ