Как «Синие зайцы» привели в курский край
12+
Свежий номер: 11 августа 2022 (4793)
тираж номера: 4240 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Электронная копия газеты Оформить подписку
Как «Синие зайцы» привели в курский край
Едва «ГИ» и Курский кинофонд отметили полувековой юбилей художественного фильма «Если ты мужчина…», как подоспела такая же дата, связанная с кино и опять же с нашим краем. В 1972 году на экраны вышел фильм, где удивительным было все, начиная с названия: «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие с песнями, танцами и джигитовкой при участии диких и домашних животных». Новинку особо ждали в некоторых регионах Советского Союза, в том числе и на курской земле. Но почему? И при чем тут Лев Толстой с карагодом «Тимоня»?

Про зайцев – это актуально!

Мы не просто так перефразировали реплику из «Бриллиантовой руки». Когда суперпопулярная комедия начала триумфальное шествие по городам и весям, 6 мая 1969 года в газете «Советская культура» вышел критический отзыв, автор которого заявлял: «Старые, отжившие приемы Гайдай старается перепродать нам как новые». Кто же был этот дерзкий критик? Его имя – Марк Розовский – тогда было знакомо лишь коллективу и публике студенческого театра Московского университета, где работала студия «Наш дом». Как говорится, критикуя – предлагай, и Марк Григорьевич, незадолго до отзыва дебютировавший как сценарист документального фильма о многообразии мира музыки «Семь нот в тишине…», обратился к хрестоматийной (но, признаемся, подзабытой) повести великого Льва Толстого «Детство». Нет, не для инсценировки (это сделает в 1973-м его друг и единомышленник Петр Фоменко), а для своеобразного толчка, нравственного ориентира и источника вдохновения. Вновь вчитаемся в когда-то восхищавшие нас строки (кстати, у них тоже юбилей – 170 лет написания и публикации в журнале «Современник»): «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Не зря главным героем будущего фильма стал именно большой ребенок – клоун.
Название картины объясняется на первых ее минутах, но процитируем классика более обстоятельно: «У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папа в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: «Бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают». Возвратившись к круглому столу, я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст. Куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево – скирд, из скирда – облако и наконец так испачкал всю бумагу синей краской, что с досады разорвал ее и пошел дремать на вольтеровское кресло». То есть синие зайцы – нечто еще более редкое, чем, например, синий мальчик. Весь фильм – это страстный призыв: умейте видеть и слышать уникальные песни, уникальную природу, уникальных людей.
Вероятно, чтобы запутать (ну совсем как заяц) кинематографическое начальство и наверняка сохранить дорогое название, сценарист предложил худсовету киностудии «Ленфильм» еще два, заведомо проигрышных: «Поговорим о странностях любви» и «Этюды оптимизма».
Итак, для Розовского, вскоре обретшего всесоюзную славу с «Тремя мушкетерами», это была вторая работа в кино, а для его друга, композитора Максима Дунаевского (подарившего песни тем же мушкетерам) – первая. Во многом его творческую судьбу определила встреча с «Нашим домом», которым руководили, кроме Розовского, киноактер и мим Илья Рутберг и выдающийся врач-реаниматолог, один из «отцов» передачи «КВН» Альберт Аксельрод. В 1970 году Максим Исаакович окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. Его преподавателями были Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке, Андрей Эшпай. Все годы учения Дунаевский писал симфоническую музыку, а песенный жанр считал несерьезным. «И лишь со временем эту тягу к серьезной музыке переломила любовь к театру, – признается он. – Это генетически. Отец мой тоже в свое время был серьезным композитором, писавшим симфонии и балеты и потом перешедшим в область кино и музыкального театра. Такая же история ждала и меня». Именно на «Синих зайцах» он прошел «боевое крещение». «Это был чисто музыкальный фильм, там играли интересные актеры», – вспоминает мэтр киномузыки. Ныне им написана музыка более чем к 60 фильмам и 20 мюзиклам.
Добавим: песню «Счастливчик тот», где уже различим фамильный стиль, исполняет Леонид Бергер – вокалист популярного ВИА «Веселые ребята». Но в титрах его фамилию не упомянули, как и в мультфильме «По следам Бременских музыкантов», где артист шикарным голосом поет за Осла и компанию в эпизоде рок-концерта: «Весь мир у нас в руках, мы звезды континентов…». Объясняется это нравами эпохи застоя: к тому времени Бергер подал документы на выезд из СССР. В эмиграции он не затерялся, обрел популярность в Австралии, став и впрямь звездой континентов – по меньшей мере, двух.

Саня в гостях у Тимони

А вот кинорежиссер Виталий Аксенов был к 1972 году уже опытным деятелем, учеником легендарного мастера документальных и игровых фильмов о животных Александра Згуриди. О необходимости бережного отношения к природе в «Синих зайцах» говорится не раз. Добрый клоун Саня стреляет, пусть и по-клоунски, как бы понарошку, в фотографа-мучителя, безжалостно эксплуатирующего экзотических зверюшек. И он же чуть позднее не сдерживает себя, оказавшись в некоем НИИ с подопытными животными: «Я разнесу в пух и прах это учреждение! Эти ученые решили, что им все позволено!» Но любимой темой Виталия Евгеньевича был не животный мир, а мир мелодий и ритмов, что приметно уже по названиям его работ: «Возвращенная музыка», «Семь нот в тишине…». Он окончательно утвердил за собой статус корифея кинохитом 1987-го «Как стать звездой» с участием бит-квартета «Секрет», Валерия Леонтьева, «Лицедеев» и других кумиров той поры.
Не был дебютантом на экране и молодой актер Театра на Таганке Александр Филиппенко, но главную роль непрофессионалу-«технарю», выпускнику элитного МФТИ, старшему инженеру Института геохимии Академии наук доверили впервые. Кстати, это один из немногих положительных персонажей в череде его Кощеев, чертей и прочих «смертей». Причем конкуренцию пришлось выдержать серьезную. Вспоминает актер, чье имя в пояснениях не нуждается, – Вениамин Смехов: «Марк Розовский написал славный сценарий про чудака-добряка. Мы с Леонидом Енгибаровым порознь пробовались для этой роли. И оба понравились. И обоих худсовет отверг – за «нерусскую внешность». Для «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова эта роль, где ему и вживаться-то в образ не требовалось, могла стать последней: жизнь великого артиста оборвалась 25 июля 1972 года… До обидного недолгую фильмографию завершают шукшинские «Печки-лавочки».
Сам Александр Георгиевич делится: «Была бы другая история в моей кинобиографии, если бы этот фильм не запретили. Тогда разрешили снимать впервые скрытой камерой. И мы разъезжали по России, и там были оркестры в Эстонии, и бабушки пели в курском селе. А я – клоун среди них, вот, со львом».
Этот лев – четвероногий актер Кинг, питомец семьи Берберовых из Баку, которого мы все видели в «Необыкновенных приключениях итальянцев в России» (а знатоки детского кино – еще и в картине Ирмы Тарковской-Рауш «Пусть он останется с нами»). Именно в его пасть засовывает голову клоун Саня. Между прочим, это имя носил и персонаж Филиппенко из детской познавательной телепередачи «АБВГДейка», его партнером был клоун Сеня – Семен Фарада. Справедливости ради, лев Кинг был до поры до времени существом необыкновенно добродушным. Но в 1973 году напал на человека, отчего и был застрелен прибывшим на вызов милиционером Александром Гуровым – будущим борцом с коррупцией и депутатом Госдумы.
Не забудем упомянуть, согласно титрам, и животное домашнее – ослика Геннадия. За него отвечал дрессировщик Михаил Багдасаров. Позднее народный артист РФ вспоминал: «Вначале я снялся в фильме «Синие зайцы» – над ним работали Марк Розовский, Максим Дунаевский, Саша Филиппенко, все пацанами были тогда, и молодая Валентина Теличкина. Сюжет такой: убегают из цирка осел и лев, и они дружат. А я в это время набрал маленьких осликов и репетировал с ними в Бакинском цирке. Поэтому меня и пригласили… В те годы я бедствовал страшно, зарплата была мизерная, мы с женой питались вместе с ослами. Я сделал комический номер «Упрямые ослики», выступал с ним по стране и даже в Чехословакии».
Александр Филиппенко неточен, когда вспоминает о якобы запрете фильма. Зритель Борис Нежданов с сожалением отмечает, что, видимо, в год выхода фильм получил низкую прокатную категорию, следовательно, тираж был мизерным, и в прокат попали черно-белые копии: «Я его не видел тогда, но мне говорили, в какое недоумение привело зрителей упоминание в титрах о цветомузыке. В общем, увидели «черно-белых зайцев». О невольном обмане кинозрителей вспоминает и бывший киномеханик Ян Беленький, которому довелось демонстрировать фильм. В то же время Борис Нежданов признает: «Операторская работа в цвете была очень неплохая». Эта похвала адресована нашему земляку Николаю Покопцеву – заслуженному деятелю искусств РФ и герою одного из предыдущих выпусков рубрики «Окно в кино».
Среди маршрутов музыкального путешествия, наряду с Русским Севером, Прибалтикой и Кавказом, – знаменитое село Плехово Суджанского района с его уникальной песенной и танцевальной культурой, родина фольклорного героя Тимони, давшего имя знаменитой курской пляске.
Кого видим и слышим в фильме «Синие зайцы»? В ансамбле тогда пели Герасим Забелин, Татьяна Басова, Анна и Екатерина Моторыкины, Мария Ламанова, Екатерина Пронякина, Екатерина, Дарья и Елена Ходосовы, Татьяна Друшлякова. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, Всесоюзный фестиваль искусств в Кремле, международный фестиваль искусств в Нью-Йорке – вот лишь некоторые из престижных музыкальных форумов, благодарно рукоплескавших землякам. В 2007 году ансамбль села Плехово «Тимоня» удостоен премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

КСТАТИ
Подобное волшебное существо появляется и у поэта Душана (Душко) Радовича. Он уроженец сербского Ниша – города-побратима Курска. В оригинале стихотворение называется «Плави зец», а в переводе Татьяны Макаровой – «Голубой заяц»:
«В трех морях я побывал,
Три страны миновал,
Три горы я перешел
И тогда его нашел –
Голубого прекрасного зайца,
Лучшего зайца на свете…»

С особой теплотой, специально для «Окна в кино», вспоминает свою работу в картине народная артистка России Валентина Теличкина: «Фильм снимал дорогой для меня человек, яркий индивидуальный талант – Виталий Павлович Аксенов. Благодаря этой работе я познакомилась и с чудесным артистом Александром Филиппенко. А эти горы, эти встречи с кавказскими мудрецами-долгожителями…» Связаться по телефону с Валентиной Ивановной удалось благодаря тому счастливому для курян обстоятельству, что очередную роль она сыграла в доброй лирической комедии «Огород», съемки которой проходили, в том числе, в Курске. Сразу после августовского Международного Московского кинофестиваля режиссер ленты Лариса Садилова, ученица великого мастера Сергея Герасимова, намерена представить новинку курским зрителям.

СПРАВКА «ГИ»
Сокровищница народной музыки из курской глубинки прославилась на всю страну в 1937 году благодаря экспедиции Московской консерватории под руководством замечательного фольклориста Климента Квитки. Муж Леси Украинки стал первым в многочисленном ряду исследователей, отмечающих, что даже на фоне соседних сел юго-запада Курской губернии Плехово гордится двумя сотнями нигде более не встречающихся песен и инструментальных наигрышей, а также мастерством карагодной пляски, сохранностью традиции инструментальной ансамблевой игры, дружным многоголосием. Редко где на Руси крестьяне могут гордиться изобилием песен, исполняемых под пляску: карагодных, таночных, свадебных. Прибавим сюда же песни лирические: рекрутские, покосные, бурлацкие (бурлачить – это не только таскать баржи против течения, а вообще работать за пределами родного села). К тому же местные наигрыши, прославившие Плехово на весь мир, – «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» – исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы (русская флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка, балалайка. Причем на кугиклах играют только женщины, на рожке, скрипке, гармони – только мужчины, а на балалайке – и те, и другие. Фольклористы отмечают, что певицы здесь играют на кугиклах, скрипачи и рожечники славно поют, и все без исключения ловко пляшут в карагоде. Веками уникальные традиции передаются из поколения в поколение.

«Курскоблкиновидеофонд»
http://kursk-kino.ru;
https://vk.com/kinofond46
город Курск, улица Зеленая, 32.
Телефон   8(4712)54-76-75
Электронная почта:  
[email protected]

Фото ссуджа-рцнт.рф

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

Город
Происшествия
Культура
Спорт
Новые
Власть
Актуально
Общество
Пандемия COVID-19