Остров справедливости искали над Рыльском
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В сентябре 1972 года в Рыльске, знаменитом на весь Союз своей аэростанцией, прошли съемки очередного (после «Крепкого орешка») приключенческого фильма. И вновь важное место в сюжете было отведено полету на воздушном шаре. Уже за первый год показа фильм «Сломанная подкова» увидели 15 млн зрителей. Но эта экранизация великого Жюля Верна достойна просмотра и в наши дни, хотя «десятая муза» – дама непостоянная и подверженная влиянию моды. А «ГИ» и Курский кинофонд узнали занимательные подробности рождения ленты в общении с мэтрами отечественного кинематографа.

Лифляндия на берегах Сейма
«Я ищу остров Справедливости! И законами этого острова были бы Честь и Верность!» – восклицает (упав с небес на булыжную мостовую, но не забыв завершить бритье) персонаж несравненного Сергея Юрского. Только одного этого имени достаточно для успеха любого проекта. А тут еще и на помощь аэронавту кидается героиня Марины Нееловой!
Кстати, на экране разворачивается нечто более удивительное, чем падение воздушного шара на мирных обывателей. Хотя покоритель воздушной стихии влюбленно повторяет на все лады имя девушки («Лей-да, Лееейда…»), та не «клюет» на шарм и неотразимость: она любит другого! И этот другой – вовсе не капризный сынок местного олигарха, банкира Шмидта, а беглый политкаторжанин. Догонят или не догонят его жандармы, встретятся или не встретятся влюбленные, найдут или не найдут убийцу злополучного Шмидта-младшего, опрометчиво похвалявшегося толщиной кошелька в трактире «Сломанная подкова» с весьма сомнительной репутацией?..
Кроме захватывающего сюжета, зрителя ждут очарование древнего праздника Яани пяев (Иван Купала по-эстонски), поэтичные виды, снятые с высоты птичьего полета над Лифляндией-Эстонией (а на самом деле – над окрестностями Рыльска). И, что немаловажно, серьезные размышления на тему презумпции невиновности. Не правда ли, зловеще звучит реплика следователя Мяги, который препровождает в крепость своего старого друга, доктора Петерсона, обвиненного в грязной уголовщине: «Поверьте моему опыту, каждого человека можно в чем-нибудь подозревать!».
И все же «стержнем» картины нельзя не признать блестящего героя Сергея Юрского с его неистребимым джентльменством и остроумием, галантностью и благородством. В образ Жюля Ардана Сергей Юрьевич словно вложил свою актерскую тоску по несостоявшимся работам у Эльдара Рязанова – поручику Ржевскому в «Гусарской балладе» (сыграл, как известно, Юрий Яковлев) и Сирано де Бержерака в одноименном проекте (не сыграл никто – съемки остановили…). «Жалею ли я о Сирано? – делился сокровенным народный артист много лет спустя. – Да, наверное, жалею, эту роль надо было сыграть, а я сыграл ее только в отрывках. Но столько зато возникало неожиданного! Вот если бы мне сказали: «Сирано – в принципе твоя роль. У тебя нос длинный, есть некоторый заграничный стиль, стихи ты хорошо учишь, фехтовал когда-то неплохо. Жалко, что не сыграл Сирано?» – «Жалко» – «Тогда выбери: дядя Митя в «Любовь и голуби» или Сирано. Хочешь переменить, не сыграть дядю Митю, а сыграть Сирано?» – «Не хочу». Интервьюер допытывался: «А если – еще и Сирано? «Ну, это жадность», – парировал великий артист. Жюль Ардан как раз щедр духом, словно тот же Сирано: отчаянно, даже перед лицом смерти (в виде, например, летающих вил) борется за счастье девушки, которая его не любит…

Хоть шаром… потряси
Большой радостью для читателей, несомненно, станут ценные воспоминания, которыми любезно поделился с «Окном в кино» автор увлекательного сценария «Сломанной подковы» (и еще многих киноисторий, не менее захватывающих) Павел Финн, один из опытнейших отечественных сценаристов. Это он подарил детворе непременный атрибут любимого праздника – киносказку «Новогодние приключения Маши и Вити». Каждому возрасту – свои открытия в творческом мире Павла Константиновича, зрителю полюбились и «Объяснение в любви», и «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» – всего более 60 фильмов. А вот о душераздирающем «Свидетеле» нельзя сказать «полюбился», это такой же ужасающе реальный кусок жуткой войны и приговор нацизму, как «Иди и смотри» Алеся Адамовича и Элема Климова. Ну а подростковая пора, когда особенно необходим нравственный ориентир, для российских кинолюбителей немыслима без благородного и отважного мустангера Мориса Джеральда («Всадник без головы») или не менее храброго, дерзкого на язык, но притом безмерно галантного Жюля Ардана. Он-то, как уже говорилось, и является героем приключенческой истории, связанной с курским краем. Хотя если перелистаем первоисточник – роман Жюля Верна «Драма в Лифляндии», то никакого Ардана… не найдем. В своем сценарии Павел Финн придал куда большую осмысленность и увлекательность детективной истории о пропавших деньгах, введя колоритную фигуру воздухоплавателя-мечтателя. В искателе счастливого острова нетрудно приметить черточки нескольких ярких жюль-верновских образов, таких как капитан Гарри Грант, инженер Сайрес Смит или покоритель Луны Мишель Ардан. Ардан – это аннаграмма. Прототипом этого героя был друг Верна, реальный воздухоплаватель, Гаспар Феликс Турнашон, известный под псевдонимом Надар. Недаром герой «Сломанной подковы» оказался его однофамильцем – и тезкой самого романиста.
– Павел Константинович, в титрах фильма «Сломанная подкова» соавторами сценария указаны вы и классик советского кино Владимир Вайншток (под псевдонимом В. Владимиров). Кто из вас первым решил взять за основу малоизвестную «Драму в Лифляндии»?
– Владимир Вайншток был замечательным продюсером. Мы вместе работали над пятью картинами, но все сценарии написаны только мной.  Я ему очень благодарен: молодым в кино тогда пробиться было неимоверно трудно. Он брал на себя все отношения с властью,  редакторами, все сложности прохождения сценария и уже снятого фильма через различные комиссии и худсоветы. Надо отдать ему должное – он был неутомимым поставщиком новых сценарных идей. Малоизвестный роман Жюля Верна «Драма в Лифляндии» «раскопал» и предложил для экранизации именно он. А Лифляндией называлась в XIX веке часть Прибалтики, где расположена нынешняя Эстония. Ведь и писался сценарий изначально не для «Ленфильма», а для «Таллинн-фильма»… Должен  сказать, что  роман, конечно, не очень удачный, мягко говоря…
– Чего стоит хотя бы имя героини, придуманное Жюлем Верном, – Илька Николева. Вам пришлось «перекрестить» девушку в Лейду Петерсон. А еще в книге действуют доктор Гамин, полковник Рагенов и генерал Горко. Фамилии вроде и похожи на русские, но режут слух.
– С «Таллиннфильмом» что-то у нас с Владимиром Вайнштоком не задалось, сейчас уже и не вспомнить. А на «Ленфильме» ранее вышла довольно известная картина «Миссия в Кабуле», за нашими двумя фамилиями. Поэтому сценарий «Подковы» принесли в Первое творческое объединение, которое возглавляла Фрижета Гургеновна Гукасян. Он был принят без сложностей, еще и потому, что предназначался для конкретного режиссера, очень талантливого, – Семена Арановича. Начинал он как документалист и именно тогда осваивал работу в игровом кино. Нас соединил, свел его друг – и мой друг – еще один замечательный режиссер Илья Авербах. Вы спросите, почему Владимир Вайншток сам не выступил режиссером «Сломанной подковы»? Ведь он снял, как режиссер, две знаменитые картины еще в 1930-х…
– Это поистине культовые «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ»!
– Да, и еще две картины снял уже только в 1970 годы по моим сценариям: «Всадник без головы» и «Вооружен и очень опасен». И это был 1972-й, по-моему, он как раз тогда «Всадника…» в Крыму снимал.
– Теперь давайте поговорим о нашем курском крае, о старинном городе Рыльске, где были сняты некоторые сцены с воздушным шаром.
– Вот здесь у меня возникают вопросы. Дело в том, что съемки вообще-то проходили в Таллинне. Я там жил в течение месяца, у меня и фотографии остались. Кстати, неожиданная история вышла с воздушным шаром. Он был заказан в каких-то мастерских в Москве и привезен с большими трудностями (это здоровая штука, даже в сдутом состоянии). Надували его при мне. И тут… бдительные спецслужбы запретили поднимать его в воздух: оказалось, сверху были видны секретные базы. Сложное положение. Шар здесь, он надут, но летать он не имеет права. Проблему решили благодаря находчивости Семена Давидовича Арановича. Шар был привязан на мощных тросах, Сережу Юрского вместе с корзиной раскачивали несколько человек, он там вдохновенно изображал радость, вглядываясь в подзорную трубу – и создавалась иллюзия полета. Плюс монтаж, добавлялись кадры с небом… Обычные ухищрения кино. За камеру отвечал поначалу Евгений Шапиро, потом что-то они с режиссером не поладили, и доснимал картину другой замечательный оператор – Дмитрий Долинин.
– Дмитрий Алексеевич, когда я ему прислал вопрос о съемках, ответил так: «Этот фильм для меня–случайная и временная работа. Не выстраданная. В памяти совершенно не запечатлелся»…
– Да, он прав. Но Митя все же пришел, помог. Мы вообще с ним дружим всю жизнь. Он снял по моему сценарию «Объяснение в любви» с режиссером Авербахом, и уже сам как режиссер – «Миф о Леониде», неплохую картину, надо сказать, о громком убийстве Сергея Кирова. Но я совершенно не помню, чтобы мы что-то снимали в Рыльске.
– Позвольте процитировать местную районную газету «За изобилие» от 23 сентября 1972 года, – эту публикацию обнаружила сотрудник Курского кинофонда Оксана Саницкая. «Долгое время нам не удавалось заполучить воздушный шар, – говорит режиссер Семен Аранович. – Навстречу нам пошли сотрудники московской Центральной аэрологической обсерватории, которые несколько лет работают в Рыльске. Они и помогут нам провести сцену спасения политкаторжанина Яковлева. И, кроме того, очень привлекла нас окружающая природа. Она хорошо вписывается в кадры будущего фильма». Эпизоды спасения снимают в окрестностях Пригородней Слободки. По проселочной дороге, вьющейся среди живописных холмов и перелесков, мчится карета в сопровождении вооруженных всадников. Сверху, догоняя их, спускается воздушный шар. Раздаются выстрелы, на жандармов летят мешки с песком, которые служат балластом. Вскоре из распахнувшейся двери кареты появляется заключенный. Улучив момент, он набрасывает цепочку, которая соединяет браслеты наручников, на лапу якоря, выброшенного перед схваткой из корзины шара. Снова на землю летят мешки с балластом. Освобожденный от груза шар быстро набирает высоту, унося с собой Яковлева и его мужественных спасителей».
– Да, жандармы, революционеры – в фильме о дореволюционной эпохе непременно нужно было обличить пороки царской власти. Пришлось придумать противного персонажа, которого не было у Жюля Верна,– филера «№9», агента охранки. Вспоминаю, как на складе «Ленфильма» (который тогда, полвека назад, был наполнен потрясающими вещами) Аранович нашел механическое пианино – еще до одноименного фильма Никиты Михалкова. Помните, на нем «играет» Карл – сын банкира Шмидта?
– Да, очень современно смотрится сегодня этот осмеянный вами типчик с полным набором игрушек великовозрастного дитяти, вплоть до какого-то чадящего прообраза автомобиля…
– Эту уникальную модель нашел тоже Семен Давидович. Теперь что касается актеров. Мы довольно долго искали исполнителя главной роли – Ардана. Не сразу остановились на Юрском. Пробовали Сашу Демьяненко, нашего друга и актера замечательного, – нет, не то! Еще кого-то. Наконец, возник Сережа. Ему самому было приятно играть, мы сдружились. И, конечно, Лейда Петерсон – Марина Мстиславовна Неелова, которую тогда еще Мстиславовной не величали. Роль была для нее всего лишь второй в карьере после «Старой, старой сказки», которую сняла наша замечательная сказочница Надежда Кошеверова – Бабушка, как ее с любовью звали. Марина прелестна, она вообще актриса выдающаяся. Но, к сожалению, уж не помню почему, Аранович переозвучил Марину, мы слышим другую актрису. Конечно, ответом была страшная обида, это же, можно сказать, оскорбление, при том что у Марины прелестный голос, и вообще она чудо. Зачем, почему?.. Во всяком случае, она и слышать не хочет об этой картине. Кто там еще снимался? Хорошие ребята из Прибалтики. Бронюс Бабкаускас, Витаутас Паукште – все актеры были очень достойные… Задавали определенный стиль происходящему.
– Какими были отзывы о фильме–самих участников съемочной команды, зрителей, критиков?
– Да, в нашей картине была оригинальность. Помню, мы получали на каком-то пионерском мероприятии награду. Выступали на фестивалях. Отзывы, рецензии – те, правда, были какие-то кисленькие. Хотя это не очень справедливо, в картине много было изобретений Арановича, в ней было настроение, интрига… Работу над «Сломанной подковой» вспоминаю с удовольствием. Хотя никак не могу причислить произведение к числу моих побед. Но, повторю, с теплом вспоминаю время, которое съемочная группа провела вместе.

Пусть живет у них романтика в сердцах…
Вы, конечно, вспомнили эту песню ВИА «Земляне», посвященную каскадерам. В «Сломанной подкове», как в любой жюль-верновской экранизации, рискованные трюки играют важную роль. Воспоминаниями о съемках поделился с «ГИ» один из старейших и самых блистательных мастеров каскадерского искусства, участник (как каскадер, актер, постановщик трюков) целого ряда любимейших отечественных фильмов от «Белого солнца пустыни» до «Трех мушкетеров», мастер спорта СССР, педагог Николай Ващилин. Он одолевал царскую виселицу в «Звезде пленительного счастья», выходил невредимым из огня в «Сибириаде», помогал Шерлоку Холмсу не упасть в Рейхенбахский водопад. Увы, вознаграждение за все эти суперменские дела было в сравнении с Голливудом мизерным, а фамилии чудо-богатырей даже не всегда включали в титры.
В «Сломанной подкове» постановщиком трюков был назначен Александр Массарский, но он часто уезжал на основную работу тренера Ленинградского областного совета ДСО «Зенит» по самбо и оставлял за старшего именно Ващилина.
– Я ставил драку на паруснике актера Владимира Разумовского с корабельной командой и придумал для него пролет на канате. Мы дружили долго. Быстро подружился и с Семеном Арановичем, он меня похвалил, – вспоминает почтенный каскадер, – потом пришел в гости в Питере.
Кстати, по наблюдениям Николая Ващилина, исполнителей трюков называли не каскадерами, а просто спортсменами. В числе конников снимались мастер спорта СССР Виктор Романов (позднее он ставил трюки в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова), Александр Карпинский (он также выполнил рискованный прыжок с кормы), Анатолий Ходюшин, Валерий Зайцев. В киношной драке на паруснике, кроме самого Николая Ващилина, участвовали Владимир Кодинцев, Олег Василюк, Владимир Шаварин, Владимир Багиров, Юрий Верёвкин. Подходящую местность художник-постановщик фильма Юрий Пугач, будущий лауреат Государственной премии РСФСР в области кино (и супруг актрисы Елены Соловей), отыскал в городке Приморске Выборгского района Ленинградской области.
Именно тогда, на съемках «Сломанной подковы», Николай Ващилин решил заняться каскадерством профессионально (хотя его послужной список открыл еще великий «Гамлет» 1964 года) и вскоре организовал первую студию каскадеров при спортклубе ЛГИТМиК – Ленинградского государственного института театра, музыки и кино.
– Почему актеров нужно готовить к трюкам? – разъясняет мастер. – Они очень верят режиссерам и могут кинуться выполнять по его просьбе опасные вещи. Сесть на лошадь – это очень опасно: она может испугаться и понести. А уж тем более на воздушный шар. В «Сломанной подкове» есть хорошая сцена, когда шар напоролся на дома.
Конечно, корреспондента «ГИ» интересовало, был ли дублер у Сергея Юрского. И каково же было удивление, когда оказалось, что Сергей Юрьевич делал все сам! Кстати, рукопашный поединок с головорезом Гриммом немного похож на «дуэль» Остапа Бендера с подпольным миллионером Корейко из «Золотого теленка». А вот жуткий бросок вилами в Ардана – это обратная съемка.
– Вилы резко вынимаются из забора, а обратная проекция пленки задом наперед позволяет увидеть их втыкание в забор, – растолковал Николай Ващилин.
Завершим рассказ монологом выдающегося кинорежиссера Семена Арановича, который подарил отечественному зрителю не только «Сломанную подкову», но и еще ряд ярких кинолент: «С детства у меня была одна мечта – я хотел стать пилотом. Мои родители были в ужасе, но с тех пор, как себя помню, я был страшно упрям. Я хотел поступить не в простую школу для летчиков, а в какую-нибудь необыкновенную. В итоге оказался в Институте морской авиации. Закончил его и уже в чине майора, получил назначение на север, в отдаленную область за Полярным кругом. Я бы не сказал, что это самое лучшее место в мире: суровый климат, полярная ночь, длящаяся шесть месяцев в году, когда днем темно, как ночью. Я провел там шесть лет. Затем, как это часто бывает в авиации, у меня случилась авария. Это завершилось скитаниями из одного госпиталя в другой, пока я не понял окончательно, что летать мне больше не суждено. Однако всегда интересовался документальным кино и потому решил поступать в Институт кинематографии. Провалился при первой же попытке. Наконец,  все-таки поступил на отделение документального фильма и понял, что профессия кинематографиста – та самая, которую мне назначила судьба. В то же время я также понимал, что если бы не предыдущий опыт моей прежней профессии и знание другой жизни, которая воспитала и сформировала мой характер, я бы никогда не стал кинорежиссером».

«Курскоблкиновидеофонд»
http://kursk-kino.ru;
https://vk.com/kinofond46
город Курск, улица Зеленая, 32.
Телефон   8(4712)54-76-75
Электронная почта:  
kinofondredaktor@mail.ru

Фото с moiarussia.ru, kinocritik.ru, sergeyyursky.memorial, vaschilin.blogspot.com.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ