Дед Мороз глазами курянки
Свежий номер: 11 июля 2024 (4993)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Вот и подошел к концу еще один год знакомства и дружбы читателей «ГИ» с нашим просветительским проектом. Тема этого выпуска, конечно же, новогодняя, но по мини-традиции герой (то есть героиня) нынешнего выпуска родом из Коренева. Кроме отважных фронтовиков – сценариста Петра Лубенского и военного историка, мемуариста Дмитрия Панкова, курское село (а ныне райцентр, поселок городского типа) дало нашей стране замечательного художника-мультипликатора Марию Рудаченко. Именно она помогла детворе еще раз встретиться с любимым волшебником – в мультфильме «Дед Мороз и лето».

200 лет в обед
Но прежде чем поговорить о Дедушке Морозе, отметим круглую дату, связанную с его заграничным «родственником» – Санта Клаусом (на которого, между прочим, персонаж Марии Рудаченко похож едва ли не больше всех отечественных Морозов). Ровно 200 лет назад, к Рождеству 1822 года, американский священнослужитель и преподаватель древних языков преподобный Клемент Мур делал предпраздничные покупки для своей многочисленной семьи. И вот в санях, под перезвон бубенцов неожиданно для самого себя он сочинил и прочел в домашнем кругу стихотворение, название которого переводят то как «Ночь перед Рождеством», то как «Визит святого Николая». Вообще-то любимый и на Руси праздник «Никола зимний» отмечается за несколько дней до Рождества (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю), и именно в житии Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, есть упоминание о подарках для трех дочерей бедняка. В Европе, особенно в Нидерландах, где святого Николая особо почитают моряки, и в Штатах, где жило немало голландских переселенцев, бытовал обычай подобным образом одаривать детишек в день памяти Божьего угодника. Но Клемент Мур вовсе не спутал одно с другим, подобно Эльдару Рязанову, обозвавшему новогоднюю ночь «карнавальной» (хотя карнавалы, как известно, устраивают перед Великим постом, то есть в марте,  феврале, но ни в коем случае не накануне 1 января). Просто в стихотворении отразилось смешение двух праздников – дня святого Николая и Рождества Христова, которое уже имело место в массовом сознании 200 лет назад.
Автор ставшего хрестоматийным стихотворения (свое авторство почтенный профессор признал лишь на старости лет) наделил святого Николая чертами, далекими от аскетизма, отличавшего реального подвижника из Малой Азии. Ночной гость выглядит как эльф (так и сказано – «elf») или гномик. У него внушительное брюшко любителя покушать, нос цвета сливы (пояснения не требуются), он курит трубку, а вместо библейского «осляти» (средства передвижения, подобающего христианскому священнослужителю) в распоряжении Санта Клауса – восемь северных оленей с кличками Гром, Молния и так далее. Девятый, Рудольф (по-немецки – «вожак стаи») с красным носом-лампочкой, сразу затмивший популярностью классическую восьмерку, придуман гораздо позднее – в 1939 году, к рождественской промо-акции. Впрочем, олени Санты на русской почве почему-то не прижились, хотя традиции оленеводства на Руси куда прочнее, чем за океаном. Зато сама фигура зимнего бородатого разносчика подарков, как известно, россиянам по душе.
«Мешок за спиной, в нем игрушки и сласти. Раздаст он их за ночь детишкам на счастье», – кажется, это слова о нашем Деде Морозе. Но нет, перед нами строки Клемента Мура в переводе Ирины Токмаковой. Русским духом пахнет и в финале сказки, изложенном еще одним выдающимся переводчиком Леонидом Яхниным:

«Вновь под луною мчатся сани
В ночном серебряном тумане,
И слышно в вихре снеговом:
«Всех со счастливым Рождеством!»

«Этот герой, родившийся еще в языческой Руси и переживший десятки веков, не подвержен старению и, похоже, вечен», – признает авторитетный историк отечественной анимации Георгий Бородин в своей статье, посвященной образу Деда Мороза в мультипликационном кино.

«Деду Морозу положено быть... Когда? Зимой!»
И вновь предоставим слово Георгию Бородину, от чьего пристального исследовательского взгляда не укрылся ни один творец новогодних чудес на советских и российских экранах:
«Над его обликом в наших мультфильмах работали такие разные художники, как П. Носов, А. Трусов, Е. Мигунов, А. Сазонов, В. Дегтярев, В. Рябчиков и И. Знаменский, А. Курицын и К. Карпов, О. Гвоздева, В. Никитин, М. Рудаченко, Л. Танасенко, В. Соболев, В.Данилевич».
В этом звездном ряду достойное место занимает наша землячка. В той же публикации Георгий Николаевич уделяет внимание собственно творению сценариста Василия Ливанова, режиссера Валентина Караваева и художника-постановщика Марии Рудаченко:
«Начиная с 1960-х – времени, когда отечественная анимация переживала «эпоху экспериментов» – и позже «канонический» образ Деда Мороза редко появляется на экранах, а во многих фильмах начинает «вышучиваться» и пародироваться. В фильме В. Караваева «Дед Мороз и лето» по сценарию В. Ливанова Дедушка Мороз – не статный и могучий старик, а смешной, неказистый, нелепый старичок, попадающий к тому же в положение, где сам нуждается в помощи детей (по сюжету он отправляется в гости к детям в неурочное время, чтобы увидеть лето, и едва не тает). Беспомощность его никак не вяжется со сложившимся характером Деда Мороза сороковых-пятидесятых годов. При этом так неожиданно представленный Дедушка Мороз не потерял обаяния и притягательности».
Сегодня трудно поверить, но в 1960 годы несравненный Шерлок Холмс, отмеченный за эту роль даже орденом Британской империи, был известен преимущественно как… сказочник. Василий Борисович уже сыграл и в «Слепом музыканте» (вместе с отцом – культовым мхатовским актером Борисом Ливановым), и в «Неотправленном письме», после которого из-за вынужденного купания в ледяной воде обрел уникальный тембр с хрипотцой. Но уже тогда он заявил о себе как автор идеи исторического фильма о легендарном иконописце Андрее Рублеве (правда, его друзья Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский создали сценарий без его помощи), а на Высших режиссерских курсах увлекся сочинением сказок, и вскоре живой классик Лев Кассиль охарактеризовал их так:
«Они лиричны, изящны по настроению и интонации. В них нет отлаженных выводов, но они таят, укромно и лукаво, раздумья, которые и составляют их поэтическую суть».
Мультфильмы Ливанов называл «искусством, развернутым в будущее», считал, что именно в нем можно наиболее полно выразить свое отношение к людям, миру, самому себе. Самое знаменитое творение Ливанова-сценариста – конечно, всенародно обожаемый мюзикл режиссера Инессы Ковалевской «Бременские музыканты». За ним последовали два сиквела, как теперь выражаются киношники, хотя Инесса Алексеевна до сих пор убеждена, что история любви Трубадура и Принцессы, завершившаяся побегом из-под «дворцов заманчивых сводов», в продолжении не нуждалась. В перечне других работ – «Синяя птица», «Фаэтон – сын солнца», «Жу-жу-жу», «Паучок Ананси и волшебная палочка», «Старая игрушка», «Зеркало времени». А мультипликационный фельетон на спортивную (точнее, околоспортивную) тему «Талант и поклонники» экранизировал в 1978 году наш земляк Борис Дежкин, мастер сложнейшего жанра.
Возвращаясь к перепутавшему сезоны Деду Морозу, предоставим слово еще одному другу и соавтору Василия Ливанова – поэту Юрию Энтину, ставшему одним из первых читателей сборника сказок «Самый, самый, самый, самый»:
«Больше всего из подаренной книжки для мультфильма, по моему мнению, подходила сказка для малышей «Дед Мороз и лето». Я невольно даже стал придумывать песни для ее героев. И надо же было такому случиться, что именно к этой сказке меня пригласили через некоторое время писать стихи для музыкальных номеров. Что я и сделал с огромным удовольствием! Каждый Новый год вот уже много лет дети смотрят по телевизору свой любимый мультик. А вот одна песенка, а именно «Песенка о лете», вышла из мультфильма и начала жить самостоятельно.
Москва. Зал Чайковского. Выступает Академический детский хор. Зрители академично аплодируют. Строгая ведущая академично объявляет: «Композитор Евгений Крылатов. «Песенка о лете». Появляется младшая группа хора и…

Вот оно какое, наше лето!
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето.
Дышит лето ветерком –

совсем не академично подхватывает взрослый зал. Песня повторяется на бис».
В 1969 году Валентин Караваев, славу которому принесет образ «блудного попугая» Кеши, оканчивал ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Но к будущей профессии он уже тогда относился со священным трепетом:
«Спички, веревки, разрозненные детали куклы… как только ты начинаешь это все двигать и снимать по кадру на пленку – предметы оживают! Значит, ты вдохнул в них душу. Произошло чудо – из мертвого, неподвижного возникло живое!»
Именно такую судьбу обрел режиссерский дебют Караваева.
«Почему-то этот мультик хочется смотреть 100 раз подряд. И он исключительно новогодний, несмотря на великолепную летнюю атмосферу, веселую и жаркую. Старые мультики сделаны с любовью к детям, а не к конвейерному просмотру, они «выстреливают» в самое сердце. Дед Мороз предстает не величавым существом, а настоящим дедушкой, застенчивым как ребенок. Из чисто детского любопытства ему хочется узнать, что такое лето, жаркое солнце, мороженое»; «Просто обожаю этот мультик, мой ровесник, 1969 года!» «Вот на таких мультиках надо детей воспитывать! А не на уродцах всяких»; «Сплошная красивая доброта все 19 минут!»; «Один из самых первых любимых мультиков»; «Классный дед, не то что Крампус из англоязычных сказок»; «Случайно увидела сегодня по телевизору этот чудный мультфильм и так была рада посмотреть его вновь. С какой любовью сделана эта работа! Восхитительная музыка Крылатова, любимые голоса любимых актеров, замечательно нарисованные персонажи – спасибо всей команде, вы авторы шедевра!». Вот некоторые из зрительских отзывов о работе замечательной команды, где ведущая роль, наряду с Ливановым, Караваевым, Крылатовым и Энтиным, принадлежала Марии Рудаченко.
Родилась она 17 августа 1929 года. Ее биографию еще предстоит написать, историкам анимации пока не знакома даже ее девичья фамилия. Рудаченко – это от первого мужа, Альберта Георгиевича: в 1957-м оба супруга окончили художественное отделение ВГИКа, свидетельство чему приказ ректора Александра Грошева. Наследие художника кино Альберта Рудаченко также не систематизировано, а ведь в послужном списке целый ряд шедевров – буквально, как говорится, от А до Я, то есть от «Ассы» до «Я шагаю по Москве», а еще «Покровские ворота» и «Табор уходит в небо», «Спартак» и «Сталкер»…
С фильмографией самой курянки дело обстоит куда надежнее, ведь когда к поискам приступают такие энтузиасты, как Сергей Капков и уже упомянутый Георгий Бородин, у «белых пятен» нет шансов сохраниться, точно у злобных клякс в «Приключениях запятой и точки». Кстати, над этим поучительным мультиком Мария Яковлевна работала уже со вторым мужем, известным режиссером Николаем Федоровым. А еще – над «Пингвинами», «Ильей Муромцем и Соловьем-разбойником». Или над «мультфильмом ужасов» под названием «Ничуть не страшно» с потусторонней песенкой земляка-композитора Игоря Ефремова.

Фаза, то есть один рисунок, из сиквела «Змей на чердаке», нарисованная аниматорами по типажам Марии Яковлевны, размером 23,5 на 31,5 сантиметра оценивается в 35 тысяч рублей

Этот мультик с участием популярной ныне эстрадной артистки Елены Степаненко и классиков озвучки Олега Анофриева и Клары Румяновой вышел в 1983 году, а вскоре Мария Рудаченко в 55 лет дебютировала как режиссер мультфильма «Разрешите погулять с вашей собакой». Экранизация сказки одного из лучших советских детских писателей Юрия Яковлева вышла и душещипательной, и смешной, и мудрой. Увы, лучшая пора старого, «каляевского» (на этой московской улице студия размещалась в здании бывшей церкви) «Союзмультфильма» была позади, и землячка успела снять еще лишь новеллу для сатирического альманаха о школьниках «Переменка» под №6. Что мешало начальству доверить талантливой сотруднице съемочный процесс хотя бы на десять лет раньше?
Однако в мультипликации нет «второстепенных» профессий, и художник-постановщик в этом ряду едва ли не самая выигрышная. Ведь любимых героев, как того же Деда Мороза, видим именно такими, какими их увидел в своем так и не повзрослевшем воображении ребенка творец с кисточкой в руке.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ