Про зайцев – это актуально
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Так, перефразируя реплику небезызвестного Геши Коз(л)одоева из бессмертной комедии, можно обозначить тему нынешнего выпуска совместной рубрики «ГИ» и Курского кинофонда. В самом деле, когда ж еще, как не в первые дни Года Зайца, поговорить об одном из самых популярных персонажей в отечественной, да и мировой мультипликации? В игровом кино, кстати, с ушастыми актерами ситуация посложнее: та же «Бриллиантовая рука» ограничилась упоминанием косых косарей в песне, а, например, фантасмагория «Заяц над бездной» – в притче якобы от генсека Леонида Брежнева: «Свободный он, потому и смеется». Зато уж рисованные или кукольные зайчишки – едва ли не самые частые представители анимационной фауны. Впрочем, сколько бы ни твердили китаеведы, что иероглиф «мао» соотносится с зайцем и никогда – с кроликом, все же второй из упомянутых длинноухих зверьков также уверенно «прописался» в восточном календаре. Итак, предлагаем читателям освежить детские воспоминания об образах всевозможных Заев и Чиков, Ушастиков и Косек, Бояк и Крошей, начиная от самого основания киностудии «Союз(дет)мультфильм» и до персонажей мультстудий наших дней.

«Ну, заЕц…»

В «Храбром зайце», одном из первых опытов отечественной анимации, с подзаголовком «Из негритянских сказок», главный герой с кличкой Освальд, судя по сохранившейся афише (сама работа Александры Снежко-Блоцкой 1937 года до нас не дошла), одолел на ринге тигра. Да и в первом советском новогоднем мультике «Дед Мороз и серый волк» решительно борется за свою жизнь и свободу маленькая «лапочка-дочка» (хотя еще не называемая так устами Георгия Вицина, в отличие от ремейка 1978-го). К первым образам советских экранных зайцев, включая портного из одноименной ленты сестер Брумберг, приложил руку выдающийся земляк Борис Дежкин. И в самом деле, кому еще, как не курскому самородку с его тягой к акробатическим трюкам, можно было смело доверить воплощение столь прыгучего существа? Недаром Борис Петрович сделал этих зверьков положительными персонажами в «Тихой поляне» – режиссерском дебюте 1946 года на спортивную тему. А в «Льве и зайце» отважный маленький герой, чуть схожий с диснеевским Топотуном наружностью, но не характером, и вовсе показан как подлинный вождь разношерстной звериной стаи от зебры до жирафа, избавителем от смертельной опасности в лице (морде) кровожадного льва.
Есть в наследии «Союзмультфильма» лента, о которой мало кто знает, – «Скорая помощь» Ламиса Бредиса. Это довольно-таки прямолинейно жестокая социальная сатира, пародия на небезызвестный американский «план Маршалла», который оставил многих европейцев, точно мультяшных зайцев, без их одежд-шубок.
Идеологически все показано безупречно, но министр культуры товарищ Большаков был недоволен: «Авторы фильма пошли по пути грубого искажения и вульгаризации важной политической темы». Впрочем, это единственный случай, когда в советской мультипликации зайцев «положили на полку». И именно к заячьему племени принадлежит едва ли не самый известный отечественный мультипликационный персонаж. Как вы догадались, речь идет о вечном враге Волка из «Ну, погоди!».
Впервые этот дуэт сложился в первом альманахе «Веселая карусель» 1969 года, причем Зайчик поначалу настолько малыш, что мама возит его в детской коляске. Режиссер и художник Геннадий Сокольский представил «преследователя» и «жертву» очень похожими на реальных зверей, но начальство студии, наоборот, пожелало сделать героев немного «человекообразными». Сокольский отказался: среди главных достоинств его картин всегда было равнение на живую природу («Мышонок Пик», «Пингвиненок Лоло», «Птичка Тари»). Так что классического Зайца создали режиссер Вячеслав Котеночкин («С такой фамилией только мультфильмы снимать», – говорил он сам о себе) и художник-постановщик с не менее звучными паспортными данными: Светозар Русаков.
Заяц для обновленного «Ну, погоди!» получился «пухленький, с розовыми щечками, с голубыми глазками. В общем, очень положительный зайчик». Играет в модный теннис, снимается на ТВ, встречает олимпийские делегации в аэропорту… Но авторы, от режиссера до сценаристов, не скрывали, что им куда интереснее хулиганистый Волк. Любопытный момент: в 8-й серии действие разворачивается в горах. Наверное, сегодня не каждому будет понятно, почему в устах замечательного актера Анатолия Папанова «заяц» сначала превращается в «заец», а потом и в «заиц». «Был в нашей отечественной истории, – пояснял Вячеслав Михайлович, – такой казус, когда при Хрущеве была затеяна реформа русского языка. Согласно предлагаемому новому правописанию надо было впредь писать не «заяц», а «заец». По этому поводу шли бурные дискуссии в газетах. Вот эту реформу и высмеял Папанов».
А совсем недавно, как, наверное, известно читателям «ГИ», персонажей «Ну, погоди!» осовременили для перезапуска. Теперь Заяц уже напоминает однозначно подростка XXI века, на смену шортикам и зеленой футболочке пришли укороченные брюки и голубое поло. По словам директора киностудии Бориса Машковцева, образ Зайца вышел более мягким, чем Волка, у которого больше «ломанных и заостренных линий. Образ Зайца – в противовес ему – по контурам мягкий, округлый – это с одной стороны очень милый персонаж, но не без присущих ему «хитринки» и находчивости».

«И еще неоднократно…»

Дальнейшее развитие «заячьей» темы отличалось еще большим разнообразием характеров, чем на заре советской мультипликации. Конечно, с одной стороны, советской детворе было показано немало «несчастненьких» зайчишек, например, Леонидом Каюковым в «Подарке для самого слабого» (где зрители рыдают вслед за бедняжкой, которого в лесу обижают решительно все обитатели) и «Живой игрушке». С другой – «Зайка-зазнайка», «Заяц, который любил давать советы», «Пустомеля». Уже из этих названий видно: некоторые ушастые – отнюдь не «белые и пушистые» образцы для подражания. Визуально они также порой разительно отличаются от диснеевского канона. Например, Кролику в советской версии «Винни-Пуха» художники-постановщики Эдуард Назаров и Владимир Зуйков придали черты рафинированного интеллигента в очках, разве только без шляпы и бородки клинышком. А на передних лапах у него вполне человеческие пальцы, с помощью которых Кролик выразительно жестикулирует. Помните: «Я» бывают разные!», произнесенное с неповторимой интонацией актером Анатолием Щукиным.
Не менее очеловечен и Белый Кролик в экранизации «Алисы в Стране чудес», выполненной к 150-летию со дня рождения Льюиса Кэрролла режиссером Ефремом Пружанским. Впрочем, на то она и Страна чудес! Бесконечно робкое существо, то и дело
плачущее о пропавшей своей головушке, озвучил «последний мхатовец», народный любимец Вячеслав Невинный. Да-да, тот самый, которому так удавались и суровые милиционеры, и космические монстры. Есть и пластинка с инсценировкой «Алисы», выполненной, как всегда, исключительно талантливо Владимиром Высоцким. Забитого курьера и глашатая спел еще один знаменитый актер МХАТа Всеволод Шиловский:

«Эй, кто там крикнул «Ай-ай-ай?»
– «Ну я! Я, Кролик Белый».
«Опять спешишь?»
– «Прости, Додо, так много важных дел!
У нас в Стране чудес попробуй что-то не доделай,
Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый,
За два кило пути я на два метра похудел!».

Целую вереницу разнокалиберных зайцев вывели в 1980 году режиссер Гарри Бардин и карикатурист Виталий Пеской. Мультфильм «Пиф-паф-ой-ой-ой» стал целым кладезем остроумных насмешек над сценическими штампами и халтурой разных жанров: от детского утренника с «зайкой»-травести почтенного возраста до оперетты, где выясняют отношения подчеркнуто пустоголовые Зай и Зая. Но больше всего полюбилась заключительная часть капустника – псевдо-опера, которую время от времени с удовольствием разыгрывают на сцене настоящие оперные артисты. Кстати, пожилого тенора с солидным брюшком и приклеенными заячьими ушами («Яяя неее ееел моооркооовь!!!») озвучил настоящий солист Большого театра Владимир Богачев.
С оригинальным, как всегда, взглядом на зайцев ворвался в советскую мультипликацию Александр Татарский. В шедевральной притче «Падал прошлогодний снег» преследуемый Мужичком «заяц-выбегаец» не произносит ни слова, но в сюжете ему принадлежит важная роль, и недаром в сознании россиян осталось немало выражений вроде «Тута дураков много, а зайцев поди мало», «Знатная зверюга!» и так далее. После окончания сказки режиссеру жаль было расстаться со «свежепойманным», и его пластилиновый облик повторился уже в рисованном виде в новелле «Зайца не видали?» из сборника
«Кубик-рубик». Обладатель «хвоста пупочкой» настолько ловко разыгрывает охотников, что даже после их отъезда никак не может «выйти из образа» и бродит по полям, упорно разыскивая самого себя.
А вот случай, когда кукольный мультик заметно обогнал в известности родственный ему рисованный (хотя дети обычно предпочитали обратное). «Новоселье у Братца Кролика» 1986 года, снятое супружеским дуэтом (Иосиф Доукша и Майя Бузинова), породило ряд крылатых фраз вроде «Братец Лис – не джентльмен!». Любопытно, что куклу кролика изготовили с колоритного актера-комика Юрия Медведева, который и озвучил персонажа. А вот картину «Братец Кролик и Братец Лис» 1972-го помнят только специалисты. Впрочем, режиссер Тадеуш Павленко был силен не в жанре плутовского романа, к которому относятся эти кроличьи похождения, а в философской лирике и даже в революционной патетике.
Крольчонка-шпану в хулиганской кепке-шестиклинке показали, как ни странно, авторы светлых и жизнерадостных мультиков Юрий Прытков и Татьяна Сазонова в «Чуне» (1968). Впрочем, задуманное ушастым похищение морковки не удается благодаря дружескому совету от того самого Чуни – этакого ангела в поросячьем обличье.
Перенесемся в Африку. Там живет зайчишка Самбо, которому после продолжительного буллинга со стороны сильных обитателей джунглей удалось сработать не мускулами, а головой и победить в поединке разом слона и бегемота. Эту поучительную историю с моралью «Сильным быть неплохо, что и говорить, но должны еще и шарики варить!» рассказал Анатолий Резников, а за обезьян спел популярный ВИА «Самоцветы», причем в хоре легко различимы насмешливые интонации земляка Владимира Винокура.
Где-то по соседству с Самбой живет герой шести мультиков под общим названием «Бояка мухи не обидит». Обычно попытки начать новую жизнь с понедельника обречены на провал, но только не у кролика, который сменил свое имя на Забияку (как еще один допустимый вариант – Вояка) и стал доказывать всем джунглям, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Композитором цикла выступил земляк Игорь Ефремов, а Бояку озвучила одна из главных травести страны Людмила Гнилова, которая на вопросы коллег, кого она сегодня играла в детском театре или озвучивала в мультиках, любила нарочито пискляво отвечать: «Кустик!» Действительно, ей по плечу было проникновение в образ любого существа или даже вещества.
Необычную сказку «Кролик с капустного огорода» написал Василий Ливанов. Обыграв известный фразеологизм о детях, которых приносят аисты, знаменитый актер и весьма способный сказочник рассказал трогательную историю. Одинокая женщина просит Аиста принести ей ребенка. Аист никогда не слышал о том, что он должен приносить детей, и даже не знает, как выглядят маленькие люди. Узнав от Лягушки, что детей находят в капусте, он летит на огород, находит там крольчонка и приносит женщине. И та воспитывает Кролика как человека… Примечательно, что озвучивать Кролика режиссер Аида Зябликова пригласила Александра Ленькова. И его же срочно ввели на аналогичную роль в озвучании диснеевского «Винни-Пуха». Как вспоминал сам Александр Сергеевич: «Приехали американцы, послушали. Говорят: «Да, классный Кролик. Но… ведь это не тот актер, которого мы утвердили?». Наши отвечают: «Да вот, возникла проблема…» «Запил, что ли?» Наши кивают. Американцы удивляются: «Странно, в каждой стране исполнитель роли Кролика почему-то запивает».
И, разумеется, этот рассказ был бы неполон без Кроша из «Смешариков» – едва ли не единственного мультсериала XXI века, который можно назвать достойным продолжением лучших советских традиций: доброты, дружбы, остроумия. Вот что говорит о своем герое актер Антон Виноградов:
– Есть мнение, что Крош – главный персонаж в сериале. Он ведь первый, кого обычно вспоминают, когда речь заходит о Смешариках. Вы согласны с такой точкой зрения?
– На мой взгляд, он просто наиболее активный. В любой детской компании, вспомните и свое детство,
везде есть такой заводила, который дает всем какую-то энергетику, говорит, что все будет хорошо и прекрасно, когда на самом деле все, конечно, не так хорошо. Я не думаю, что он самый главный. Но он самый активный, такой вот взбалмошный дурила.
– А у Кроша какие прототипы были?
– У Кроша очень много прототипов. Например, у меня во дворе был такой беззаботный мальчик, для которого все и всегда было не важно. Много чего в Кроше есть и от меня. В детстве моим любимым героем был д’Артаньян, так что бросаться в любую аферу и не думать о последствиях – это мне очень близко. У нас много общего с Крошем. Каждый раз, проходя с ним новую историю, я еду домой с записи и все время думаю об этом сюжете. Три четверти всех историй про Кроша случались со мной, или я могу их себе совершенно спокойно представить.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ