Более 12 лет в Курском драмтеатре блистает заслуженная артистка России Елена Гордеева. По признанию Елены Викторовны, сцена – это ее жизнь. Дочь актера, она просто не мыслила для себя другого пути, но почему-то изначально стала педагогом. Теперь ей впору снова примерить на себя эту роль, чтобы делиться накопленным опытом с молодыми артистами.
О выборе профессии– Мой папа, заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Гришин, служил в Нижнетагильском драматическом театре. Конечно, в детстве проводила много времени у него на работе. Нас, детей, часто брали на гастроли – мы объездили практически всю страну. Мама, Луиза Ивановна, была библиотекарем. В связи с этим мое детство проходило между спокойной и тихой книжной атмосферой и более эмоциональной театральной.
О выборе профессии, честно говоря, никогда не задумывалась – всегда знала, что буду в театре. Но у меня умная мама, – она аргументированно сказала: «Лена, можно посмотреть какие-то специальности, которые ближе для женщины, семейной жизни». Я была послушным ребенком… Хотя помимо послушания были и амбиции, разрывающие меня на части. Окончила педагогический вуз и даже работала по специальности. У меня есть выпуск ребят из детского сада, мы до сих пор дружим с некоторыми семьями. Но, как ни крути, я все равно возвращалась к своим мечтам. Пробовала поступать дальше – в Уральский университет на философский факультет и в педагогический институт, могла стать и адвокатом. Но случилось так, что меня пригласили на дипломный спектакль в театральный институт. Там просто смотрела на студентов и думала: поступи тогда вовремя – с ними бы оканчивала обучение. У меня что-то «порвалось» внутри, – поняла, что должна попробовать, даже если не пойду дальше этой дорогой. И вот я беседую с вами.
Елена Гордеева окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (по специальности – актер драматического театра и специальность – режиссер драмы)
О наставниках
– Хочется сказать о своем блистательном педагоге – это ныне покойный Вячеслав Иванович Анисимов, давший мне в профессии практически все. Училась у него на актерском отделении и позднее на открывшемся режиссерском, который и возглавил. Он давал совершенно четкое понимание профессии – умно, точно и по делу.
Вячеслав Иванович говорил: «Актер – это чувство жизненной правды, вера в предлагаемое обстоятельство, способность к импровизации и интеллект». Вячеслав Анисимов и отец – мои зрители и судьи до сих пор, ничего не делаю, не посоветовавшись с ними. Да, они сейчас на небесах, но у меня есть возможность разговаривать с ними 24 часа в сутки. Мысленно советуюсь, знаю, как бы они отреагировали на тот или иной мой поступок.
О дебюте
– На сцену вышла еще ребенком, играла девочку-сироту в «Бранденбургских воротах» вместе с отцом. Моя первая большая работа – спектакль «Ромео и Джульетта» в Нижнетагильском драматическом театре. Играла Джульетту достаточно долго, более 10 лет. За эту роль была удостоена премии СТД за лучший дебют в классике. Для меня это был счастливый билет: благодаря удачному старту заняла в театре одну из ведущих позиций.
Знаете, спектакль должен жить. Когда мне говорят: «Я играл…», то всегда спрашиваю: «А сколько шел ваш спектакль?». Для меня это принципиально. К премьере роль не готова – это только ее слабое очертание. Полной жизнью она начинает жить, когда спектакль выходит на зрителя, партнерские взаимоотношения выстраиваются, все тайные смыслы режиссерские и актерские пробуждаются. За этим очень интересно наблюдать. У меня таких спектаклей было достаточно – наслаждение в них выходить, наблюдать за работой коллег.
Режиссерский дебют тоже состоялся в Нижнетагильском драмтеатре. Мне доверили детский спектакль – музыкальную сказку «Три поросенка». Думаю, что получилась очень красивая, добрая и игровая история для детей. В Курске начинала со спектакля «Золушка». Очень любила и люблю играть в детских постановках. Мне кажется, в них у актеров есть больше возможностей попробовать разные характеры, допустить больше свободы и импровизации.
И в Курском драмтеатре поставила первый взрослый спектакль «Лисистрата». Мой земляк – Сергей Зырянов – написал по мотивам Аристофана пьесу в стихах. Это был музыкальный спектакль, выпущенный в тандеме с прекрасным хореографом и актрисой Галиной Халецкой.
О любимых работах
– Джульетта для меня, как одна из первых, очень значима – роль-полет, в которой состоялась. Наверное, выделяю свои воспоминания, впечатления об этом спектакле: о моем партнере Игоре Булыгине, режиссере, который дал мне эту возможность – Валерии Павловиче Пашнине.
Могу говорить про каждую свою постановку, потому что это как рождение ребенка. Не может папа и мама сказать, какой ребенок любимый. Даже самые непослушные остаются твоими детьми – это безусловная любовь. Есть спектакли, связанные с большим количеством трудностей, но от этого они не менее родные. Я хотела бы сказать о моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по книге Эрика-Эмманюэля Шмитта. Мы с актрисой Ниной Полищук проделали почти двухлетнюю работу, чтобы зритель смог увидеть эту удивительную и пронзительную постановку. Из последних отмечу «О людях и мышах» по Стейнбеку. Началось все с самостоятельной работы, нам пришлось проделать большой путь. Не могу не упомянуть о материале, который принес Андрей Колобинин на свой бенефис – это «Месье Амилькар, или Человек, который платит» по Иву Жамиаку. Андрей Николаевич обратился ко мне за режиссерской помощью, и я с удовольствием согласилась. Юрий Бурэ, посмотрев, счел возможным оставить эти постановки в репертуаре, чем я бесконечно горда.
О неудачных ролях
– Роль не твоя, если ты не вложил в нее никаких сил. Если только знакомишься с человеком, как можешь сказать, что он не твой? Так постепенно приближаешь эту роль к себе, хотя у тебя могут быть совершенно различные точки зрения с твоим персонажем. Молодые актеры очень часто забираются в глубины переживания, им хочется уйти с головой, но никто им не говорил, как выходить. Это очень опасно. Нужно не навредить себе, потому что вера в предлагаемое обстоятельство все-таки должна оставаться в рамках спектакля, а после нужно вернуться к себе – важно не заиграться.
Да, были менее удачные спектакли или сам материал. Такие постановки, как правило, быстро уходили из репертуара. Желаю всем театрам, чтобы приходил достойной материал, потому что мы тратим свои нервные клетки. Жаль и времени, и сил. Но не бывает только одних взлетов, бывают и падения – это нормально.
Об увлечениях и самом необычном подарке от зрителя
– Часто думаю и ищу, чем бы мне еще захотелось заняться, но театр забирает все. Это – и профессия, и хобби. Роль заставит меня изучить то, о чем раньше и не задумывалась. Когда работали над «Месье Амилькар, или Человек, который платит», понимала, какая богатейшая библиотека у Жамиака, потому что нашла в этом материале столько отсылок к Чехову, Достоевскому, Цицерону. А вообще мне стало интересно заниматься простыми вещами: сажать цветы, работать в огороде. Раньше никогда не думала, что буду этим увлечена, но у меня появился дом. Физический труд очень успокаивает – так отдыхаю.
Для меня подарком, который всегда остается ценным, является человеческое отношение: доброта и любовь. Могу сказать, что несколько лет назад, когда в театре проходил мой бенефис, один человек прилетел из Колумбии.
О планах
– Как актриса жду режиссера. Мне любопытно было бы поработать с мастером, который дал бы мне новое дыхание в этой профессии. Но хочется и ставить спектакли: интересно придумывать, создавать, работать с актерами. Скорее всего, перевес идет в сторону режиссуры, потому что сейчас уже могу делиться накопленным опытом. Театр прекрасен тем, что ты можешь быть учеником и учителем одновременно. У молодого актера могу научиться отношению к жизни, его радости – он напоминает мне, как начинала сама. Люди, которые давно в этой среде, меня обогащают своим опытом и знаниями.
У меня, безусловно, есть названия и для новых постановок. О них предпочтительно не разговаривать, чтобы они все-таки состоялись. Папа говорил: «Лена, на твоем рабочем столе всегда должна лежать роль, которую ты хочешь сыграть – для роста». Поэтому актерско-режиссерский стол должен быть наполнен книгами.
Советы начинающим
– Советую очень крепко подумать. Несмотря на то, что сердце колотится и глаза горят, и «я точно знаю, что мне туда нужно», это никуда не уйдет. Недавно прочитала такое утверждение: «Очень хорошо, что были очереди». И пояснение: потому что в очереди понимаешь, насколько тебе это нужно. И я вдруг поняла: в очередях, куда мне не было нужно, не стояла. Выстояла только те, куда мне точно было необходимо. Поэтому на фразу «Почему в театральные вузы толпы – надо стоять под дождем?» реагирую так: «Кому надо, тот достоит». Раз тебя туда не пускают, если что-то не дает тебе возможность пройти туда, значит, нужно понять: во-первых, нужно ли тебе туда, во-вторых, насколько ты готов. Если это твое, как в моем случае, то это от тебя никогда и никуда не уйдет. Не отчаивайтесь и задавайте себе вопрос, на который нужно ответить правдиво.
- Комментарии
Загрузка комментариев...