Виммельбухи–книги для рассматривания (wimmelbuch дословный перевод «кишащая книга»). Эти панорамные рисунки, изобилующие огромным числом персонажей и деталей, созданы для знакомства детей с окружающим миром и развития памяти и внимания. Часто их сравнивают с комиксами, хотя это неверно: виммельбухи не имеют связного сюжета в картинках, книжные развороты не поделены на фрагменты и рассматривать их можно с любого места. В отличие от головоломок или бродилок с лабиринтами они предоставляют ребенку большую самостоятельность. Это познавательные, развивающие игры, а не просто книги. Ребенок удовлетворяет свое любопытство и тем самым обретает внутреннюю мотивацию для чтения, познания и развития наблюдательности.
Далекие прародителиВиммельбух как жанр существует около 50 лет, но он возник не на пустом месте. Детализированные изображения можно найти на полотнах мастеров Иеронима Босха и Питера Брейгеля-Старшего. «Сад наслаждений» Босха поражает воображение зрителя бесчисленными фантастическими деталями. В каждую из них нужно всматриваться, чтобы понять общий замысел художника, каждая содержит символ, который нуждается в расшифровке. Картины Брейгеля, такие как «Детские игры» или «Фламандские пословицы», плотно заполнены персонажами и реалистичны, содержат узнаваемые фрагменты мира.
В XIX веке в германоязычных странах возникло направление графики бидермайер. В нем отразились представления бюргерской среды о домашнем уюте. В работах таких художников, как Людвиг Рихтер, Генри Олкен, Фердинанд Вальдмюллер и других, подробно изображаются интерьер, природа и бытовые детали. Героями их картин становятся маленькие люди, которые поливают цветы на балконе, разносят почту, возятся на кухне, поют и танцуют на празднике.
Эта педантичная детализированность картин – важная составляющая германской культуры, которая впоследствии проявила себя в жанре виммельбухов.
Близкие воплотители
В 1950-е немецкий писатель и художник Ганс Юрген Пресс начал создавать черно-белые книжки с загадками в тексте. Читателю предлагалось искать ответы на рисунках. Особенно интересно в его исполнении выглядели детективные истории для детей: «По горячим следам», «Приключения черной руки». Эти книги – нечто среднее между комиксами и виммельбухами.
В конце 1960 годов в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он был главой департамента работы с молодежью и занимался образовательными проектами. Одним из них был «Мой город». Зельманну хотелось создать такую книгу, в которой наглядно и во всей сложности будет показан город. Тогда он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгушу и попросил его нарисовать городскую среду во всем многообразии.
Так появилась книга «Мой город». С подачи Курта Зельманна Али Митгуш первым воскресил прием, который использовался немецкими граверами XVII века, так называемую кавалеристскую перспективу: все объекты находятся в поле зрения читателя и ни один из них не оттягивает на себя зрительское внимание. Чем-то напоминают муравейник: на маленьком пространстве размещена тысяча персонажей, случается множество разнообразных ситуаций.
Очень часто создатели этих книг затевают своеобразную игру в прятки с читателем– искусно маскируют героев и предметы среди многочисленных деталей. «Мельтешащие книги» очаровывают и детей, и взрослых, которые с удовольствием следят за приключениями обаятельных героев в лесу и цирке, в городе и деревне.
В дальнейшем виммельбухи приобрели необычайную популярность. Многие замечательные художники трудятся в этой области. Можно встретить виммельбухи с деталями и персонажами из сказок, тематические книги об истории техники и транспорта, о животных и растениях, профессиях и спорте. Остается неизменным занимательность и живописность таких произведений, ведь они дают художнику большое пространство для творчества.
В 1950-е немецкий писатель и художник Ганс Юрген Пресс начал создавать черно-белые книжки с загадками в тексте. Читателю предлагалось искать ответы на рисунках. Особенно интересно в его исполнении выглядели детективные истории для детей: «По горячим следам», «Приключения черной руки». Эти книги – нечто среднее между комиксами и виммельбухами.
В конце 1960 годов в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он был главой департамента работы с молодежью и занимался образовательными проектами. Одним из них был «Мой город». Зельманну хотелось создать такую книгу, в которой наглядно и во всей сложности будет показан город. Тогда он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгушу и попросил его нарисовать городскую среду во всем многообразии.
Так появилась книга «Мой город». С подачи Курта Зельманна Али Митгуш первым воскресил прием, который использовался немецкими граверами XVII века, так называемую кавалеристскую перспективу: все объекты находятся в поле зрения читателя и ни один из них не оттягивает на себя зрительское внимание. Чем-то напоминают муравейник: на маленьком пространстве размещена тысяча персонажей, случается множество разнообразных ситуаций.
Очень часто создатели этих книг затевают своеобразную игру в прятки с читателем– искусно маскируют героев и предметы среди многочисленных деталей. «Мельтешащие книги» очаровывают и детей, и взрослых, которые с удовольствием следят за приключениями обаятельных героев в лесу и цирке, в городе и деревне.
В дальнейшем виммельбухи приобрели необычайную популярность. Многие замечательные художники трудятся в этой области. Можно встретить виммельбухи с деталями и персонажами из сказок, тематические книги об истории техники и транспорта, о животных и растениях, профессиях и спорте. Остается неизменным занимательность и живописность таких произведений, ведь они дают художнику большое пространство для творчества.
Еще один популярный автор «кишащей книги» – Петер Кнорр – свободный художник, иллюстратор, супруг известной немецкой художницы Доро Гёбель. Вместе с женой проиллюстрировал огромное количество детских книг, а также создал множество персонажей, полюбившихся детям всего мира. Наиболее известны из них в России книжки-картинки для самых маленьких, такие как книги под названием «В цирке» и «За городом».
Али Митгуш родился 21 августа 1935 года в Мюнхене. Еще в детстве показал себя хорошим наблюдателем. Его талант к рисованию также рано дал о себе знать. Но жизнь была тяжелой: Вторая мировая война, беспризорность, голод и острая нужда сформировали его детство.
Профессиональную деятельность Митгуш начал в качестве графического дизайнера. В 1968-м в издательстве вышла его первая книга «Все вокруг моего города». С тех пор было отпечатано более 70 книг, плакатов и головоломок с его фигурками и рисунками. Митгуш находил пищу для своих фотографий во время прогулок по городу. «У меня всегда с собой небольшой блокнот и ручка, и я быстро рисую наброски, с которыми потом работаю», – сказал он однажды в интервью.
После окончания мюнхенской Академии художеств по специальности литография 17 лет провел в кругосветном путешествии, живя по нескольку месяцев в разных странах. Зарабатывал на жизнь, занимаясь настенной живописью, продавая свои рисунки и картины. Позднее увлекся книжной иллюстрацией.
Али Митгуш скончался 10 января 2022 года в возрасте 86 лет в своем родном Мюнхене.
Профессиональную деятельность Митгуш начал в качестве графического дизайнера. В 1968-м в издательстве вышла его первая книга «Все вокруг моего города». С тех пор было отпечатано более 70 книг, плакатов и головоломок с его фигурками и рисунками. Митгуш находил пищу для своих фотографий во время прогулок по городу. «У меня всегда с собой небольшой блокнот и ручка, и я быстро рисую наброски, с которыми потом работаю», – сказал он однажды в интервью.
После окончания мюнхенской Академии художеств по специальности литография 17 лет провел в кругосветном путешествии, живя по нескольку месяцев в разных странах. Зарабатывал на жизнь, занимаясь настенной живописью, продавая свои рисунки и картины. Позднее увлекся книжной иллюстрацией.
Али Митгуш скончался 10 января 2022 года в возрасте 86 лет в своем родном Мюнхене.
В моем советском детстве была такая книга «Праздник непослушания» (автор – Сергей Михалков, рисунки – Г. Огородникова, издательство – Москва «Детская литература», 1972). Издание было замечательным: часами можно было разглядывать картинки. Конечно, в то время слово «виммельбух» я не знала. До сих пор в памяти остались картинки, особенно эта, наверное, потому, что любовь к сладкому так и не искоренилась с годами.
Кстати, стоимость этого раритетного издания доходит до 2 тысяч рублей.
! Подготовила Марина МАВЛЕТКИНА
По материалам labirint.ru.
Фото с arthive.net.
Фото с vostoklavka.ru,
Фото с wikimedia.org.
Фото с livemaster.ru.
- Комментарии
Загрузка комментариев...