Профсоюз культуры праздновал юбилей. Как и полагается, творческие коллективы поздравляли креативно – в стиле капустников. Театр юного зрителя представляла Люся Мусатова.
Москва всплакнула, провожая,
Меня за третье кольцо.И ветер стер ее лицо
Трезвоном курского трамвая.
И озорной взгляд – в зал. Гром аплодисментов. И ассоциация у сидящих в зале: поезд подъезжает к железнодорожному вокзалу, и пассажиров встречает трамвайный перезвон (наш город, кто забыл, – третий в стране, где появился этот вид транспорта).
После торжественной части народ подходил к Людмиле Владимировне узнать, где можно ознакомиться с ее творчеством. Печатного варианта нет, но, к счастью, есть на портале «Стихи. Ру». Я начала читать и не смогла остановиться. И родилась идея рассказать о Люсе через призму ее произведений, которые сразу же пришлись по сердцу. Так уж совпало, что первым на глаза попалось именно это стихотворение.
В этом мире, под горе заточенном,
Cамый лучший знак – многоточие...В оправдании и сомнении,
В понимании и доверии.
В неожиданных встречах и в памяти.
В желтом листике в темной заводи,
В нежном шепоте, счастье пророчащем,
многоточием кровоточащем...
Зацепило. Много лет назад свой первый сборник миниатюр тоже назвала «Многоточие». Тоже люблю этот знак препинания. В нем есть и недосказанность, и вера в то, что все еще будет хорошо.
Глаголом жечь сердца людей
Конечно, зацепило не только это. Ее посвящение так рано ушедшему курскому композитору Марку Вольпину.
Слышишь, по асфальту капли?
И по листьям… слышишь? Слушай…
В такт… и снова … из-за такта…
Этот дождь стучится в души…
Ее «Колыбельная Беслану».
Раскаленным металлом слезы
На клочки душу рвут в безысходности
Губы трескаются от крика
Я растила, любила .... Господи,
Не бежать по росе утренней
Не играть на заре вечерней
Догоняли тебя пулями
Над могилой воплю колыбельную.
Ее четверостишье погибшему в Чечне однокласснику Лешке Башкиреву.
Мир – удивительный цветок
на тонком стебельке любви.
Мир – чистый воздуха глоток
и пенье птиц в дали.
Мир это радость и тепло, и лодка,
чтобы плыть.
Мир – очень тонкое стекло –
старайся не разбить.
Знаю, что творчество Мусатовой не оставляет равнодушными очень многих. Именно Люся (единственная из авторов представительница прекрасного пола) открывала фестиваль «Соловьиная трель», посвященный 80-летию победы на Огненной дуге, и стихотворение «О чем рассказывают детские рисунки» было стопроцентно в тему. Она задала тон всему действу, прочла так, что зрители в зале смахивали украдкой слезы.
Сорок первый, сорок пятый.На войну идут солдаты.
В бой! И кровь рекою льется.
Сын ваш больше не вернется.
Крик «Ура». Салют. ПОБЕДА!..
Жаль, что я не видел деда!..
Возле Вечного огня
Нарисую с ним себя
Где волшебный карандаш,
Чтобы мир исправить наш?
Праздник, памяти огонь…
Нарисуем мир без войн!
Что такое война в Люсиной семье знают не понаслышке. В грозную годину Родину защищали три брата Мусатовых – Иван, Василий и Николай. Один из них получил звание Героя Советского Союза (охранял небо над Ялтинской конференцией). Вот и еще одно пересечение наших судеб: мой дядя Иван Погребной тоже военный летчик (погиб в ходе Ясско-Кишеневской операции).
Екатерина Игнатьевна Ануфриева – бабушка по материнской линии работала в госпитале. Моя тетушка Мария Пирогова – тоже.Декламировать учило радио
– Люся, а кто учил так образно, так выразительно читать стихи, чтобы за душу брало?
– В детстве частенько гостила у бабушки Кати в Подмосковье, а в Воскресенске было всего два развлечения: «церква да радива». Вот дикторы Всесоюзного радиовещания с хорошо поставленными голосами и учили. А еще детские передачи, спектакли и восхитительные постановки – для школьников, для взрослых...
– И в церковь ходила?
– Ходила. И не видела в этом ничего предосудительного. Когда учительница начальных классов в Курске спросила, кто из детей был в церкви, я подняла руку. Врать не умела. Мама говорила: «Ты не врешь, ты фантазируешь, и сама в это веришь».
В четыре года научилась читать – по вывескам на магазинах. Город небольшой, прогуливались неспешно, бабушка произносила название, а я запоминала.
А еще мы с Катей и ее подругами ходили в лес за грибами – это было третье развлечение. Они показывали каждый гриб и о каждом спрашивали.
Ну, что ты будешь делать, и я тоже, как Люся, обожаю «тихую охоту».
И диктует стихи Маяковский
Когда-то на уроке литературы наша учительница, рассказывая про личную жизнь Маяковского, прочитала его строки:
Врач наболтал —
чтоб глазаглазели,
нужна
теплота,
нужна
зелень.
Не домой,
не на суп,
а к любимой
в гости,
две
морковинки
несу
за зеленый хвостик.
Я уже говорила про удивительную способность Люси Мусатовой вызывать у слушателя яркие ассоциации. Про поэта-трибуна вспомнила, когда увидела в ее сборнике вот такое четверостишье.
Разгадает бабьи уловки.
Не забудь заплатить по счетам!..
И к обеду купи морковки!
Оказалось, вспомнила в тему. Читаю чуть дальше.
на стыке черной и белой полоски.
Черно-белыми бликами прошлых грехов
штрихи.
Этой ночью ко мне заходил гениальный
поэт Маяковский.
Много курил, смеялся и диктовал стихи.
И еще про ассоциации. Вчитайтесь в эти строчки.
Я не знаю, что со мной случилось.
Я не знаю, что произошло.Я, наверное, в тебя влюбилась.
Боже, как тебе не повезло.
Ни дать ни взять письмо Татьяны современному Онегину.
А эти четыре строчки ну прямо с меня списаны:
Мне хочется плакать и чаю с вареньем,
Из зеркала вырвать свое отраженье.
И, в шаль завернувшись, читать
детективы
В до боли знакомой стандартной
квартире.
Я тебе стирала на дорогу
ворох разноцветного белья.Я стирала и молила Бога,
чтобы дождь не намочил тебя.
Я стирала светлые рубашки,
я стирала темные носки.
По спине не бегали мурашки –
стирка отвлекала от тоски.
Растворялась осень в белой пене,
превращая мигом в облака –
след травы зеленой на колене
и пятно былого шашлыка.
И постель, что пахла прошлой ночью,
превратила в парусный фрегат
наш балкон, где был рассредоточен
из трусов сигнальных флагов ряд.
Старая стиральная машина
нашу кошку вновь свела с ума.
Я старалась, верила, грешила,
стиркой с неба тучи прогнала.
Ты сядешь возле. Вишни черных глаз
Лизнут обыденность критически привычно.Ты скажешь слово. Это будет джаз,
В который не влюбиться неприлично.
Коснешься тонкой ледяной рукой
Горячих мыслей. Где-то в тишине
Заплачет Англия туманною струной
Ты где-то рядом... дышишь обо мне...
И как же может быть иначе, если Люся «звонит в космос».
Серый, шершавый, мягкий асфальт
под ногами –бреду – ночь. В голове кавардак и темы
для тоста.
И в перерывах между словами одно –
как наваждение – я звоню в космос.
И Вселенная присылает свои послания – надо только успеть записать. Она успевает. И это прекрасно. Завершить свое повествование хотелось словами самой героини – Люси Мусатовой.
Половина пути пройдена...
Может, большая, может, меньшая...Та, что в зеркале – не уродина,
А вполне достойная женщина...
У нее работа – любимая,
Дочь – красавица, мысли – грешные…
И желание неутолимое –
Быть обычной счастливой женщиной…
Пусть так все и будет в ее насыщенной событиями, любовью к театру, поэзии. к людям, в ее творческой и личной жизни.
Творческое досье:
Людмила Владимировна Мусатова – режиссер и актриса ТЮЗа «Ровесник», в студию которого поступила в девятилетнем возрасте. Сегодня – заместитель директора.
Член Cоюза театральных деятелей РФ.
Экспериментальную студию «Мой маленький театрик» она основала вместе со старшей сестрой Ольгой Мошенко.
Лауреат и обладатель Гран-при студенческого фестиваля «Российская студенческая весна».
Региональный наставник программы «Культура для школьников» в направлении «Театр».
Член Cоюза театральных деятелей РФ.
Экспериментальную студию «Мой маленький театрик» она основала вместе со старшей сестрой Ольгой Мошенко.
Лауреат и обладатель Гран-при студенческого фестиваля «Российская студенческая весна».
Региональный наставник программы «Культура для школьников» в направлении «Театр».
! С поэтом Люсей Мусатовой общалась Александра Черных.
Фото Александра Спицина.- Комментарии
Загрузка комментариев...