Люся Мусатова: Самый лучший знак – многоточие
Свежий номер: 30 ноября 2023 (4929)
тираж номера: 3890 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Люся Мусатова: Самый лучший знак – многоточие
Профсоюз культуры праздновал юбилей. Как и полагается, творческие коллективы поздравляли креативно – в стиле капустников. Театр юного зрителя представляла Люся Мусатова.

Пела под гитару и читала стихи, посвященные любимому городу. Строки о Москве. В зале вздох разочарования. Пауза в несколько секунд. И вдруг в финале:

Москва всплакнула, провожая,
Меня за третье кольцо.
И ветер стер ее лицо
Трезвоном курского трамвая.

И  озорной взгляд – в зал. Гром аплодисментов. И ассоциация у сидящих в зале: поезд подъезжает к железнодорожному  вокзалу, и пассажиров  встречает трамвайный перезвон (наш город, кто забыл, – третий в стране, где появился этот вид транспорта).
После торжественной части народ подходил к Людмиле Владимировне узнать, где можно ознакомиться с ее творчеством. Печатного варианта нет, но, к счастью,   есть  на портале «Стихи. Ру». Я начала читать и не смогла остановиться. И родилась идея рассказать о Люсе через призму ее произведений, которые сразу же  пришлись по сердцу.
Так уж совпало, что первым на глаза попалось именно это стихотворение.

В этом мире, под горе заточенном,
Cамый  лучший знак – многоточие...
В оправдании и сомнении,
В понимании и доверии.
В неожиданных встречах и в памяти.
В желтом листике в темной заводи,
В нежном шепоте, счастье пророчащем,
многоточием кровоточащем...

Зацепило. Много лет назад свой первый сборник миниатюр  тоже назвала «Многоточие». Тоже люблю этот знак препинания. В нем есть и недосказанность, и вера в то, что все еще будет хорошо.

Глаголом жечь сердца людей
Конечно, зацепило не только это.  Ее посвящение так рано ушедшему курскому композитору Марку Вольпину.
Слышишь, по асфальту капли?
И по листьям… слышишь? Слушай…
В такт… и снова … из-за такта…
Этот дождь стучится в души…

Ее «Колыбельная Беслану».
Раскаленным металлом слезы
На клочки душу рвут в безысходности
Губы трескаются от крика
Я растила, любила .... Господи,

Не бежать по росе утренней
Не играть на заре вечерней
Догоняли тебя пулями
Над могилой воплю колыбельную.
Ее четверостишье погибшему  в Чечне однокласснику Лешке Башкиреву.
Мир – удивительный цветок
на тонком стебельке любви.
Мир – чистый воздуха глоток
и пенье птиц в дали.
Мир это радость и тепло, и лодка,
чтобы плыть.
Мир – очень тонкое стекло –
старайся не разбить.

Знаю, что творчество Мусатовой не оставляет равнодушными очень многих. Именно Люся (единственная из авторов представительница прекрасного пола) открывала  фестиваль «Соловьиная трель», посвященный  80-летию победы на Огненной дуге,  и  стихотворение «О чем рассказывают детские рисунки» было стопроцентно в тему. Она задала тон всему действу, прочла так, что зрители в зале смахивали украдкой слезы.
Сорок первый, сорок пятый.
На войну идут солдаты.
В бой! И кровь рекою льется.
Сын ваш больше не вернется.

Крик «Ура». Салют.  ПОБЕДА!..
Жаль, что я не видел деда!..
Возле Вечного огня
Нарисую с ним себя

Где волшебный карандаш,
Чтобы мир исправить наш?
Праздник, памяти огонь…
Нарисуем мир без войн!

Что такое война в Люсиной семье знают не понаслышке. В грозную годину Родину защищали три брата Мусатовых – Иван, Василий и Николай. Один из них получил звание Героя Советского Союза (охранял небо над Ялтинской конференцией). Вот и еще одно пересечение наших судеб: мой дядя Иван Погребной тоже военный летчик (погиб в ходе Ясско-Кишеневской операции).
Екатерина Игнатьевна Ануфриева – бабушка по материнской линии работала в госпитале. Моя тетушка Мария Пирогова – тоже.

Декламировать  учило радио
 – Люся, а кто учил так образно, так выразительно  читать  стихи, чтобы за душу брало?
 – В детстве частенько гостила у бабушки Кати в Подмосковье, а в Воскресенске было всего два развлечения: «церква да радива».  Вот дикторы Всесоюзного радиовещания с хорошо поставленными голосами и учили. А еще детские передачи, спектакли и восхитительные постановки – для школьников, для взрослых...
 – И в церковь ходила?
 – Ходила. И не видела в этом ничего предосудительного. Когда учительница начальных классов в Курске спросила, кто из детей был в церкви, я подняла руку. Врать не умела. Мама говорила: «Ты не врешь, ты фантазируешь, и сама в это веришь».
В четыре года научилась читать – по вывескам на магазинах.  Город небольшой, прогуливались неспешно, бабушка произносила название, а я запоминала.
А еще мы с Катей и ее подругами ходили в лес за грибами – это было третье развлечение. Они показывали каждый гриб и о каждом спрашивали.
Ну, что ты будешь делать, и я тоже, как Люся, обожаю «тихую охоту».

И диктует стихи Маяковский
Когда-то на уроке литературы наша учительница, рассказывая про личную жизнь Маяковского, прочитала его строки:

Врач наболтал —
чтоб глаза
        глазели,
нужна
        теплота,
нужна
        зелень.
Не домой,
        не на суп,
а к любимой
        в гости,
две
        морковинки
        несу
за зеленый хвостик.

Я     уже говорила про  удивительную способность Люси Мусатовой вызывать у слушателя яркие ассоциации. Про поэта-трибуна вспомнила,  когда увидела в ее сборнике вот такое четверостишье.

Жизнь расставит все по местам,
Разгадает бабьи уловки.
Не забудь заплатить по счетам!..
И к обеду купи морковки!

Оказалось, вспомнила в тему. Читаю чуть дальше.

Есть возможность подумать
на стыке черной и белой полоски.
Черно-белыми бликами прошлых грехов
 штрихи.
Этой ночью ко мне заходил гениальный
 поэт Маяковский.
Много курил, смеялся и диктовал стихи.

И еще про ассоциации. Вчитайтесь в эти строчки.

Я не знаю, что со мной случилось.
Я не знаю, что произошло.
Я, наверное, в тебя влюбилась.
Боже, как тебе не повезло.
Ни дать ни взять письмо  Татьяны современному Онегину.
А эти четыре строчки ну прямо с меня списаны:
Мне хочется плакать и чаю с вареньем,
Из зеркала вырвать свое отраженье.
И, в шаль завернувшись, читать
детективы
В до боли знакомой стандартной
квартире.

Читая ее «Большую стирку» вспомнила эпизод, рассказанный одним очень известным артистом (фамилию по этическим причинам называть не буду). У него случился адюльтер, и  он решил уйти из семьи. Сообщил об этом жене. Она не устраивала истерик, ни била посуду, не умоляла остаться...Просто за одну ночь перестирала, высушила, отгладила его вещи. Утром собрала чемодан. Герой-любовник вышел за порог. Покурил на лавочке. И вернулся. Невозможно уйти от такой мудрой женщины.

Я тебе стирала на дорогу
ворох разноцветного белья.
Я стирала и молила Бога,
чтобы дождь не намочил тебя.

Я стирала светлые рубашки,
я стирала темные носки.
По спине не бегали мурашки –
стирка отвлекала от тоски.

Растворялась осень в белой пене,
превращая мигом в облака –
след травы зеленой на колене
и пятно былого шашлыка.

И постель, что пахла прошлой ночью,
превратила в парусный фрегат
наш балкон, где был рассредоточен
из трусов сигнальных флагов ряд.

Старая стиральная машина
нашу кошку вновь свела с ума.
Я старалась, верила, грешила,
стиркой с неба тучи прогнала.

В ее стихах  много образных сравнений, ни на кого не похожих находок и «вкусных изюминок»:

Ты сядешь возле. Вишни черных глаз
Лизнут обыденность критически привычно.
Ты скажешь слово. Это будет джаз,
В который не влюбиться неприлично.

Коснешься тонкой ледяной рукой
Горячих мыслей. Где-то в тишине
Заплачет Англия туманною струной
Ты где-то рядом... дышишь обо мне...

И как же может быть иначе, если Люся «звонит в космос».

Серый, шершавый, мягкий асфальт
под ногами –
бреду – ночь. В голове кавардак и темы
для тоста.
И в перерывах между словами одно –
как наваждение – я звоню в космос.

И Вселенная  присылает свои послания – надо только успеть записать. Она успевает. И это прекрасно. Завершить свое повествование хотелось словами самой героини – Люси Мусатовой.

Половина пути пройдена...
Может, большая, может, меньшая...
Та, что в зеркале – не уродина,
А вполне достойная женщина...

У нее работа – любимая,
Дочь – красавица, мысли – грешные…
И желание неутолимое –
Быть обычной счастливой женщиной…

Пусть так все и будет в ее насыщенной событиями, любовью к театру, поэзии. к людям, в ее творческой и личной жизни.

Творческое досье: 
Людмила Владимировна Мусатова – режиссер и актриса ТЮЗа «Ровесник», в студию которого поступила в девятилетнем возрасте. Сегодня – заместитель директора.
Член Cоюза театральных деятелей РФ.
Экспериментальную студию «Мой маленький театрик» она основала вместе со старшей сестрой Ольгой  Мошенко.
Лауреат и обладатель Гран-при студенческого фестиваля «Российская студенческая весна».
Региональный наставник программы «Культура для школьников»  в направлении «Театр».

! С поэтом Люсей Мусатовой общалась Александра Черных.
Фото Александра Спицина.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...