Главный хранитель Курского областного краеведческого музея Елена Алферова вот уже 40 лет без остатка предана любимому делу и готова поделиться с читателями «ГИ» не только тайнами «кладовой истории», но и опасениями, которые испытывают сотрудники учреждения культуры за будущее вверенного им наследия.
Об экспонатах
Люди часто говорят, в какой-то степени упрекая: «У вас такие коллекции! Подвалы заполнены, а посетителям вы это не показываете». Да, есть предметы, которые выставляются один раз в пять, десять лет, а иногда и за полвека один раз, и тому есть объяснение: смена экспозиции – очень непростое дело, требующее дополнительных средств, рук и светлых голов. Эта работа строится не по принципу: одну чашечку взял – на ее место принес новую. Перед тем, как обновить тематический комплекс, наши научные сотрудники должны досконально изучить всю информацию по предметам, которые там будут представлены. Мы стараемся на выставках демонстрировать гостям интересные «новинки» из старого собрания. Очень много для выставочных показов делают реставраторы, возвращая предметам вторую жизнь. Вот сейчас готовим для реставрации в Центре им. Грабаря четыре картины, которые были переданы в музей из Марьинского дворца князей Барятинских.
О городских легендах
Любите легенды – пожалуйста, в них верить не запрещено законом, но только не надо доказывать свою правоту и заниматься злопыхательством. У нас работают профессионалы, в компетентности которых уверена на 100%. Это люди увлеченные, настоящие музейщики.
О забвении традиций
Когда окидываешь взглядом нашу губернию и понимаешь, сколько у нас церквей, помещичьих усадьб, становится невыносимо обидно за то, что позволили всему этому опустеть. Я уже не говорю про всю Россию с ее богатствами. Франция, Италия, другие европейские страны гордятся и хранят свои достопримечательности, а мы только начали обращать внимание на нашу удивительную великую русскую культуру. В последнее время привыкли восхищаться чужим, забывая о своем. Чтобы мы перестали «не дышать от восторга за границей», надо активно восстанавливать то, что было передано нам предками и проводить реставрационные работы у себя, ведь нам оставлены удивительные сокровища.
Понимание, уважение и прочтение традиционной культуры надо воспитывать с детского сада, в старших классах школы уже поздно начинать эту работу. Поэтому сотрудники музея выходят в дошкольные учреждения, рассказывают детям о предметах старины, сказках бабушкиного сундука, великих людях великой страны. Традиции надо чтить и оберегать, сохранять и передавать молодому поколению.
О восстановлении экспонатов
В Большом дворянском зале под ковром хранится картина Михаила Шорохова «Белинский и Щепкин на крестном ходу в Курской губернии». В ближайшее время курский реставратор Михаил Денисов будет работать над восстановлением этого художественного полотна, которое займет место в экспозиции Историко-культурного центра «Коренная пустынь». Сейчас проводятся работы по восстановлению металлических декоративных накладок на мебели, выставленной в Дворянском зале, довольно много из них утрачено. Реставрация – дело сложное и дорогое, и работы в этом направлении достаточно много.
О сохранении и утрате ценностей
Сейчас на обработке в фондовой службе музея материалы о семье Михаила Тюрина, участвовавшего в разминировании немецких складов после Великой Отечественной войны, его жена была малолетней узницей немецкого концлагеря. Замечательно, что куряне делятся историей своих семей. Никто о них не узнал бы или они ушли в небытие, растворились бы во времени как в «Синей птице» Метерлинка. Да, мировая история не пострадала бы, но очень важно помнить простых людей, которые столько всего сделали для нашей замечательной страны. Их имена будут храниться в музее сотни лет.
В наше время практически не появляются на антикварном рынке предметы XVII-XVIII веков. Много находится в частных руках. Успокаиваю себя и рассчитываю на то, что приобретатели серьезно подходят к восстановлению и хранению таких предметов. Большая опасность кроется в наследовании коллекций. Знала людей, у которых не было достойных преемников, и ценности «расходились» еще до похорон.
К сожалению, мы не уберегли огромное число богатств: Первая мировая война, Революция 1917 года, Гражданская война, предвоенные репрессии, Великая Отечественная война были виной многих утрат культурных реликвий. Например, сервиз князей Барятинских, выполненный на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанный на 360 человек. Посуды хватало на восемь перемен блюд. Но в 1918 году большая часть фарфора была уничтожена красногвардейцами, присланными охранять дворец. Местные жители вспоминали, что охрана от скуки устроила соревнования, кто ребром ладони разобьет более высокую стопу тарелок. В результате «игра» обошлась слишком дорого, но винить их сложно, потому что они были из тех, кто не получил должного образования, выходцы их крестьянской среды не могли знать ценности уничтоженных предметов.
О воссоздании музея-усадьбы Афанасия Фета
В усадьбе у Марии Петровны, жены Афанасия Афанасьевича был и сад, и огород, в парке была аллейка из смородины. Многие посетители усадьбы сейчас принимают участие в создании сада, парка, цветников. Нам безвозмездно давали саженцы деревьев, кустарников и многолетних цветов. Содействие в озеленении территории оказывает и курское сообщество мировых судей – «коллеги» Афанасия Афанасьевича, который был в течение нескольких лет выборным мировым судьей. Благодаря их поддержке и непосредственному участию в парке появились рододендроны, гортензии, розы и ели.
Общими усилиями музейщики и жители нашего края создали живописнейший уголок. Все у нас хорошо, а будет еще лучше. Сотрудники музея-усадьбы Афанасия Фета уверены, что в музее кто-то обитает. Иногда слышится движение, то ли шаги, то ли шорох, белье на кровати к утру оказывается мятым, шары и кий на бильярдном столе меняют положение. Найти физическое объяснение невозможно. «Думаю, Афанасий Афанасьевич очень внимательно наблюдает за усадьбой, и без его помощи мы бы не справились», – говорит Елена Алферова.
О переезде в здание бывшей мужской гимназии
В новой экспозиции нового музейного здания мы хотим, чтобы предметы «работали», «общались» со зрителями, чтобы их можно было хорошо разглядеть со всех сторон. Для этого требуются площади, и мы боимся – экспонаты опять начнут сходиться друг с другом. Коллекция все разрастается, это замечательно и приветствуется, но, признаться честно, мы не всегда этому рады с точки зрения своей эмоционально-физической нагрузки и понимания «запертого» будущего ценностей. Но мы собираем и будем собирать культурные и исторические сокровища.
Активные, опытные, болеющие душой наши музейщики разрабатывают тематику экспозиции нового здания, специалисты из Петербурга помогают в создании модного в нынешнее время – музейно-выставочного пространства. Новое время диктует новые типы и виды подачи музейного материала, но очень хочется сохранить и традиции экспозиционной подачи музейных предметов, разработанные в течение долгих успешных лет российскими традиционными музеями. Нам даже посетители задают вопрос: «Нельзя ли вашу экспозицию просто перенести, ведь она такая добрая и домашняя?». Но сейчас другое веяние, подход к построению экспозиции с включением в музейное пространство не только аудио- и видеоаппаратуры, но и мультимедийных технологий, разрабатываются новые тренды и направления применения современных технологий в музейной сфере. Все большее применение получают инновационные технологии, есть у нас сенсорные столы и интерактивные карты для взаимодействия посетителей с экспонатами, а также интересны иммерсивные и сенсорные пространства, где посетители становятся участниками событий, мультимедийные гиды помогают получать дополнительную информацию об экспонатах. Однако экспозиция в музее должна остаться экспозицией, а не пространством. Мы приветствуем новое, но давайте не отворачиваться от традиционных музейных наработок. Очень важно, чтобы музейные технологии не заслонили сам предмет.
Так что ждем яркую, красивую, не холодную экспозицию нашего исторического храма, чтобы, заходя туда, жители знали и чувствовали: «Да, это наша Курская губерния, мы – куряне».
Скульптура «Амур и Психея» – одно из известнейших произведений итальянского скульптора конца XVIII века Антонио Кановы, который был вдохновлен великой повестью о любви, рассказанной древнеримским писателем Апулеем в «Метаморфозах».Миф повествует о союзе бога любви Амура и смертной девушки Психеи, которой впоследствии было даровано бессмертие богов. Психея родилась в семье смертных, красота ее была необыкновенной. Люди любовались ею, любование перешло в поклонение. Народ перестал чтить богиню красоты Венеру, ее храмы опустели. Родители девушки попросили Амура выдать Психею замуж, но бог, стрелы которого поражают сердца и заставляют людей влюбляться, был очарован красотой и кротостью девушки, и сам решил на ней жениться. Амур забрал Психею в прекрасный сказочный замок и посещал ее только ночью в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и не открывать истинного происхождения. Завистливые сестры Психеи уговаривали ее взглянуть на возлюбленного и убедиться, что он прекрасный юноша, а не страшное чудовище в образе ужасного змея. Девушка заранее приготовила светильник и тайком посмотрела на прекрасное лицо спящего супруга. Амур был огорчен этим и покинул жену. Психея долго искала способ помириться и попросила о помощи мать Амура богиню Венеру. Но Венера не хотела продолжения союза смертной девушки и бога, она решила обманом погубить Психею. Богиня отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Девушка нарушила запрет, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Амур спустился с небес, поцеловал возлюбленную и этим возвратил ее к жизни.
! По материалу Курского краеведческого музея.
Фото Влада МАЛЫШКО.- Комментарии
Загрузка комментариев...