Краеведческий музей глазами его хранителя
Свежий номер: 10 октября 2024 (5019)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Главный хранитель Курского областного краеведческого музея Елена Алферова вот уже 40 лет без остатка предана любимому делу и готова поделиться с читателями «ГИ» не только тайнами «кладовой истории», но и опасениями, которые испытывают сотрудники учреждения культуры за будущее вверенного им наследия.

Об экспонатах

– Основной фонд областного краеведческого музея, включая филиалы, насчитывает почти 385 тысяч предметов, имеющих высокую культурно-историческую значимость. Помимо них – 110 тысяч научно-вспомогательных, которые используются в экспозиции, неся определенную нагрузку для раскрытия темы. В нынешнее время экспонируются 86 тысяч предметов, то есть ежегодно выставляем в экспозиции и используем примерно 20% предметов музейного собрания. Причем, в эту долю входят и работа исследователей с документами, и представление наших артефактов на выставках, показах и демонстрация на видеороликах. Замечу, что это не так мало, ранее этот показатель был равен 5%. Очень остро стоит вопрос с площадью для экспонирования и хранения. В фондохранилище предметы удобнее располагать по порядку номеров, тематическим коллекциям, и если один забрали, то на место хранения должна ставиться бирка с указанием учетного номера и местом использования. В реальности этого нет, потому что как только освобождается пространство, то там сразу что-то появляется. Хранилища небольшие, оборудование не приспособлено, поэтому иногда ходим по нашим запасникам, перешагивая через ценные вещи, а ведь есть разница между чугунной болванкой и фарфоровыми большими вазами? Нам нужно сохранить музейные ценности, которые являются живыми свидетелями вековых традиций нашего народа.

Люди часто говорят, в какой-то степени упрекая: «У вас такие коллекции! Подвалы заполнены, а посетителям вы это не показываете». Да, есть предметы, которые выставляются один раз в пять, десять лет, а иногда и за полвека один раз, и тому есть объяснение: смена экспозиции – очень непростое дело, требующее дополнительных средств, рук и светлых голов. Эта работа строится не по принципу: одну чашечку взял – на ее место принес новую. Перед тем, как обновить тематический комплекс, наши научные сотрудники должны досконально изучить всю информацию по предметам, которые там будут представлены. Мы стараемся на выставках демонстрировать гостям интересные «новинки» из старого собрания. Очень много для выставочных показов делают реставраторы, возвращая предметам вторую жизнь. Вот сейчас готовим для реставрации в Центре им. Грабаря четыре картины, которые были переданы в музей из Марьинского дворца князей Барятинских.

О городских легендах

– Сейчас очень много грамотных и псевдограмотных граждан, обученных интернетом, и порой они приходят с претензиями, указывая нам на «ошибки», и в таком случае мы должны быть готовы отразить «атаки». Часто посетителям нравятся интересные сказки, перерастающие затем в назойливые вопросы, один из таких: «Где золото с барж, которые затоплены в реке Кур?». Занимательная история, да только Кур для барж никогда не был доступен, так что драгоценности не найдете. Бытуют и рассказы о многочисленных городских подземных ходах, якобы от Знаменского собора был большой путь в Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы монахи с монахинями встречались. Чепуха бытового уровня, лучше почитать об исследованиях Виктора Крюкова, который увлекательно рассказывает о подземном мире Курска.
Любите легенды – пожалуйста, в них верить не запрещено законом, но только не надо доказывать свою правоту и заниматься злопыхательством. У нас работают профессионалы, в компетентности которых уверена на 100%. Это люди увлеченные, настоящие музейщики.

О забвении традиций

– Находимся в периоде, когда прежние городская и сельская бытовые культуры размываются и уходят. Умирают бабушки и дедушки, а вместе с ними и традиции. Хорошо, если в семьях от них остаются предметы старины, и родственники хранят их или передают в музеи. А бывает  вместе с сундуками все переезжает на помойку или в костер, что просто возмутительно. Пока идет СВО, приграничье особенно сильно попадает под удар, многие жители покидают свои дома, и я в ужасе думаю о том, что же ждет Плехово, Горналь, где богатейшие этнографические клондайки. Замечательно, когда люди что-то привозят нам, мы согласны и купить, только лишь бы уберечь и передать будущим поколениям.

Когда окидываешь взглядом нашу губернию и понимаешь, сколько у нас церквей, помещичьих усадьб, становится невыносимо обидно за то, что позволили всему этому опустеть. Я уже не говорю про всю Россию с ее богатствами. Франция, Италия, другие европейские страны гордятся и хранят свои достопримечательности, а мы только начали обращать внимание на нашу удивительную великую русскую культуру. В последнее время привыкли восхищаться чужим, забывая о своем. Чтобы мы перестали «не дышать от восторга за границей», надо  активно восстанавливать то, что было передано нам предками и проводить реставрационные работы у себя, ведь нам оставлены удивительные сокровища.

Понимание, уважение и прочтение традиционной культуры надо воспитывать с детского сада, в старших классах школы уже поздно начинать эту работу. Поэтому сотрудники музея выходят в дошкольные учреждения, рассказывают детям о предметах старины,  сказках бабушкиного сундука, великих людях великой страны. Традиции надо чтить и оберегать, сохранять и передавать молодому поколению.

О восстановлении экспонатов

– Каждое поколение должно оставить потомкам свои национальные ценности, но еще важнее восстановить и сохранить то, что получили от своих предков. В музее есть скульптура «Амур и Психея» работы Антонио Кановы – очень ценный памятник, выполненный из итальянского мрамора. В камне был претворен великий миф о любви божественного Амура к земной девушке Психее. В нашем музейном памятнике Амур был без крыльев, которые, вероятно, были утрачены в 1918 году. Долгие годы вынашивала мысль о восстановлении скульптуры. Это очень трудоемкий процесс: нужно провести исследовательскую работу, найти мастера. Московские реставраторы могли выполнить эту задачу, если бы была точно такая же скульптура, чтобы снять форму крыльев и восстановить. Но из сохранившихся скульптур «Амур и Психея»  в Париже, Милане, Ватикане, Петербурге ни одна не подходила под размеры нашей. Я не сдавалась и стала уговаривать курского скульптора Святослава Третьякова взяться за выполнение моей мечты. Изначально у него были опасения: это же Канова! Много времени мы с ним провели в обсуждениях перед тем, как он дал согласие на свое участие в этом проекте. Мы нашли изображения скульптуры из Ватикана, Лувра, Комо, Эрмитажа, у каждой из них есть особенности: где-то рука лежит чуть по-иному, у Амура кудри по-разному, шелк у Психеи скользит по-своему, и крылья у Амура имеют разный размах и очертание. В Италии увидела эту скульптуру во дворце на Комо, скульптура стояла на полу и была больше нашей раз в шесть. Меня очень интересовали перья на крыльях, они были выполнены просто росчерком резца, без каких-либо замысловатых элементов. Естественно, я сделала множество снимков со всех ракурсов и привезла в Курск для Святослава Третьякова. Мы решили, что крылья Амура везде разные по величине и размаху, поэтому сделаем их так, как мы это увидим. Так, наш бог любви, не имевший крыльев около 100 лет, вновь их обрел. Не все согласны с таким вариантом реставрации, но зато у нас Амур возвышенно парит над возлюбленной.

В Большом дворянском зале под ковром хранится картина Михаила Шорохова «Белинский и Щепкин на крестном ходу в Курской губернии». В ближайшее время курский реставратор Михаил Денисов будет работать над восстановлением этого художественного полотна, которое займет место в экспозиции Историко-культурного центра «Коренная пустынь». Сейчас проводятся работы по восстановлению металлических декоративных накладок на мебели, выставленной в Дворянском зале, довольно много из них утрачено. Реставрация – дело сложное и дорогое, и работы в этом направлении достаточно много.

О сохранении и утрате ценностей

– Жители, чтобы сохранить память о родителях, родных, передают в музей их документы, награды и фотографии. Замечательно, что многие волнуются, что, если не сделают этого, все уйдет на черный рынок. И хорошо, если это попадет в руки достойных коллекционеров, а не исчезнет в стремительной реке времени. Но лучше всего память о наших поколениях сохранится в музеях, где предметы стоят на государственном учете. И потомки будут знать, что «жили-были на русской земле замечательные люди».
Сейчас на обработке в фондовой службе музея материалы о семье Михаила Тюрина, участвовавшего в разминировании немецких складов после Великой Отечественной войны, его жена была малолетней узницей немецкого концлагеря. Замечательно, что куряне делятся историей своих семей. Никто о них не узнал бы или они ушли в небытие, растворились бы во времени как в «Синей птице» Метерлинка. Да, мировая история не пострадала бы, но очень важно помнить простых людей, которые столько всего сделали для нашей замечательной страны. Их имена будут храниться в музее сотни лет.

В наше время практически не появляются на антикварном рынке предметы XVII-XVIII веков. Много находится в частных руках. Успокаиваю себя и рассчитываю на то, что приобретатели серьезно подходят к восстановлению и хранению таких предметов. Большая опасность кроется в наследовании коллекций. Знала людей, у которых не было достойных преемников, и ценности «расходились» еще до похорон.
К сожалению, мы не уберегли огромное число богатств: Первая мировая война, Революция 1917 года, Гражданская война, предвоенные репрессии, Великая Отечественная война были виной многих утрат культурных реликвий. Например, сервиз князей Барятинских, выполненный на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанный на 360 человек. Посуды хватало на восемь перемен блюд. Но в 1918 году большая часть фарфора была уничтожена красногвардейцами, присланными охранять дворец. Местные жители вспоминали, что охрана от  скуки устроила соревнования, кто ребром ладони разобьет более высокую стопу тарелок. В результате «игра» обошлась слишком дорого, но винить их сложно, потому что они были из тех, кто не получил должного образования, выходцы их крестьянской среды не могли знать ценности уничтоженных предметов.

О воссоздании музея-усадьбы Афанасия Фета

– В музее-усадьбе Афанасия Афанасьевича Фета нет мемориальных предметов поэта, за исключением бронзовой скульптуры – пресс-папье в виде колонны. Все предметы интерьера собирались по крохам, чтобы передать быт помещичьей усадьбы конца XIX века. Огромная работа по восстановлению усадьбы в свое время была проделана экс-губернатором Александром Михайловым, бывшим председателем областного комитета по культуре Валерием Рудским. Много и трудно работали сотрудники областного музея и музея Фета.  У антикваров Курска и Москвы искали типологические предметы мебели и интерьера. По сохранившимся фотографиям мы «возродили» люстру над бильярдным столом. Такую найти невозможно, но нам хотелось, чтобы она была максимально похожа на люстру с фотографии. Мы обсудили детали, сварщики изготовили каркас по рисунку-схеме, который нарисовала главный хранитель. Квадратный каркас привезли мне домой, и я принялась за рукоделие и сшила чехол на люстру из ткани зеленого цвета с бахромой. Я сама шила скатерти, постельное белье, разрабатывала рисунок штор, мы изготовили  их из ткани, которую довольно сложно искали и подбирали. Очень внимательно подошли к подбору обоев для всех комнат усадебного дома. Считаю, что у нас получился интересный музей. Нам хотелось, чтобы поэт был доволен и посетителям понравился его приют, где были созданы великие «Вечерние огни». В планах музея – продолжить обустройство парка, у Афанасия Афанасьевича там были ротонда, оранжерея, фонтан. Большая работа проводится коллективом музея-усадьбы, главным активистом которого является Антонида Семеновна Яковлева, человек многие годы преданный Фету. Ребята из курского водно-спортивного клуба «Voda46» обещают почистить пруд. Есть легенда, а, может, и истина, что его дно выслано мореным дубом. Действительно, стук можно услышать, мы хотим проверить, правда или легенда о дубовом дне пруда. Мы надеемся, что члены водного клуба помогут нам в восстановлении фонтана.

В усадьбе у Марии Петровны, жены Афанасия Афанасьевича был и сад, и огород, в парке была аллейка из смородины. Многие посетители усадьбы сейчас принимают участие в создании сада, парка, цветников. Нам безвозмездно давали саженцы деревьев, кустарников и многолетних цветов. Содействие в озеленении территории оказывает и курское сообщество мировых судей – «коллеги» Афанасия Афанасьевича, который был в течение нескольких лет выборным мировым судьей. Благодаря их поддержке и непосредственному участию в парке появились рододендроны, гортензии, розы и ели.
Общими усилиями музейщики и жители нашего края создали живописнейший уголок. Все у нас хорошо, а будет еще лучше.

Сотрудники музея-усадьбы Афанасия Фета уверены, что в музее кто-то обитает. Иногда слышится движение, то ли шаги, то ли шорох, белье на кровати к утру оказывается мятым, шары и кий на бильярдном столе меняют положение. Найти физическое объяснение невозможно. «Думаю, Афанасий Афанасьевич очень внимательно наблюдает за усадьбой, и без его помощи мы бы не справились», – говорит Елена Алферова.

 
О переезде в здание бывшей мужской гимназии  
 
– Слышала, что для музея это здание слишком большое, а мы уже понимаем – и его нам будет недостаточно. Сегодня в некоторых витринах нашей экспозиции иногда по 100 предметов – это просто недопустимо: они мешают друг другу, люди устают  рассматривать удивительные артефакты. Но это потому, что нам хотелось соединить исторические ценности тематически и явить их посетителям, поэтому выставляем все, что можно собрать по той или иной теме.

В новой экспозиции нового музейного здания мы хотим, чтобы предметы «работали», «общались» со зрителями, чтобы их можно было хорошо разглядеть со всех сторон. Для этого требуются площади, и мы боимся – экспонаты опять начнут сходиться друг с другом. Коллекция все разрастается, это замечательно и приветствуется, но, признаться честно, мы не всегда этому рады с точки зрения своей эмоционально-физической нагрузки и понимания «запертого» будущего ценностей. Но мы собираем и будем собирать культурные и исторические сокровища.
Активные, опытные, болеющие душой наши музейщики разрабатывают тематику экспозиции нового здания, специалисты из Петербурга помогают в создании модного в нынешнее время – музейно-выставочного пространства. Новое время диктует новые типы и виды подачи музейного материала, но очень хочется сохранить и традиции экспозиционной подачи музейных предметов, разработанные в течение долгих успешных лет   российскими традиционными музеями. Нам даже посетители задают вопрос: «Нельзя ли вашу экспозицию просто перенести, ведь она такая добрая и домашняя?». Но сейчас другое веяние,   подход к построению экспозиции с включением в музейное пространство не только аудио- и видеоаппаратуры, но и мультимедийных технологий, разрабатываются новые тренды и направления применения современных технологий в музейной сфере. Все большее применение получают  инновационные технологии, есть у нас сенсорные столы и интерактивные карты для взаимодействия посетителей с экспонатами, а также интересны иммерсивные и сенсорные пространства, где посетители становятся участниками событий, мультимедийные гиды помогают получать дополнительную информацию об экспонатах. Однако экспозиция в музее должна остаться экспозицией, а не пространством. Мы приветствуем новое, но давайте не отворачиваться от традиционных музейных наработок. Очень важно, чтобы музейные технологии не заслонили сам предмет.

Так что ждем яркую, красивую, не холодную экспозицию нашего исторического храма, чтобы, заходя туда, жители знали и чувствовали: «Да, это наша Курская губерния, мы – куряне».
Скульптура «Амур и Психея» – одно из известнейших произведений итальянского скульптора конца XVIII века Антонио Кановы, который был вдохновлен великой повестью о любви, рассказанной древнеримским писателем Апулеем в «Метаморфозах».
Миф повествует о союзе бога любви Амура и смертной девушки Психеи, которой впоследствии было даровано бессмертие богов. Психея родилась в семье смертных, красота ее была необыкновенной. Люди любовались ею, любование перешло в поклонение. Народ перестал чтить богиню красоты Венеру, ее храмы опустели. Родители девушки попросили Амура выдать Психею замуж, но бог, стрелы которого поражают сердца и заставляют людей влюбляться, был очарован красотой и кротостью девушки, и сам решил на ней жениться. Амур забрал Психею в прекрасный сказочный замок и посещал ее только ночью в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и не открывать истинного происхождения. Завистливые сестры Психеи уговаривали ее взглянуть на возлюбленного и убедиться, что он прекрасный юноша, а не страшное чудовище в образе ужасного змея. Девушка заранее приготовила светильник и тайком посмотрела на прекрасное лицо спящего супруга. Амур был огорчен этим и покинул жену. Психея долго искала способ помириться и попросила о помощи мать Амура богиню Венеру. Но Венера не хотела продолжения союза смертной девушки и бога, она решила обманом погубить Психею. Богиня отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Девушка нарушила запрет, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Амур спустился с небес, поцеловал возлюбленную и этим возвратил ее к жизни.

! По материалу Курского краеведческого музея.
Фото Влада МАЛЫШКО.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ