Менее двух недель осталось до начала нового учебного года. Родители проверяют по списку, все ли успели купить к школе, дети судорожно пролистывают книги, которые задали читать на лето. В утешение современным мальчишкам и девчонкам можно сказать, что еще до революции появились перечни изданий для изучения на уроках.
Первые хрестоматии
Долгое время в России не было единой учебной программы по литературе. Министерство народного просвещения не составляло списков книг для чтения. И русский язык, и литературу проходили на одних предметах – словесности и риторике, а программу каждый педагог составлял сам. В духовных училищах упор делали на древнерусскую литературу, летописи, жития святых. А гимназисты подробно изучали творчество иностранных писателей – французских, английских, немецких.
В 1804 году вышел «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В этом документе впервые появился термин «хрестоматия» – так называли сборники текстов, которые рекомендовалось использовать на уроках. Журналист и издатель Николай Греч в 1812-м составил хрестоматию «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе». Эта книга стала первым сборником, в который вошли произведения только российских авторов. Через 10 лет, в 1822 году, Греч выпустил новую хрестоматию – «Учебную книгу российской словесности». В ней уже появилась теория: правила русского языка. Критик Виссарион Белинский писал о сборнике: «Хрестоматия… если не отличается строгостью в выборе пьес, зато знакомит почти со всеми писателями, игравшими сколько-нибудь значительную роль в нашей литературе». В «Учебную книгу» вошли произведения писателей XVIII века – Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, Гавриила Державина, а также современников Греча – Александра Пушкина, Василия Жуковского, Константина Батюшкова. Но раздел современной литературы был совсем небольшим: из всех работ Пушкина поместили туда только небольшой отрывок из «Руслана и Людмилы».
В 1830-1840-е появились и другие хрестоматии – Василия Эртеля, Василия Рклицкого. В 1843 году «Русскую хрестоматию» составил педагог и критик Алексей Галахов. От других подобных книг она отличалась содержанием. Галахов убрал из сборника многие тексты XVIII века, а взамен добавил произведения современных ему авторов – Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Алексея Кольцова.
Министерство народного просвещения рекомендует
В 1852 году Галахов вместе с профессором Московского университета Федором Буслаевым написал учебную программу по словесности – «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях». В него включили рекомендации для педагогов и первый список книг для детей разных возрастов – произведения, которые чаще всего упоминались в хрестоматиях. Галахов и Буслаев предлагали изучать литературу по их историческому методу: определять жанр, а затем сравнивать с другими похожими трудами.
В 1850-е Министерство народного просвещения утвердило «Конспект» как программу для всех учебных заведений Российской империи.Многие преподаватели сами дополняли список литературы, обновление программы обсуждали на съездах учителей в 1860-х. Педагоги предлагали изучать творчество Ивана Тургенева, Федора Достоевского, Николая Некрасова.
В 1871 году министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой провел в стране образовательную реформу. Он боролся с революционными идеями в современной ему отечественной литературе. Поэтому часть уроков словесности после реформы заменили на греческий язык и математику. А список книг для чтения так и остался старым: произведения Тургенева, Толстого, Достоевского в него не добавили.
По такой программе дети учились до начала XX века. Литературовед Владимир Каллаш писал: «То, что обычный курс обрывается на Гоголе и Кольцове, всегда было самым печальным и ненормальным явлением нашей школьной жизни».
Списки для чтения изменились лишь в 1905 году. Тогда в России собрали специальный комитет, в который вошли поэт Иннокентий Анненский, филологи Василий Сиповский и Илья Шляпкин. Они опросили преподавателей словесности, узнали их мнение о старой программе. Почти все педагоги просили сократить раздел древнерусской литературы и добавить в списки для чтения новых авторов. Так в программе появились произведения Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Островского, Ивана Тургенева.
Однако некоторые учителя были недовольны новыми списками, так как считали, что они содержат по-прежнему мало актуальных, злободневных произведений.
В 1910-е программу собирались дополнить вновь. Однако вновь не самыми современными работами писателей Серебряного века, а поздними произведениями Достоевского, Тургенева, романом Алексея Толстого «Князь Серебряный» и повестями Николая Лескова. Изменить списки для чтения помешала революция. И проект 1905 года стал основой для советских и современных программ по литературе.
Новые разделы, новые авторы
В 1930-х в списки для чтения попали новые произведения – советских писателей Константина Федина, Лидии Сейфуллиной, Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева и других. А вот выбирать из нескольких перечней педагоги и школьники теперь не могли. Филолог Михаил Павловец писал, что в те годы программа по литературе почти полностью совпадала с дореволюционными образцами. А книги советских писателей занимали в ней лишь 20%. Однако учителям предлагали разбирать произведения иначе: объяснять детям, какой тяжелой была жизнь до революции и как все изменила советская власть.
Программа по литературе изменилась вновь в 1960 году. Списки для чтения составили сотрудники Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР. Раздел древнерусской литературы в очередной раз сократили. Теперь в восьмом классе школьники изучали только «Слово о полку Игореве». Зато в перечни попало еще больше советской литературы: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Молодая гвардия» Александр Фадеева. Дети начали подробнее изучать творчество Александра Пушкина, Владимира Маяковского, Льва Толстого и Максима Горького. Из-за этого списки литературы стали очень объемными. Учителя жаловались, что пройти все книги просто не получалось: например, на четыре тома «Войны и мира» Толстого выделяли только шесть уроков.
В 1970-х списки для чтения стали еще больше. Именно тогда в программу по литературе впервые в СССР попал роман Достоевского «Преступление и наказание». А еще в перечень рекомендуемых книг вошли стихотворения Сергея Есенина и Александра Блока.
Во время перестройки в списках появилось несколько разделов: для обязательного изучения, самостоятельного чтения, бесед на уроках. Кроме того, и дети, и учителя теперь снова могли выбирать, какие произведения изучать в школе.
В наше время программы по литературе постоянно обновляют. А в 2012 году Министерство образования и науки России опубликовало список «100 книг для школьников». В него включили произведения, которые, по мнению авторов, должны прочитать российские школьники к концу 11-го класса.
! По материалам портала «Культура. РФ».
Автор: Анастасия ВОЙКО.
Автор: Анастасия ВОЙКО.
- Комментарии
Загрузка комментариев...