12+
Свежий номер: 04 декабря 2021 (4718)
тираж номера: 2701 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Электронная копия газеты Оформить подписку
Курянин Старовойт. День города – шаг на пути к 1000-летию


– День рождения – и человека, и города – значимая веха в жизни. Вам как губернатору, как человеку нравится жить и работать в Курске?

– Мы привыкли, что человеку-имениннику всегда дарят подарки, с городом наоборот – он дарит подарки, радость своим жителям. Каждый день рождения Курска приближает нас к важной дате, которая состоится через 11 лет. Все мои усилия сейчас сосредоточены на том, чтобы областной центр достойно встретил свой юбилей. Ведь Курск никогда не был для меня чужим, и я никогда не утрачивал связь с ним. Потому что здесь жили мои родные, я регулярно гостил на Волокно у бабушки и дедушки. Так что почти 3 года назад я сюда вернулся как домой, и мне здесь хорошо.

– Начнем с дорожной темы. Ежегодно в Курске возникают новые дорожные объекты: построена дорога на проспекте Дружбы, которая связала Северо-запад с микрорайоном КЗТЗ, и новая дорога на проспекте Плевицкой. На днях стало известно, что благодаря дополнительному федеральному финансированию в этом году начнется строительство важной развязки в северной части Курска. Какие еще районы областного центра в ближайшее время ожидает дорожная реконструкция? Какие транспортные направления считаете наиболее проблемными?

– Все дорожные работы, которые мы сейчас выполняем или планируем сделать в Курске, я считаю необходимыми для его развития. Взять хотя бы упомянутую вами развязку в северной части областного центра. Активно растущий микрорайон связан с остальным городом единственной дорогой, которая, по сути, является узким «бутылочным горлышком».

На дополнительно выделенные средства мы уже в 2021 году сможем начать строительство автомобильной дороги, которая соединит проспект Дериглазова и трассу М-2 «Крым», а также разработку проектно-сметной документации на реконструкцию улицы Светлой на участке от улицы Фестивальной до Карла Маркса, протяженностью 3 километра.

Начато проектирование многоуровневой транспортной развязки на Карла Маркса, которая разгрузит проспект Дериглазова. Проектируется дорога от проспекта Клыкова до улицы Сумская с обустройством кольцевого движения на пересечении проспектов Клыкова и Надежды Плевицкой. В 2021 году также планируем приступить к проектированию 3-й очереди проспекта Дружбы, набережной реки Тускарь, дороги от улицы Сумской до проспекта Ленинского Комсомола.

В настоящее время проводится процедура по определению подрядной организации, которая будет разрабатывать проектно-сметную документацию на реконструкцию улицы Карла Маркса.

Кроме того, на стадии заключения находится контракт с подрядной организацией, которая будет выполнять работы по проектированию дороги по улице Лысая Гора. Там планируется капитальный ремонт.

– Новую схему движения общественного транспорта в областном центре планируют ввести в конце 2022 года. Куряне уже познакомились с предложениями экспертов и получили возможность озвучить свои замечания. Какие проблемы действующей схемы считаете основными? Транспортные решения какого города могли бы стать шаблоном для Курска?

Каждый город уникален, поэтому к разработке маршрутной сети нужно подходить индивидуально. В качестве положительного примера можно ориентироваться на Тверь, Белгород.

Существующая маршрутная сеть Курска не соответствует потребностям населения и не позволяет в должной мере обеспечить удобство, а главное, безопасность пассажиров. В городе изношенность подвижного состава троллейбусов – около 60%, а трамваев – практически 100%. Частичной замены требует автобусный парк. Модернизация общественного транспорта подразумевает обновление подвижного состава, организацию движения и логистики. Городской электротранспорт нуждается в огромных финансовых вложениях как в инфраструктуру, так и в обновление, сейчас рассматриваем варианты концессии.

Кроме того, пассажирские потоки внутри региона с годами меняются. Мы сталкиваемся с таким понятием, как маятниковая миграция, когда ежедневно горожане совершают длительные поездки из одного места в другое. Поэтому при разработке новой транспортной схемы мы учитываем место проживания курян и их привязку к учебным заведениям, крупным предприятиям и другим местам притяжения. Среди основных задач при формировании комфортной транспортной системы – исключение дублирующих маршрутов, добавление новых с учетом расположенности социально значимых объектов и сложившихся привычек передвижения курян. При этом у нас должен быть в приоритете общественный транспорт, затем личный.

В настоящее время разрабатывается финансово-экономическая модель развития городского транспорта. Определены основные блоки мероприятий реформы. Внедрять маршрутную сеть планируется поэтапно, начиная с третьего квартала следующего года.

– Отдельного вопроса заслуживает ситуация с Северным микрорайоном, проблемы которого сейчас на слуху и решаются при вашем личном участии. В их числе – нехватка объектов инфраструктуры, отсутствие ливневок и перебои с электроснабжением. Есть понимание, как решить эти проблемы и что нужно сделать, чтобы не допустить их возникновение при жилой застройке в будущем?

– К сожалению, в Северном микрорайоне по разным причинам сделаны ошибки комплексного развития территории. Сейчас мы их исправляем. Для организации отведения ливневых вод на проспекте Дериглазова запланировано строительство новой ливневой канализации с очистными сооружениями. Готова проектно-сметная документация. На выполнение работ из федерального, областного и городского бюджетов будет выделено более 126 млн рублей. Сдать объект планируется в 2023 году.

Что касается электроснабжения микрорайона, решением проблемы может быть строительство новой трансформаторной подстанции. С учетом планируемой застройки в 4-м микрорайоне, улице Фестивальной и деревне Шуклинка, а также увеличения объемов потребления электроэнергии компанией «Грибная радуга» ее мощность должна составлять не менее 40 МВА.

В настоящее время подбирается земельный участок для размещения подстанции. Финансирование такого крупного проекта планируется за счет инфраструктурных кредитов. Общая стоимость составит около 1 млрд рублей.

Для того, чтобы в будущем при строительстве жилья не возникало подобных проблем, застройщику в первую очередь необходимо грамотно выполнять проектные работы, а также строго следовать заложенным в проекте техническим решениям и не пытаться сэкономить на подмене одного технического решения на другое. Администрации города и области будут пристально отслеживать и пресекать подобные вольности.

– В День знаний широкий резонанс вызвала новость, что в ряде российских городов было столько первых классов, что для их обозначения едва хватило алфавита. В Курске в новых микрорайонах пока такой проблемы нет – каждый год в городе открывается школа, и все же учебные заведения переполнены. Уже озвучено, что в следующем году новая школа появится на проспекте Клыкова. Где еще ждать строительства соцобъектов в ближайшее время?

– Большинство социальных объектов, строительство которых запланировано в Курске до 2025 года, появятся благодаря национальным проектам и государственным программам Курской области. Так, по нацпроекту «Культура» проведем реконструкцию здания мужской классической гимназии для размещения экспозиционного корпуса Курского областного краеведческого музея. В рамках нацпроекта «Демография» планируется строительство футбольного манежа.

Также в Курске появятся объекты, которые важны для жителей всего региона. Это инфекционный корпус областной клинической больницы, сдать который должны в октябре этого года, и детская областная больница. Она запланирована на проспекте Плевицкой. Предполагается сдать объект до 2024 года. А в этом году выкупаем у «Курского завода КПД им. А.Ф. Дериглазова» коробку поликлиники на проспекте Дериглазова, после чего приступим к внутренним работам. Поликлиника будет рассчитана на прием взрослых и детей.

Идет строительство нового здания школы №12 на 550 мест на улице Полевая. Сейчас занятия проводятся в старом здании школы, завершение строительства двух новых корпусов учреждения планируется в 2023 году.

В июле Министерством просвещения РФ объявлены результаты отбора заявок на предоставление субсидии из федерального бюджета на строительство школ в 2023-2024 гг., в числе которых еще одна школа на 1000 мест на проспекте Дериглазова. Также федеральным ведомством одобрен пристрой школы № 45 на 225 мест.

Готовится заявка на строительство еще двух школ на 1600 мест и 1000 мест и пристрой в школе №19. Все это позволит ликвидировать к 2024 году двухсменный режим обучения.

– С начала года Курск получил субсидию – более 2 млрд рублей из бюджета области. О поддержке Курска, в том числе финансовой, не раз говорил глава города Виктор Карамышев и депутаты КГС. То есть деловое партнерство региональной власти и руководства Курска состоялось?

– Я считаю, что добиться наилучшего результата в любом деле возможно только благодаря тесному взаимодействию всех заинтересованных сторон. И хотя неправильно выделять какой-то муниципалитет, Курск все же - наш областной центр. Поэтому по мере возможностей помогаем ему из областного бюджета.

Всего в 2021 году размер финансовой помощи муниципальным образованиям увеличился на 5,3 млрд рублей или на 22% к уровню прошлого года. При этом объем целевых субсидий по всем муниципальным образованиям области вырос на 2,6 млрд рублей, или на 50% по 47 различным направлениям расходования.

Значительная поддержка всех муниципальных образований Курской области, в том числе и административного центра – города Курска – позволит осуществлять капитальный ремонт образовательных учреждений, модернизировать систему дошкольного образования, производить ремонт и строительство автомобильных дорог местного значения, газификацию и водоснабжение объектов социальной сферы и населения.

– Не только на областном, но и на федеральном уровне поддержана реализация ряда масштабных проектов к 1000-летию Курска: реконструкция здания бывшей мужской гимназии под нужды краеведческого музея, благоустройство парка «Патриот» на проспекте Победы, строительство здания Театра кукол и другие. Как вы оцениваете готовность к празднованию юбилея Курска? Какой из этих проектов считаете наиболее важным?

– Пандемия коронавируса, которая застала весь мир врасплох, вмешалась в наши планы, но мы не прекращали работу по их воплощению. Этот год посвящен разработке градостроительной и проектной документации, необходимой для строительства новых, а также реконструкции и реставрации существующих объектов, сосредоточенных в историческом ядре Курска. На сегодня завершена разработка проекта планировки территории исторической части города.

Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию и реставрацию здания бывшей мужской классической гимназии на ул. Луначарского под нужды краеведческого музея. Получено положительное заключение государственной экспертизы. Работы по реконструкции планируется выполнить в 2022-2023 годы.

Проектирование здания Театра кукол завершится уже этой осенью. К строительству планируем приступить в следующем году. Еще одним важным объектом к знаменательной дате является «Набережная 1000-летия», концепция благоустройства которой в настоящее время также разрабатывается.

Все перечисленные объекты для нас являются важными, поскольку их появление, уверен, позитивно скажется на развитии культуры и благоустройстве города.

Характер и масштаб запланированных мероприятий говорит о том, что предстоит большая работа, которая нам одним не по силам. Поэтому в июле текущего года распоряжением Правительства РФ утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия основания Курска. Его возглавил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Принятие распоряжения Правительства РФ о создании оргкомитета дает позитивный настрой на совместную плодотворную работу, которая начнет давать ощутимые результаты уже со следующего года.

– В этом году Курск стал площадкой для проведения Всероссийского форума по промышленному туризму. Вы неоднократно говорили о том, что в нашем регионе могут получить широкое развитие и такие виды туризма, как православный, патриотический. Что, по вашему мнению, нужно именно Курску, чтобы привлечь туристов? Какие достопримечательности города показали бы своим гостям?

– Столица Соловьиного края готовится к своему 1000-летию. Сегодня в городе, к большому сожалению, практически не осталось зданий, построенных ранее XVIII века. Однако, гостям города наверняка будет интересно посетить Курский государственный областной музей археологии. Он располагается в здании постройки середины XVIII века – доме купца Хлопонина, так называемых «палатах Ромодановских». Музейный фонд насчитывает свыше 120 тысяч единиц хранения. Наиболее интересные находки представлены в постоянной экспозиции музея, посвящённой различным периодам истории нашего края от каменного века до эпохи развитого средневековья.

Экспозиция Литературного музея познакомит с тем вкладом, который внесли куряне в историю отечественной литературы. Кроме того, в учреждении есть отдельная экспозиция, посвященная курскому соловью.

Во Дворце пионеров и школьников Курска расположен Музей космонавтики, в котором есть абсолютно уникальные экспонаты, такие, как испеченный несколько десятков лет назад на Байконуре хлеб; коллекция фотографий планеты Земля Федора Юрчихина, которые он делал во время своих полетов в космос; уникальные рисунки первого человека, вышедшего в открытый космос – Алексея Леонова. Именно здесь хранится медицинская карта Юрия Гагарина, а также копия его удостоверения.

Одна из достопримечательностей Курска - Музей городского электротранспорта. Он был открыт в 1988 году. В музее представлено множество экспонатов, повествующих о дореволюционной России: документы, старинные фотографии дилижансов, конки, первых трамваев. В экспозиции под открытым небом представлена модель одного из первых курских трамваев.

Интересны для туристов Знаменский кафедральный собор, Сергиево-Казанский кафедральный собор, Римско-католическая церковь Успения Девы Марии. У каждого из этих зданий невероятная энергетика и уникальная история.

Конечно, гости города всегда посещают мемориал «Курская Дуга» и «Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны», выставочный центр «Курск – город воинской славы».

Разработан маршрут по индустриальному парку «Союз», включающий демонстрацию производств, контроля качества и стрит-арта. В 2020 году там прошел Всероссийский фестиваль стрит-арта. Опытные художники из разных городов страны расписали фасады зданий промзоны яркими тематическими граффити. Сегодня с ними могут познакомиться все желающие.

Для интересующихся гастрономическими особенностями регионов в Соловьином крае создана гастрономическая карта, в которую входят более 20 оригинальных блюд. Это и вареники с дырочкой, и гарбузня, картофельная друнька, и ряд других. Узнать вкус традиционных курских блюд можно в одном из ресторанов Курска.

– В интервью «ГИ» в конце 2019 года вы отметили, что Курск немного отстал от других городов в части борьбы с визуальным шумом и захламлением непонятными рекламными конструкциями. Внедрение дизайн-кода вывело нас на передовые позиции в этом направлении? Как оцениваете внешние преобразования областного центра и реакцию курян на него?

– Есть национальный проект «Жилье и городская среда» и Индекс качества городской среды, утвержденный правительством. Среди 36 критериев есть уровень внешнего оформления городского пространства, то есть дизайн-код.

Необходимость разработки дизайн-кода была озвучена на «мастерских проектов», после чего мы взялись за реализацию идеи. Много времени ушло на выстраивание механики работы. Мы не стали заказывать у организации, проектного бюро или студии разработку дизайн-кода – был запрос бизнес-сообщества и общественников на то, чтобы принимать участие в работе и вносить свои коррективы.

Поначалу мы столкнулись с большим количеством критики, мол, разработкой дизайн-кода должны заниматься профессионалы, тогда и результат будет достойным. Средний ценник проектных бюро составляет от 10 до 20 млн рублей. Мы сэкономили бюджетные деньги там, где это можно было сделать. И я, и специалисты Центра компетенций считаем, что курянам будет приятно чувствовать себя частью большой истории преображения.
Некоторые улицы Курска уже живут по правилам первых двух книг дизайн-кода. Они касаются внешнего вида фасадов зданий и регулируют размеры и параметры рекламных вывесок, входных групп, колористических решений, размещение раздражающих кондиционеров и спутниковых тарелок, а также отделку балконов.

Улица Ленина живет уже по-новому, как и проспект Победы, который мы совместными усилиями привели в порядок за несколько месяцев, сейчас активная работа идет на всей центральной части города Курска. Например, быстро меняет свой облик улица Радищева. Одни из самых ярких преображений произошли с «шестеркой» на Красной площади и ТЦ «Покровским».

Третья и четвертая книги регламента готовятся к рассмотрению на заседании Курского городского Собрания. Они направлены на остановочные павильоны, объекты улично-дорожной сети, арт-объекты, отдельно стоящие рекламные конструкции, малые архитектурные формы и иные элементы благоустройства, озеленения, освещения и мощения.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что Курск, к сожалению, нельзя назвать городом с безбарьерной средой. Многие проектные решения вызывают, по меньшей мере, неоднозначные реакции. Проблемы с комфортной средой для маломобильных групп населения действительно являются первоочередными. Здесь даже эстетика отходит на второй план. Поэтому команда приняла решение отдельный раздел правил посвятить именно проектным решениям, предусматривающим создание безбарьерной среды.

Один из наиболее интересных и детально проработанных специалистами Центра компетенций разделов новых книг – нестационарные торговые объекты. Сейчас в Курске существует большая проблема с внешним обликом данных объектов и их размещением в городской среде. Поэтому было важно установить четкие правила по их габаритам, внешнему облику и материалам отделки, разработать универсальные требования для их расположения на улицах города. Данный раздел затрагивает все типы подобных объектов: от ставших популярными в Курске в последнее время фудтраков и вендинговых автоматов до киосков и павильонов. Здесь же даются правила для обустройства ярмарок и торговых галерей. В качестве рекомендации в раздел включен модульный павильон индивидуального дизайна, разработанный специально для городской среды областного центра.

Вспомним, например, ставшие традиционными для Курска ярмарки тех или иных товаров. Да, многие жители ждут этих ярмарок, чтобы приобрести полюбившуюся продукцию. Но надо внимательнее относиться к местам торговли, не устраивать Шанхай или сопровождать попутно оклейкой столбов уличного освещения, а из динамиков на зданиях с самого утра будить жителей. Все эти, казалось бы, мелочи, они ведь про уважительное отношение к жителям, про культуру и умение договариваться.

Есть ряд субъектов, в которых дизайн-код принят, но внедрение его откладывается на три, четыре, пять лет или до улучшения, например, социально-экономического положения региона. Но мы дизайн-код разрабатывали вместе с предпринимателями. Изначально собирали представителей крупного бизнеса, потом средний и малый бизнес. Даже по округам их собирали. Не хотелось их выводить из зоны комфорта. Многие, конечно, хотят, чтобы их вывеска осталась в прежнем формате, в прежнем размере на прежнем месте. Но мы провели довольно много встреч и поняли, что есть даже запрос со стороны бизнеса.

Дизайн-код положил начало тому, что люди стали внимательнее относиться к тем локальным нормативно-правовым актам, которые у нас есть. Еще для меня лично важным фактом явилась отмена согласования, потому что, честно признаться, это один из коррупционных факторов. Раньше все основывалось на чувстве восприятия прекрасного того или иного человека. Когда мы с городом Курском обсуждали, как будем регулировать дизайн-код, у города была четкая позиция, что нужно отменять этот механизм для большей части объектов. Администрация Курска, безусловно, очень сильный и правильный шаг сделала. Вспоминаем о презумпции знания закона. Дизайн-код (и правила благоустройства, соответственно) есть в открытом доступе у всех.

Мы стараемся «приурочить» приведение в порядок фасадов и вывесок к работам в рамках региональной программы капитального ремонта, как это было с домами на Красной площади. Подрядчики обязаны связываться с собственниками зданий и предлагать им ремонт фасадов в соответствии с единой концепцией оформления. Особенно это касается первых этажей, когда у владельцев есть выбор: отремонтировать свою часть фасада за счет средств капремонта, но в определенном стиле, без самодеятельности, или сохранить все как есть, но позже, когда собственнику направят предписание, вложиться в реконструкцию фасада за свои деньги.

Кстати, дизайн-код положил начало процедуре согласования колористического паспорта фасада здания. Теперь чувства вкуса и мнений собственников зданий, подрядных организаций и жителей домов недостаточно: материалы и цвета согласовываются в комитете архитектуры и градостроительства Курска и Центре компетенций. Чаще всего мы просим придерживаться исторического паспорта фасада: восстанавливаем историческую справедливость и изначальную идею архитектора, по возможности, рекомендуем сохранять или восстанавливать существующие элементы фасадов – рустовку, например, пилястры, колонны.

– При вашем непосредственном участии в городе была введена практика широкого обсуждения важных для его жителей проектов. Мы вместе решали судьбу электротранспорта, «листали» будущие документы – дизайн-код и генплан. Насколько эффективной оказалась такая совместная работа? Случалось ли такое, что предложение горожан в корне меняло ваше отношение к тому или иному вопросу?

– Обратная связь с курянами – это моя принципиальная позиция. Для меня важно уметь слушать. Жители Курска или какого-то другого населенного пункта области лучше знают, где им нужен сквер, школа, лавочка или тротуар. Не всегда мы можем полностью выполнить пожелания общественности, но мы стремимся находить решения, которые устроят все заинтересованные стороны. Поэтому перед реализацией проектов, например, по благоустройству, я прошу обязательно организовывать общественные слушания. Отлично эта работа налажена у Центра компетенций. Также очень хорошо помогает реагировать на запросы курян Центр управления регионом. Именно для этого он и создавался.

– Назовите любимые уголки города, знаковые для вас места. Это все те же улочки, знакомые с детских времен, когда вы гостили у бабушки с дедушкой в Курске, или появились новые локации?

– Места, конечно, есть любимые. К сожалению, время на их посещение вне работы бывает не часто. Ведь работа губернатора практически круглосуточная. Если появляются свободные минуты, то я уделяю их спорту. В основном это раннее утро. Но этим летом с удовольствием проводил время с семьей на берегу Сейма, в котором когда-то научился плавать. Мне нравится гулять по паркам Курска, например, Боевой даче или парку Бородино, где меня еще в коляске выгуливали родители. Сразу всплывают теплые воспоминания. Вообще Курску повезло с климатом, и у нас замечательная природа. Поэтому все места, которые связаны с открытым воздухом, для меня любимые в городе.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

Город
Происшествия
Культура
Спорт
Новые
Власть
Актуально
Общество
Пандемия COVID-19