Первый гитлеровский налет на Курск унес 80 жизней
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Больше всего пострадала от авианалета завокзальная часть нынешнего Железнодорожного округа – бывший Владимирский поселок. На улицах Льва Толстого и Кагановича (сегодня единая улица Станционная), Ухтомского, Октябрьской было разрушено более 20 жилых домов, погибли 80 человек. Кроме мирных граждан, в этом числе были красноармейцы, ожидавшие намеченной на ночь погрузки в вагоны на улицах Ухтомского, Красное Знамя (ныне Красно-знаменной), Герцена, Волкова (ныне поглощенной расширившейся улицей Союзной). В числе убитых оказались счетовод паровозного депо Курск-Северное Акулина Ушакова, табельщица вагоноремонтного пункта Александра Юркина, начальник узловой технической библиотеки Владимир Бочаров. Они упомянуты на памятнике погибшим курским железнодорожникам в парке у вокзала, а также на памятных знаках возле локомотивного и вагонного депо.
«Военные объекты и железнодорожный узел не пострадали. Разрушению подверглись отдельные жилые дома, – сухо перечислял в отчете по горячим следам заместитель заведующего оргинструкторским отделом обкома партии Николай Гладких. И далее: «Возникшие пожары в некоторых конторах железнодорожных служб, родильного дома и железнодорожной поликлиники были ликвидированы».
По-иному вспоминала бомбежку курянка Мария Баранищева, очевидица страшной трагедии – гибели семей Соляниных, Аспидовых и Власовых, проживавших на улице Ухтомского. Ближе к Республиканской (примерно на нынешней территории детского садика №77) в тот вечер разорвалась бомба, и десять человек засыпало землей в примитивном укрытии-щели. Погиб глава семейства Соляниных – Дмитрий Леонтьевич, работавший инструктором орготдела Кировского райкома партии, его племянники – 13-летние Женя и Коля Аспидовы. И четверо детей Соляниных: старшей Инне было 11 лет, младшей Раечке – около двух. Они похоронены на Никитском кладбище – первая аллея, ближайшая к ограде и различимая с тротуара.
С волнением вспоминал первую бомбардировку города Николай Манжосов, участник Великой Отечественной войны, почетный железнодорожник. В то время Николай Петрович проходил практику, завершая обучение в техникуме паровозного хозяйства.

– 29 августа мы с бригадой машиниста Ивана Бочарова возвратились в город из поездки, миновали входной семафор станции и прибыли на Западный парк, – вспоминал фронтовик. – Иван Петрович дал команду – отцепить паровоз от состава. Я спустился из будки машиниста, подошел к первому вагону и услышал стрельбу из пулемета, которая велась с крыши Западного паровозного депо. Со стороны шпагатной фабрики летели девять немецких самолетов. Быстро отцепили паровоз, оставив его на путях. Во время бомбардировки были сброшены сотни фугасных и зажигательных бомб. Сразу стало темно. Зенитные орудия, которые находились в районе Боевой дачи, вели заградительный огонь. По пути в город мне дважды пришлось отсиживаться в щелях, отрытых жителями улицы Интернациональной. Когда добрался до района северной водокачки, раздался взрыв огромной фугасной бомбы, земля закачалась. Все вражеские самолеты улетели, наступила тишина.
Приведем свидетельство инженера-строителя Валентина Маслова, который с семьей проживал тогда на улице Скорняковской (ныне Блинова): «С 8 часов и до 10 часов 20 минут вечера длилась первая в Курске бомбежка. Бомбились Ямская (узел) и авиабаза (военный городок). Начало затишья (отлет немецких самолетов) в 10 часов 55 минут ночи. Отбой воздушной тревоги дан был в 11 часов 20 минут ночи. В 3 часа 15 минут ночи (на 30.08.) в Ямской последовали 3-4 новых взрыва (очевидно, разорвались бомбы замедленного действия). Тоже были 3-4 взрыва в 4 часа 25 минут утра…».
Ленинский район, нынешний Центральный округ, также не избежал жертв и разрушений. Удару подверглась областная больница, располагавшаяся тогда в здании с колоннами на улице Садовой, – юного сына лишился врач по фамилии Дворкин. Скорбный факт известен из заметок Алексея Кепова, который в пору оккупации занимал крупный пост в коллаборационистских органах местного самоуправления. «Было сброшено 11 бомб и на Областную больницу на Садовой улице, и на строящуюся хирургическую клинику на Семеновской ул<ице>», – читаем у Кепова. Этот источник сообщает важную деталь: 29 августа в Курске уже соблюдались правила светомаскировки военного времени, вечером и ночью город был во тьме.
Также среди целей немецких люфтваффе, намеченных для уничтожения в Ленинском районе, значилась железнодорожная станция Курск-ветка, которая находилась на месте нынешнего цирка. В ее окрестностях было разрушено несколько зданий, в том числе дом №2 на улице Колхозной (ныне Александра Невского) с кинотеатром «Темп», гостиница областного управления наркомата внутренних дел на углу улиц Дзержинского и Золотаревской (ныне Гайдара). Было уничтожено областное управление легкой промышленности на углу улиц Дзержинского и Добролюбова, при этом в подвале погибли несколько горожан, прятавшихся от бомбежки.
Сегодня напоминает о разрушениях и «голый» торец детской школы искусств №4. Также следы бомбежек можно найти на стенах водонапорной башни на улице Республиканской.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ