Три взгляда на подготовку к школе
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Три взгляда на подготовку к школе


С точки зрения одних семей, долг родителей – отдать ребенка в школу, а обучение – исключительная обязанность учителя, в других – мама или бабушка самостоятельно знакомят малыша с буквами и счетом, едва ему исполнится три годика, третьих вполне устраивает багаж знаний, которые ребенку дает детский сад, четвертые жертвуют частью семейного дохода на элитную подготовку чада к школе в коммерческом центре. Плюсы и минусы каждого из этих подходов «ГИ» обсудили с представительницами трех различных образовательных ниш.    
Школа
С Еленой Бровкиной, преподавателем начальных классов лицея №21, занявшей в этом году четвертое место в номинации «Учитель года», мы познакомились на церемонии награждения лучших педагогических работников.
– Родители стараются отдавать в школу уже читающих детей. Но все равно из 30 первоклассников трое-четверо не знают букв, основная часть читает по слогам, а несколько человек можно смело зачислять во второй класс: они бегло читают и имеют навыки письма, – рассказала она.
Елене на каждом уроке приходится одновременно работать на три группы первоклассников: с одними – изучать азы по букварю, с другими – отрабатывать навыки, для третьих подыскивать задания более высокого уровня. Если же давать материал в соответствии с программой, ориентируясь на самую неподготовленную группу, остальные дети быстро потеряют интерес к обучению. Но даже такого персонализированного подхода учителя недостаточно, чтобы к концу учебного года ученики выравнялись: те, кто не умел читать, к маю читают по слогам, половина из читавших по слогам, осваивает беглое чтение, «отличники» уходят в отрыв еще дальше. Поэтому несмотря на то  что учебники для 1 класса разработаны с учетом потребностей нечитающих детей, дошкольная подготовка важна.
В школе не принято делить детей на слабые и сильные классы. Так, в лицее №21 представлены три учебные программы: «Школа России», «Перспектива» и «Школа 21 века». Последняя предполагает подачу материала в большем объеме и более высокие темпы обучения, то есть ориентирована на одаренных детей. Но программу обучения выбирают сами ученики и их родители.
Будущие первоклассники заполняют анкеты, я указываю информацию о том, где ребенок готовился к школе.
– В последние годы стирается разница между выпускниками детских садов и коммерческих центров развития. Во-первых, центр центру рознь, во-вторых, даже из одного и того же   учреждения приходят дети с разным уровнем подготовки. Домашние дети либо оказываются не готовы к школьному обучению, либо показывают очень высокие знания и умения, но те и другие отстают в плане социализации, поскольку мало общались со сверстниками, – рассказывает Елена Бровкина.
Со слов собеседницы, если в ходе диагностики ребенок показывает низкий уровень умственного развития, ему рекомендуют подготовиться и прийти в школу через год. Восьмилетние первоклашки в лицее есть и прекрасно смотрятся на фоне одноклассников. В то же время при подготовке к школе не стоит опережать события, осваивая программу старших классов. Ребенок, которому на первых порах учеба дается слишком легко, впоследствии, столкнувшись с неизвестным материалом, чувствует себя некомфортно, поскольку отвык трудиться, чтобы получить хорошую оценку.

Детский центр развития
Как видят обсуждаемую тему частные образовательные учреждения?
– Центры развития по идее должны быть нацелены на подготовку к школе детей, которые не ходят в садик, но большая часть обучающихся у нас – как раз воспитанники детских садов, – признается Лада Малыхина, директор одного из детских центров развития: – Дело в том, что малыши отличаются по интеллектуальным способностям, а численность детсадовских групп – 26-35 человек. Кто-то быстрее воспринимает материал, кто-то медленнее. У воспитателей бумажной работы – как у врачей, на индивидуальные занятия времени нет. Потом ребенок идет в гимназию на собеседование и не может прочесть текст. Родителям говорят: «Он не справится с нашей программой, идите в обычную школу». И это правильно: зачем человеку с раннего возраста привыкать быть отстающим? С комплексом неудачника трудно будет что-то достичь в жизни.
Малыхина отмечает, что, если в детском саду сходятся три обстоятельства: способный ребенок, ответственные родители и опытный педагог, результат не заставляет себя ждать. Таких детей иногда приводят в центр, и их сразу зачисляют в выпускную группу, где ребята занимались год и более длительное время.
В центре малышей начинают готовить к школе с трехлетнего возраста. Творческие и интеллектуальные способности детей здесь развивают школьные учителя начальных классов, работающие по совместительству. Как считает директор, залог успеха в том, чтобы привлечь к делу профессионалов и поднять их мастерство на более высокий уровень за счет освоения передовых методов работы с дошкольниками. Если у кого-то с детьми занимаются воспитатели или студенты педагогического факультета, итоги их работы могут разочаровать родителей.
Обучение детей в учреждении нашей собеседницы не выходит за рамки стандарта, но осуществляется более углубленно. Возьмем творческое развитие. Если дети рисуют, то не только карандашами, но и акварелью, гуашью и даже работают в смешанной технике. Если это лепка, то не только пластилин, но и соленое тесто. А уж материалы для аппликаций вообще трудно перечислить. На детские праздники центр не приглашает аниматоров: дети под руководством хореографа готовят собственные программы, радуют ими родителей, а заодно учатся чувствовать музыку, петь, танцевать и не стесняться выступить на публике.
Навыками чтения, счета и письма малыши овладевают, сидя за партами и разбавляя твердый гранит науки игрой. Даже трехлеткам даются домашние задания, которые они выполняют вместе с родителями. Например, графический диктант. Это очень большой труд для маленького человечка – научиться видеть границы клеточек в тетради и водить по ним авторучкой. «На три клеточки поднимись вверх, теперь на одну вправо, на три вниз...» – диктует мама. Если ребенок ни разу не ошибется, в конце диктанта на странице поселится зайчик, или кот, или другая фигурка.
С четырех лет начинается изучение английского. К 6 годам сложность заданий возрастает. Например, диктант со звуковым анализом. Ребенок должен написать слово «книга», разбить его на слоги, выделить согласные звуки и указать, какие из них глухие, какие звонкие, выделить гласные звуки.
Так, благодаря малым группам, индивидуальному подходу и высокому профессионализму в центре взращивают природные способности и таланты малышей.

Детский сад
– Федеральный стандарт дошкольного образования не требует, чтобы ребенок при поступлении в первый класс умел читать и писать, главное, чтобы он был интеллектуально развит, – считает заведующая детским садом №108 Ольга Черникова. – Наши дети к выпуску читают, считают, знают названия основных геометрических фигур, пишут в тетрадках палочки и крючочки, составляют рассказы по картинкам и так далее. Развитием малышей занимаются воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической подготовке, хореограф, педагоги дополнительного образования. Большинство родителей не обладают таким комплексом знаний, поэтому дети, воспитывающиеся в семье, безусловно, уступают сверстникам, пришедшим в школу из детского сада.
Надо отдать должное скромности собеседницы, потому что не каждый частный центр развития сравнится по уровню дошкольной подготовки с детским садом №108.
Энтузиазм сотрудников, их любовь к детям, стремление выполнить свою работу наилучшим образом привели к тому, что родилась идея преемственности детского сада и гимназии №25. Учебное заведение расположено в том же микрорайоне, и многие воспитанники сада к семи годам идут туда учиться.
Сад и гимназия заключили договор о сотрудничестве и распахнули двери друг для друга. Учителя гимназии приходят в детский сад, знакомятся с образовательной программой дошкольного учреждения, методами работы с детьми, видят будущих первоклассников в привычной для них обстановке.
В свою очередь, воспитатели детского сада смотрят, как занимаются в гимназии их бывшие выпускники, знакомятся с программой обучения первоклассников и максимально работают на нее.
Педагогические работники детсада и гимназии приглашают друг друга на открытые занятия и мастер-классы, участвуют в совместных круглых столах и педсоветах.
Дружит и младшее поколение. Гимназисты из начальных классов приходят к малышам в детский сад, участвуют в совместных конкурсах рисунков и поделок, устраивают выставки. Дошкольники бывают на праздниках гимназистов и попутно «привыкают к стенам»: знакомятся с расположением кабинетов, служебных помещений, музеем и библиотекой. Дети из выпускной группы еженедельно посещают школу будущего первоклассника, организованную в гимназии.
Информацию о способностях и умениях ребенка, его победах в творческих конкурсах и спортивных состязаниях, призовых местах на общегородских конкурсах «Сказочный дождь», «Веселый каблучок», «Звонкий голосок» сотрудники детского сада заносят в индивидуальное портфолио выпускника, которое потом он передает первому учителю.
По словам Ольги Черниковой, сотрудничество помогает воспитателю и педагогу услышать и понять друг друга, а детям получить хорошую стартовую площадку для успешного школьного обучения. Диагностика уровня развития выпускников детского сада №108 стабильно показывает так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет. Родители первоклассников при встрече с сотрудниками детского сада всегда говорят «Огромное вам спасибо!»
  • Комментарии
Загрузка комментариев...