Владимир Самсонов: «Везде нужна сноровка, смекалка, тренировка!»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Владимир Самсонов: «Везде нужна сноровка, смекалка, тренировка!»


«Он один из тех людей, которые выражают очень русского человека. Таких мало...», –  однажды заметили в адрес знаменитого Анатолия Папанова. То же самое можно смело сказать и о курянине Владимире Самсонове – токаре шестого разряда, отдавшем электроаппаратному заводу 46 лет жизни.    
Он может за смену сделать недельный объем работы, достойно представить завод на конкурсах профмастерства, взять шефство над семьей коллеги, попавшего в трудную ситуацию... Накануне 1 Мая «ГИ» рассказывают о человеке труда.
«Штучная» профессия
Встретились с Владимиром Афанасьевичем в механическом цехе, где тот обслуживает три станка. Пока беседуем, он ловко берет резервуар с деталями, опускает в масло и несет  к агрегату для обработки. В папке ищет чертеж, изучает.
На мой вопрос, почему в последние годы профессия токаря стала «штучной», Владимир Афанасьевич отвечает:
– Раньше была целая система: сначала училище, потом – наставники на производстве. Вот и воспитывались настоящие мастера. Теперь в техникумах одна теория и на заводах молодых ребят почти никто не учит. Вообще надо просто любить это дело, впрочем, как и любое другое. Ведь даже работая мастером, я не забывал о профессии.
Помимо основной специальности Владимир Самсонов освоил еще две дополнительные: заточника и термиста. Много лет выступал в роли наставника.
– У меня всегда были ученики, поэтому не верю, когда говорят, что способных парней и девушек среди молодежи нет, – замечает собеседник. – Просто построже надо общаться с молодыми ребятами – пряника меньше, а вот кнут не помешает. Обычно когда объясняю, прошу повторять за мной: как резцы заправлять, как чертежи читать.
Владимир Самсонов очень недоверчиво относится к такому явлению, как быстрый карьерный рост.
– Командовать людьми просто, но ведь нужно понимать, что от них требовать, то есть быть  грамотным в своем вопросе, – говорит Владимир Афанасьевич. – Для этого в цехе нужно начать с простого рабочего и постепенно «вырасти» до начальника. Тогда и производство будешь знать, и уважением у людей пользоваться. И везде нужна сноровка, смекалка, тренировка. Частенько людей нашей профессии подводят вредные привычки. Жалко, что из-за неумения совладать с собой люди теряют возможность действительно чего-то добиться и в профессии, и в жизни.
За все те годы, что Владимир Самсонов работал на электроаппаратном заводе, его ценили как человека трудолюбивого, порядочного, умеющего организовать людей. Это он обязан семье, в которой вырос, и, конечно, армии.

Родину не предавай!
У мамы Владимира Самсонова первый муж погиб в Великую Отечественную под Орлом. Остались двое детей. Потом вновь вышла замуж, родились еще четверо. Владимир Афанасьевич был старшим среди них.
– На летних каникулах ребятишки бегают на улице, а я отцу помогаю. Он пастухом в колхозе работал. Дома надо было сено заготовить: пока  он косит, я вместо него присматриваю за стадом,  – вспоминает Владимир Самсонов. – Сторожил коров и ночью. Однажды гроза началась: грохот невообразимый, буренки ревут, разбегаются от страха. Как вспомню, аж мурашки по телу... Стал постарше – на току да по найму работал, чтобы копейка дополнительная дома была.
Когда пришла пора идти в армию, очень хотел на флот, но  взяли в пограничные войска и отправили в Германию.
– Крепким парнем был: штангу, гири поднимал – вот и отобрали в пограничники, – вспоминает Владимир Афанасьевич. – Мать очень испугалась – сына к немцам отправляют! И дала мне такой наказ: «Сынок, смотри, Родину не предавай!». Эти слова на всю жизнь запомнил.
В армии Владимира Самсонова ценили: за серьезность и дисциплинированность. Когда пришло время демобилизоваться, Владимир Афанасьевич был старшиной. Командир дивизиона предлагал остаться на сверхсрочную службу с перспективой поступления в военное училище. Но осуществиться планам было не суждено – начались события в Чехословакии, и Владимира Самсонова направили в самую гущу событий. В той операции получил ранение. Но это лишь закалило характер.

Стали родными
Спрашиваю об одной украинской семье, над которой Владимир Афанасьевич с супругой взяли шефство. Но собеседник скромничает, говорит неохотно.
– Пришел на завод парень. Коллеги стали поговаривать, что парнишка – полуголодный, так как каждый день на обед приносит «пустые» макароны, – рассказывает Владимир Самсонов. – Оказалось, как и многие его соотечественники, бежал с семьей от войны. У них с женой трое детей: старшему 14 лет, среднему – пять, младшему даже года не было. Ютились пять человек в одной комнате в Мокве. На оплату жилья уходила большая часть заработка, что приносил с завода отец. Все, что оставалось, шло на скудное питание. Жена, естественно, работать не могла – сидела с детишками. Сам он парень скромный, требовать что-то, пользуясь положением, как многие его соотечественники, не мог.
После работы Владимир Афанасьевич привез мужчину к себе домой – нагрузил целый багажник продуктов: домашних заготовок, немного мяса, замороженных фруктов и овощей.
И несмотря на то, что семье этой пришлось переехать в Железногорский район, чета Самсоновых продолжает с ними дружить, помогает по возможности.
– По-другому никак – они для нас родными стали, – замечает Владимир Афанасьевич.

«Все, кроме детей»
Когда речь заходит о награде, которая ему особенно дорога (а у Владимира Афанасьевича их множество, причем две правительственных и три министерских), отвечает:
– Медаль «За воинскую доблесть», которую мне и еще нескольким однополчанам вручили в 1970 году после возвращения из Чехословакии.
И несмотря на то, что Владимир Самсонов был победителем разных конкурсов и портрет его украшал Доску почета в центре Курска, он всегда больше радовался за других, чем за себя.
– Помню, когда на заводе мой учитель Прохор Тутов получил орден Трудовой Славы III степени, я был счастлив. Позже наставник искренне радовался, когда я получал этот же орден, – рассказывает Владимир Афанасьевич.
Говоря о годах, отданных родному заводу, Владимир Самсонов шутит:
– Пролетели как один день! – и добавляет: – Разное случалось... Ребятам, которых я обучал, уже по 60, а мне самому за 70. Много лет командовал людьми и всегда старался быть строгим, но  справедливым. На производстве всякое бывает, поэтому где-то надо поругать, а где-то – с юмором к ситуации подойти. У меня, например, присказка есть любимая: «Мы на наших станках делаем все... Кроме живых детей».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...