«Яркие краски России»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Яркие краски России»


Холодайка, косник или панева... На днях куряне узнали, что обозначают эти слова, и увидели предметы, которые так назывались. Помогла выставка женских традиционных костюмов, головных уборов, украшений и поясов в «Асеевке», организованная областным домом народного творчества и клубом костюма «Русская традиция».    
– Здесь представлена праздничная одежда, ее шили для особых случаев, надевали всего несколько раз в жизни, трогательно берегли и передавали по наследству, – рассказала руководитель клуба «Русская традиция» Екатерина Черноок.
Наряды аутентичны тем, что когда-то носили прабабушки. Их воссоздали участницы  клуба народного костюма и студентки худграфа КГУ.
Рукодельница  Наталья Сидорова – историк по специальности. Заинтересовалась темой костюма на посиделках-вечорках: эту народную традицию активно возрождают в Курске. Наташа уже сшила новгородский костюм, а на выставке представила рубашку и завеску (фартук поверх сарафана) – полную копию этнографических образцов Беловского района. Большая часть деталей сшита вручную. Делать это нужно предельно аккуратно – чтобы ни одного узелка или вытянутой петельки! Ведь издревле считалось, что у носившего рубаху «в узлах» жизнь не будет гладкой.
Чем отличается новгородский костюм от курского? Как объяснила  Наташа, фасоном сарафана, а также тканью: у курянок он шерстяной, сзади на юбке аккуратные складки, похожие на плиссировку. Сначала ткань наметывали вручную на манер гармошки, а потом каждую складочку промазывали мякишем недопеченного хлеба.
– Не сможем повторить технологию, – отметила доцент кафедры художественного проектирования интерьеров и декоративно-прикладного искусства Ирина Гуторова. – Придумали альтернативу – делаем плиссировку с помощью концентрированного мыльного раствора.
Ирина Николаевна ловко перечислила забытые названия: холодайка – коротенький стеганый женский пиджачок для теплой весенней погоды. Чем богаче женщина, тем дороже ткань. На выставке были холодайки из черного бархата. Поневой называли шерстяную юбку с запахом (от слова «понять», то есть обнять), которую в основном носили замужние женщины. А косник – это либо лента для волос, либо украшение на косу.
Украшения из ниток, бисера и кожи на манер широкой тесьмы – гайтаны – носили на шее.
– Особенно в районах, которые граничили с Воронежской областью, – рассказала мастер по бисеру Анна Шемраева. – На гайтан из ниток детям нанизывали крестик. У будущих мам этот оберег был длинным и заканчивался в районе живота.
Важной деталью костюма был пояс. Его ткали вручную.
– И сопровождал человека он всю жизнь, – поведала рукодельница Юлия Грищенко. – Рождался младенец, его сразу опоясывали красной ниткой. Пояс оберегал человека. И лишь один день, а вернее ночь, в году разрешалось его снять – на Ивана Купалу. Были пояса будничные или «буденые», а также праздничные, к примеру, свадебные. И когда человек умирал, гроб опускали в могилу на поясах. Выражение «привязанный к месту» пошло от поясных мастериц, при плетении они для удобства  привязывались к рабочему месту.
Хотите узнать больше о  народной мудрости и философии? Приходите в «Асеевку». Выставка продлится до 17 апреля.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...