Музыкальная реальность преподавателя сольфеджио
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Музыкальная реальность преподавателя сольфеджио


Какой самый сложный предмет в  школе искусств? Конечно, сольфеджио, на котором изучают теорию музыки, без знания азов которой музыкантом не стать.    
– Основа основ, стержень, объединяющий все дисциплины, – считает преподаватель теории музыки, заведующая отделением сольфеджио ДШИ №4 Людмила Коровина. Сложный предмет она преподает от души, так, что он стал любимым уроком у юных музыкантов. Как ей это удалось?
– Придерживаюсь правила: если детям не нравится предмет, пусть полюбят меня, – признается Людмила Валентиновна. Она работает в школе уже 52 года и считает педагогический коллектив и учеников семьей.
Понять, что такое сольфеджио, человеку, далекому от музыки, сложно. Нелегко объяснить словами. Если вы играете на музыкальном инструменте, поете – результат вашего труда виден и слышен сразу.  А сольфеджио -  тонкая наука,   развивает музыкальные способности – чувство ритма, музыкальный слух, память,  без которых   невозможно научиться играть или петь. Именно поэтому уроки  сольфеджио  обязательны для всех юных музыкантов и певцов.
– Почему скрипачи «слышат» музыку лучше пианистов? – задает вопрос педагог и  продолжает рассказ о тонкостях сольфеджио.
Скрипач видит строчку – мелодия движется вверх, вниз, и передает это с точностью, играя на инструменте.
Пианисты используют более обширную музыкальную палитру, где звуки могут «затеряться».
– Гаммы, тональности, интервалы,  аккорды,  мажор, минор, консонанс, диссонанс и многое другое – понятия сольфеджио, которые осваивают на занятиях Людмилы Валентиновны  скрипачи, виолончелисты, пианисты, баянисты, гитаристы, вокалисты…  А еще учатся слушать и слышать музыку, писать музыкальные диктанты.
– Постигать музыку – труд. Дети сегодня не любят трудиться – им бы в телефонах, планшетах сидеть днями. Хочу вырвать их из нереального мира и перенести в завораживающий, восхитительный мир классической музыки, – вдохновенно говорит Людмила Валентиновна.
Малыши только учатся различать ступени, интервалы, а старшеклассники уже освоили музыкальную грамоту: прослушают музыкальное предложение, фразу или период – запишут по нотам. Появление в учебных планах инструментальных отделений слушания музыки – это заслуга Людмилы Валентиновны. Она разработала первые программы по этому предмету, которые в дальнейшем совершенствовались, дополнялись новыми материалами, позволяющими применять инновационные технологии.
– Дети не скучают, вижу, что им интересно, и это придает сил, – говорит педагог.

Теоретик, а не практик
– А почему выбрали теорию? – спрашиваю у педагога.
Людмила Валентиновна выросла в семье врача и юриста. Но родители музыку любили и понимали. Поэтому обе дочери учились в музыкальной школе, обе выбрали профессию музыканта. Младшая сестра Людмилы Валентиновны закончила Харьковский институт искусств, преподавала в Белгородском музыкальном училище.
После окончания музыкальной школы  Людмила Валентиновна поступила в  Курское музыкальное училище (сейчас это Курский музыкальный колледж имени Георгия Свиридова). Именно здесь она  поняла, что с выбором профессии не ошиблась.  Вспоминая годы учебы, она с трепетом называет имена  преподавателей,  у которых училась  –  Ида Юрьевна Татарская,  Федор Васильевич Гольцев, Галина Михайловна Перельман.
В 1965 году выпускница Курского музыкального училища пришла  работать в детскую музыкальную школу  №4 (сейчас - ДШИ №4 города Курска), где работает до сих пор.
– Не жалею, что сделала такой выбор, - признается Людмила Валентиновна. - Любимая работа, любимые коллеги, любимые ученики, которые не подведут... Радует и то, что в нашей школе с большим уважением относятся к преподавателям с большим стажем работы. Директор школы Владимир Харсеев считает, что в школе  обязательно должны работать преподаватели с большим опытом, который накапливался на протяжении многих лет. Именно они являются носителями традиций, которые закладывались в школе со дня ее основания, передают свои знания молодым педагогам. Без преемственности школа не будет развиваться. И замечательно, что  сейчас на теоретическом отделении большая часть преподавателей – это наши выпускники. А сколько работает в больших и малых  городах России – не перечесть!
Рассказала Людмила Валентиновна про одну любопытную встречу. Приезжала в Курск Татьяна Боровик – известный педагог, музыковед. Курским преподавателям надо было показать работу старшеклассников. На открытый урок к столичной гостье Людмила Коровина приехала с подающим надежды скрипачом Фердинандом Курегяном.
– Татьяна Анатольевна садится за рояль и начинает быстро играть. Потом поворачивается к детям и говорит – пишите. У меня холодок по спине, мы с ребятами так не делали, – вспоминает Людмила Валентиновна. – А юным музыкантам хоть бы что – как надо написали, разложили звуки «по полочкам». Прошли экзамен. «Молодцы, услышали все интервалы, почувствовали гармонию», – похвалила Татьяна Боровик юных музыкантов!

«Музыкальная мама»
У Людмилы Валентиновны много  дипломов, наград. Одна из последних – за победу в конкурсе мастерства преподавателей ДШИ и ДХШ «За верность и преданность профессии».
– Приятно, конечно, побеждать, но для меня это не главное, – призналась Людмила Валентиновна. – Радует душу, когда для детей ты не просто преподаватель, а друг, которому доверяют.
«Музыкальной мамой» называют ее будущие музыканты – за добрые слова, за переживания и бесконечную любовь к людям и своему предмету.
Важно увидеть в ребенке талант, отшлифовать этот дар как ювелир драгоценный камень. Людмила Валентиновна принимает участие в подготовке и проведении школьных теоретических олимпиад и концертов. Ее ученики ежегодно становятся дипломантами городских конкурсов по сольфеджио, слушанию музыки.
Преданная делу, Людмила Валентиновна и собственных детей научила музыку  любить –  старший сын закончил  фортепианное отделение музыкальной школы, младший – гитары. Играют для себя, на радость маме. Внуки Антон и Анастасия тоже закончили школу искусств. Мальчик продолжил музыкальную династию — в этом году он заканчивает учебу в   Нижегородской  консерватории по классу трубы.  Как же не стать музыкантом с такой бабушкой!

13 марта необыкновенная женщина, талантливый педагог, который учит детей  прекрасному,  делает их жизнь ярче, отметила юбилей! «ГИ» присоединяются к поздравлениям коллег и учеников и желают Людмиле Валентиновне здоровья и новых творческих открытий!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...