«Октябрь» – Знаменский: факты «биографии»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Октябрь» – Знаменский: факты «биографии»


В предыдущем выпуске «Сеймских берегов» (№151 от 20 декабря 2016 года) был опубликован материал «Забытый кинотеатр», где  шла речь о послевоенной реставрации кинотеатра «Октябрь»,  завершившейся в 1956 году, и в частности, о великолепной люстре, украшавшей вестибюль. Материал этот вызвал оживленные отклики читателей – куряне среднего и старшего возраста помнят этот кинотеатр, что и немудрено – очень уж он был хорош. Так вот, по просьбам читателей мы продолжим начатую тему, тем более что в минувшем году исполнилось 200 лет с начала строительства нынешнего здания Знаменского собора.    
Эта временная точка – 1816 год –  как бы разделила  весь период  существования  Знаменского собора (некоторое время в XVII веке он именовался Воскресенским)  на две равные части – он был построен и получил соответствующий статус в 1613-1614 годах. Еще одна особенность «биографии» собора: все основные события в его судьбе по времени были кратны десяти: начали строить в 1816-м, завершили строительство в 1826-м, колокольные башни снесли в 1936-м – тогда же превратили в кинотеатр, завершили реконструкцию в 1956-м… Сегодня мы подробнее расскажем как раз о некоторых особенностях реконструкции 1950-1956 годов.
Главные авторы проекта реконструкции – курские архитекторы Шуклин и Литошенко.  Долго шли скрытые от мира споры: оставлять главный купол бывшего собора или снести? Напомним, что обе колокольные башни снесли еще в 1936-м. Очень уж купол (даже без креста на вершине) напоминал о первоначальном культовом предназначении здания. Но без купола и подкупольного барабана оно превратилось бы в нечто совсем уж незатейливое. Еще в середине тридцатых годов в архитектурных прорисовках Курска будущих десятилетий многие градоустроители вовсе не включали бывший Знаменский собор или основательно загораживали его другими строениями… Так вот, Алексей Шуклин и Леонид Литошенко нашли-таки довод в пользу того, чтобы оставить главный купол в покое.   Они предложили отделить его от вестибюля нижним куполом, а в пространстве между  ними устроить панораму «Курская битва».
Задача оказалась весьма непростой и в первую очередь в той ее части, где речь шла о надежном креплении нижнего купола. Пришлось предусмотреть 12 колонн, которые установили по окружности вестибюля – на них-то нижний купол и опирался. Причем колонны уходили в подклет (полуподвал) и там опирались на массивные фундаменты.   Нижний купол представлял из себя очень прочную металлоконструкцию, к нижней формообразующей поверхности которой крепились  декоративные отделочные элементы.  Металлоконструкция была рассчитана и на то, что на ней должны были располагаться довольно тяжелые элементы расположенной выше панорамы… Впрочем от панорамы  «Курская битва» скоро отказались, потому как в межкупольном пространстве ей было бы тесновато. Но к тому времени основные работы по проекту реставрации уже были выполнены, и возвращаться к идее сноса главного купола было поздно…
Но была еще одна задача – восстановить легкое покрытие главного купола, сгоревшее во время военных пожаров и сорванное взрывами. Кирпичная кладка купола в 1816-1826 годах  была выполнена довольно грубо: как раз из расчета монтирования легкого купольного покрытия.  В свое время оно было исполнено в виде полусферы, что было характерно как раз для культовых зданий, во время же реставрации решили придать ему форму гиперболоида,  которая чаще применялась для зданий светских. И вот представьте себе:  обшить кирпичный купол деревянными и металлическими деталями таким образом, чтобы этот самый гиперболоид строго соблюсти, потом выполнить кровельные работы с применением тонколистового оцинкованного железа и покрасить в несколько слоев специальным составом…
Стоит добавить, что интерьеры кинотеатра «Октябрь» в формате 1936 года сильно пострадали от внутренних пожаров военного времени. Кроме того, колонны, что по окружности нового вестибюля должны были держать нижний купол, формировали совсем другую (по  сравнению с довоенным вариантом) геометрию  этого помещения. Да  и вполне обоснованные послевоенные амбиции курян диктовали высокий уровень работ.
Стены вестибюля кинотеатра были расписаны с изображением сюжетов из истории страны после Октябрьской революции. Это создавало едва ли не музейное настроение, что в таком помещении было весьма уместно. Остается добавить, что в этом кинотеатре были читальный зал, два буфета и прекрасный оркестр (перед вечерними сеансами). На зимних школьных каникулах перед утренними сеансами в вестибюле проходили новогодние представления – здесь устанавливали едва ли не главную в Курской области елку.
Одним словом, ни один из прочих курских кинотеатров не мог соперничать с «Октябрем». Недаром этот кинотеатр некоторое время считался лучшим в РСФСР. Таким он и останется в памяти многих курян.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...