Семейное перевоспитание
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


С этого года в трех школах города и одном детском саду внедрили новую образовательную программу.    
Один из авторов – Вера Глевицкая, заведующая лабораторией дошкольного образования и семейного воспитания КИРО, – рассказала «ГИ» о новшествах.
– Что принесла программа в школьную жизнь?
– Раньше родителям рассказывали, как воспитать детей, сейчас – как воспитать будущих мам и пап. Семейная жизнь ребенка в будущем зависит от атмосферы в его детстве. Просвещаем родителей по поводу психологических особенностей разных возрастов, касаемся вопросов психосексуального и гендерного воспитания. Обсуждаем, как хвалить ребенка, как и за что наказывать. Рекомендуем организовывать семейные клубы, психологические гостиные, дни родительских встреч, одновременные классные часы: с родителями беседуют педагоги, с детьми – студенты-волонтеры. В целом программа гибкая. Школа вправе выбирать методы работы самостоятельно.
– Почему возникла необходимость внедрения новой программы? Старая работала неэффективно?
– Потребность озвучили сами родители. Более 20 лет в регионе работала программа «Семья»: женщины получали информацию о беременности, родах и воспитании детей. Мамы-участницы предложили расширить тематику занятий. Под руководством авторов программы «Семья» (Людмила Оловаренко и Марина Газазян) сотрудничали с медицинскими и социальными работниками. Со специалистами в области семейного воспитания оценивали результативность программы. Пришли к выводу: нужно объединить труд медиков, педагогов, психологов и юристов от образования в одну систему. В 2012 году при поддержке регионального отделения ОНФ, Национальной родительской ассоциации, Ассоциации приемных родителей разработали ряд предложений. В 2015-м представили готовую программу. В этом году ее апробируют в школах  №№18, 45, 59 и в детском саду №98.
Федеральный государственный образовательный стандарт многое изменил в образовательном процессе. Раньше школьные психологи и педагоги проводили диагностику и разрабатывали рекомендации, теперь в их обязанности входит и консультирование. Потому они часто обращаются к нам за помощью.
– Как распределяется ответственность между школой и семьей в воспитании ребенка?
– По закону образование и воспитание ребенка – задача родителей. Школа встает на защиту прав ребенка, когда возникает конфликтная ситуация. Мы учим педагогов алгоритму действий в кризисных ситуациях. Учим работать с детьми из неблагополучных, неполных семей, с семьями в процессе развода. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы, ссылаясь на плохое самочувствие. Куда обращаться – к родителям, школьному психологу, медику или к директору школы? В первую очередь, нужно прислушаться к ребенку, понять, идет ли он на контакт, а потом искать помощи со стороны. Была ситуация, когда ребенка дома наказали ремнем и пригрозили: если расскажет – получит еще. Он пришел в стрессовом  состоянии в школу. Когда товарищ попытался с ним заговорить, тот всю агрессию выплеснул на него. Что обычно делают учителя? У них инструкция – обращаться к родителям. Но в данном случае целесообразней сначала поговорить с ребенком.
Другая ситуация: ученик спит на занятиях. Реакция учителя – поставил «два», наказал, вызвал родителей. Но мудрый педагог один на один поговорит со школьником, а возможно, и с родителями, попробует проявить понимание.
– Значит, стоит и родителей «перевоспитать»?
– Перевоспитывать  неэффективно, нужно обучать! На занятиях родителей знакомят с основами семейного права, с ответственностью, которую они несут за ребенка по закону. Медработники рассказывают о половом воспитании детей, психологи – об особенностях развития ребенка, о разрешении кризисных моментов. Помогаем родителям ответственно относиться к своей роли.
– Взрослые охотно посещают занятия?
– Да! Более того, с каждым разом на них приходит все больше мам и пап. Спасибо за это учителям, поддержавшим инициативу.
– А если семья не хочет участвовать в жизни школы?
– Хочет семья или не хочет, она уже участвует в жизни школы, потому что там учится ребенок. Даже если мама и папа слишком заняты, они помогают хотя бы в каких-то ключевых моментах с уроками, ходят на родительские собрания. Была ситуация, когда молодая мама не устояла перед ребенком, который говорил: у всех мамы участвуют в праздниках, а ты нет. Активнее стали и папы. В одной школе педагог привлекла пап к съемке классных мероприятий (линейки, День матери, новогодние утренники). А папы и рады блеснуть творческими умениями, и дети ими гордятся.
– Если в семье проблемы, как педагог может повлиять на ситуацию?
– Педагоги и психологи должны проявлять инициативу первыми, иначе получится бесконечное переваливание ответственности. Не должно быть равнодушного отношения к обязанностям. Знаю психологов, которые активно сотрудничают с правоохранительными органами, и в школе дети получают дополнительно юридическое образование: к 14 годам каждый ученик знает, какую ответственность несет и за что. Был такой случай в районной школе: учительница обратилась к родителям с просьбой о помощи – у способной девочки пьющая мать. Назревал вопрос о лишении прав. Тогда родители одноклассников стали навещать эту маму, помогать ей. Педагог держал ситуацию на контроле. Благодаря совместным усилиям маму выдали замуж, нашли ей работу, ситуация стабилизировалась, дочку вернули в семью. В педагогической работе нельзя забывать о личной ответственности перед ребенком.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...