Абхазия. Послесловие к отпуску
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


За окном слякоть, сеет мелкий дождик, люди нахохленные, с зонтами... Даже не верится, что всего несколько дней назад у ног плескалось ласковое море, дул теплый ветерок, а над головой светило южное солнце...    
Речь о славной Абхазии, которую сегодня нечасто увидишь на страницах рекламных проспектов. Однако среди россиян много тех, кто сохранил былую отпускную верность этим местам (я один из них). А конкретно – селу Лидзава Пицундского района, известному еще под названием «Рыбзавод». Впрочем, на месте этого предприятия лишь остовы цехов, разрушенных во время грузино-абхазской войны. Однако сохранился заводской пирс, откуда регулярно отходит на экскурсии местный круизный «лайнер», переделанный из рыболовного сейнера. Носит это «чудо» морской техники громкое название – «Герой Абхазии».
…Прибываем на железнодорожный вокзал Адлера (кстати, Adler – по-немецки «орел»). Сразу окружают «бомбилы» – таксисты: «Куда ехать, дорогой?!». А ехать нам до реки Псоу, до самой границы. Можно добраться за 500 рублей, но если разобраться в многообразии маршруток и автобусов, то вполне реально и за 20.
Езды до границы – минут 40… Два контрольных пункта – наш и абхазский. В «несезон» народу немного. А вот и Абхазия! Небольшая площадь, похожая на автостанцию советских времен, опять куча «маршруток» – от допотопных «рафиков», до тонированных «мерседесов». Никаких диспетчеров – полное саморегулирование. До Пицунды – 150 рублей, до рыбзавода – 200.
И вот мы мчимся по дорогам солнечной Абхазии. Солнца, правда, на данный момент нет, зелень горных склонов перекрывают свинцовые тучи, но все равно  красиво. А справа манит и завораживает морская гладь.
За окнами маршрутки пролетает Старая Гагра. Красиво, но нам дальше. А вот и поворот на Пицунду. Надо сказать, что Пицунда – это мыс. Его за миллионы лет намыла впадающая здесь в море Бзыпь (или Бзыбь), вторая по величине река Абхазии. Место это было топкое, однако абхазы засадили мыс эвкалиптами, которые, как насосы, осушили почву, и здесь появилась другая растительность, в частности, знаменитая пицундская сосна – иголки до 10 см и шишки, как кедровые, по размаху. Однако встречаются и болотца, заросшие бамбуком, – совсем как во Вьетнаме или Таиланде.
Пицунда! Самый «крутой» пансионат – четыре «звезды». Называется он «Самшитовая роща» и действительно находится на территории таковой. Среди минусов: располагается пансионат на месте впадения Бзыпи в море. Холодная вода из горной реки понижает температуру морской. Кроме того, крупная галька на пляжах и открытое море: когда штормит, с другой стороны мыса, в бухте, сравнительно тихо. Туда-то мы и едем. Итак – Лидзава, «рыбзавод»! Приехали, однако. Конечная остановка, далее пешком.
Кругом частный сектор, практически везде таблички: «Сдаются комнаты». Цены примерно одинаковые – 350-400 рублей. Если полезть в гору, можно найти и дешевле. Уровень сервиса вполне сносный.
Дворик дома, где мы остановились, довольно живописный. На входе растет развесистая облепиха. Не такая, как у нас, а с круглыми, розово-фиолетового цвета ягодами. Посреди двора – кокосовая пальма с орехами. Они здесь не вызревают до конца, просто для красоты. Дальше карабкается в гору сад. Там зреют хурма, которую издали приняли за яблоки, гранаты и, конечно, знаменитые абхазские мандарины. Пока еще зеленые, словно лакированные, от листьев по цвету неотличимы…
Разместились – и к морю! Галька в этом месте менее крупная, встречаются и песчаные места, особенно дальше по берегу, в сторону Монашеского ущелья. Вода в море, несмотря на небольшой накатик, прекрасная – около 23 градусов, воздух – 25-27. На календаре конец сентября.
Цены на фрукты-овощи высокие: инжир – 280 рублей, арбуз – 25 (в Курске – 7-9 рублей!), картошка – 17. Палочка шашлыка – 250 рублей (100 граммов). Однако мы отдыхать приехали, а не отъедаться!
Экскурсии – на любой вкус и кошелек. Много маршрутов по святым местам Абхазии. Здесь христианство возникло гораздо раньше, чем в России. Есть очень древние монастыри и церкви. Среди них, конечно же, Новоафонский. Вид оттуда чудесный, но внутри монастырь сильно нуждается в реставрации. Нельзя не упомянуть рукотворный водопад в Новом Афоне. Это Николай II в начале прошлого века подарил монастырской братии гидроэлектростанцию, которую и вращал данный водопад. В благодарность монахи посадили кипарисовую аллею, которая до сих пор зовется «царской».
Знаменитая Новоафонская пещера... Вход, как в фойе кинотеатра, едешь дальше – попадаешь в метро. Маленький состав везет в глубину горы, выходишь и – ах! Такая вокруг первозданность! Огромные залы, гроты, узенькие переходные мостики, сталактиты, сталагмиты причудливой формы. Вот известковые образования сложились в подобие зловещего человеческого черепа огромного размера, который еще и подсвечен снизу красным. Да и экскурсовод вдруг возьмет и погасит скудный, но все-таки свет. А как подумаешь, сколько над тобой камня – жуть берет. Кстати, в этих пещерах время от времени проводят концерты, акустика отличная…
А озеро Рица! Стоимость поездки – 800 рублей с человека. В экскурсию входят посещение пасеки, сыроварни, винного погреба – все с дегустацией, Голубого озера и водопадов. Того, кто видел водопады Камчатки и Курил, эти «бурные потоки» впечатлят мало, однако – вкупе с местными легендами – вполне убедительно.
Свежеприготовленный абхазский сыр по вкусу точь-в-точь наш «колбасный». За две бутылочки «горного» меда просят 1000 рублей. Здесь же можно сфотографироваться в образе Дато Туташхия – бурка, папаха, древняя берданка наперевес. Экзотика!
Поднимаемся в горы выше, уже близко к 1000 метрам над уровнем моря. От перепада давления слегка закладывает уши. Дорога поворачивает порою чуть ли не под прямым углом. А вот и обрыв, именуемый «Прощай, Родина!». Глубина где-то полкилометра. Называется так потому, что во время Великой Отечественной немало машин с бойцами и без них оказывались его жертвами…
Далее спуск на 400 метров в котловину между гор, где и находится славное озеро. Минуем водопад «Молочный» и выезжаем на территорию дачи Сталина, которая ныне является правительственной дачей Абхазии. Одноэтажное, мрачновато-зеленого цвета здание внутри поражает строгостью интерьера.
Накануне на вершины, окружающие котловину озера, выпал снег. Зрелище феерическое, воздух – непередаваемый. Ну, конечно, традиционный шашлык (300 рублей), чашечка вкусного кофе (40 рублей), затем полчаса личного времени – на прогулку по берегу. Кругом сувенирные лавки: ножи, папахи, магниты... И опять разнообразие экскурсий. Скажем – на альпийские луга. Весной там очень красиво, ниже снежной полосы – черные тюльпаны. Таких нет даже в Голландии. А еще можно покататься верхом или нырнуть с аквалангом. Цены вполне доступные. В море, метрах в ста от берега, есть кусок скалы с пещерой под водой – очень живописное место. Одна из легенд гласит, что именно здесь снимался эпизод из «Бриллиантовой руки», где Миронов оказался на «необитаемом острове». Хотите посмотреть на Пицунду с высоты «птичьего полета»? К вашим услугам  маленький самолетик, типа ЯК-12, который за 2 тысячи рублей полчаса покатает над городом и окрестностями.
На флаге Абхазии изображена открытая ладонь, что символизирует дружелюбие здешнего народа. Специально смотрел в международном флажном своде  ни у кого больше такого нет. Существует легенда, что когда Бог раздавал землю, абхаз пришел последним, когда уже ничего почти не осталось. «Где шлялся? – грозно спросил Бог. – У меня уже все закончилось!». «Прости, Господи, – смиренно ответил абхаз, – но у меня были гости, и я не мог их оставить». Господу так понравился ответ горца, что он отдал ему кусочек земли, который оставлял для себя.
А гость для абхазца по-прежнему – святое. Многонациональная страна, но можно различить, где кто живет. У русских   перед домом – клумбы, палисадники с цветами. У армян – фруктовый сад. А у абхазца – обширная поляна для приема гостей. Так что русское выражение «накрыть поляну», скорее всего, имеет абхазские корни.
Ваш покорный слуга на себе испытал абхазское гостеприимство. Стою в Пицунде на остановке, жду маршрутку на рыбзавод (20 рублей). Вдруг подъезжает иномарка: «Тебе куда?». Отвечаю. «200 рублей», – говорит «иномарка». Отказываюсь – дорого. «Слушай. Что, отпуск ехал, деньги не брал? Как так?» – спрашивает водитель. «Все, – говорю, – кончились деньги, завтра уже уезжаю». В ответ широко распахивается пассажирская дверь: «Садись, дорогой, хорошо гулял, уважаю! Денег нет – так довезу!». Такое вот гостеприимство. Вообще, надо сказать, народ здесь добрый и спокойный. Да вот хотя бы на примере дорожного движения. Пицунда – городок небольшой, однако есть и светофоры, и «зебры пешеходные». Но это неважно, тебя  как пешехода пропустят в любом месте, едва  подойдешь к поребрику. Или вот такая картинка: посреди проезжей части вдруг останавливаются два автомобиля, едущие навстречу друг другу, и водители начинают оживленную беседу. Просто решили обсудить вчерашний футбольный матч. И никто не сигналит, не возмущается. Все с пониманием объезжают: друзья встретились, святое дело… Вот водитель-абхаз сел обедать, при этом взял рюмочку чачи или стаканчик вина – вполне нормально! Даже в объявлениях о транспортных услугах отдельной строкой указывается: «В Россию – трезвый водитель». Питейная культура у этого народа вообще высокая. Пьяного видел только одного, да и тот, как выяснилось, не абхаз.
30 сентября абхазы отмечали свой День победы. 23 года назад они победили в грузино-абхазской войне и стали независимым государством. Шрамы той войны видны до сих пор. Это – развалины упомянутого уже рыбхоза, вокзал в Гудауте – сгоревший, иссеченный осколками и пулями, проглядывающие кое-где пустыми амбразурами долговременные огневые точки…Я не видел, как абхазы встречают 9 Мая, но знаю, что по уровню народного ликования это вполне сравнимые праздники. Абхазия вообще очень благодарна России за помощь, оказанную в трудное время. Множество ее жителей имеют двойное или российское гражданство. Так, например, наши квартирные хозяева пенсию получают в Адлере. Словом, абхазы и так по натуре гостеприимные, к россиянам относятся с особенным теплом. И уж как трудно было мне, старому морскому волку, избежать всех тех рюмочек и стаканчиков, предложенных хозяевами с неизменным тостом – «За Победу!».
И еще. Привыкшие к высоким тарифам и счетчикам, мы и там старались все время гасить свет – в душе, туалете, во дворе. На это хозяева говорили: «Зачем? Пусть горит! Светло во дворе будет!». Оказалось, что они платят всего 40 копеек за киловатт. Бензин 92-й стоит 33 руб/литр, в Адлере – 36,50 руб.
Впрочем, это уже другая тема. А пока из солнечной Абхазии поезд несет нас в дождливую и холодную, но такую родную курскую осень. Между прочим, пора сажать чеснок... За окном проплывает транспарант: «Последний срок уплаты имущественного налога – 1.12.16». И три восклицательных знака. Все – мы дома!
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...