Наши, курские, нас не оставят в беде…
12+
Свежий номер: 9 августа 2022 (4792)
тираж номера: 2670 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Электронная копия газеты Оформить подписку
Наши, курские, нас не оставят в беде…


Каких православных святых, которые родились или жили в Курске, вы знаете? Наверняка, имя Серафима Саровского известно многим. В меньшей степени – имя Феодосия Печерского. Про остальных большинство из нас слыхом не слыхивали.    
А ведь существует даже официальный праздник РПЦ – Собор Курских святых – в честь угодников Божиих, кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии. Празднуется он 19 июля, учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации  Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима. «ГИ» расскажут о некоторых святых, которые входят в Собор.
ДАМИАН, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Курской губернии, умер 3 ноября 1937 в Левашовской пустоши.  Епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Обоянский. Причислен к лику святых РПЦ в 2000 году.  Окончил Курское духовное училище, Курскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905) со степенью кандидата богословия, Санкт-Петербургский археологический институт. Псаломщик Спасо-Преображенского собора города Путивля, надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища, священник церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины). В 1904-1905 годах – благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба. 27 ноября 1904 года, спустя несколько лет после смерти жены,  пострижен в монашество с именем Дамиан. С 1905-го – преподаватель Смоленской духовной семинарии,  с 1907-го – смотритель Старооскольского духовного училища, с 1908-го – смотритель Обоянского духовного училища. В июле 1911-го назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С апреля 1918-го – епископ Переславский, викарий Владимирской епархии. В сентябре 1920-го Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время Гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Специальным предписанием ВЦИК он был освобожден из тюрьмы. 2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением обновленческого ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте. В 1922-м арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года выслан на два года в Туркестан. С 1927 года – архиепископ Полтавский и Переяславский, с 25 апреля 1928-го – архиепископ Курский. 22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года приговорен постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937-го расстрелян в Левашовской пустоши.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых как священномученик.  У архиепископа Дамиана были два сына – Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).
ИСААКИЙ, в миру Иван Иванович Антимонов, преподобный. Родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городских храмов. Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила. И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни. Под духовным руководством Оптинского старца преподобного Макария прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, работал  переплетчиком книг. В 1855 году он принял рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия. А еще через два года, в 1862-м, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, обновляется и строится вновь. Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России. Но здоровье настоятеля  стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. 22 августа/4 сентября 1894 года  он умер.
ИОАНН ЗАТВОРНИК, в миру Иван Крюков, преподобный, родился в 1795 году в Курске. После смерти жены в 1839 году поступил в Глинскую пустынь. Отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве.
Через 7 лет  пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители.  В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, перешла на жительство в Святогорский Успенский монастырь. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. В 1850 году по благословению настоятеля он затворился в одной из пещер. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн. Подвижник прожил в затворе 17 лет. По воспоминания современников, старец обладал даром рассудительности, прозорливости и чудотворений. Умер 24 августа 1867 года. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской православной церковью к лику святых. Ежегодно в день памяти преподобного – 24 августа совершается крестный ход вокруг обители  – с его мощами, на который собирается до 10 тысяч паломников.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

Город
Происшествия
Культура
Спорт
Новые
Власть
Актуально
Общество
Пандемия COVID-19

Тайны авдеевских людей

Тысячелетия назад по курской земле ходили ловкие охотники на мамонтов. Ученые до сих пор не могут разгадать все ребусы и загадки их эпохи. Одной из важных стран...

Новые

Жители могут предложить рабочие варианты

В концертно-творческом центре «Звездный» состоялись финальные тематические обсуждения генплана с жителями города. За круглым столом поговорили о необходимости р...

Новые

Профессионалов экономики и менеджмента в мэрии ста...

В Курском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 24 июня состоялось торжественное подписание договора о практической подготовке...

Новые

Погодная аномалия увеличила потребление воды

В связи с сухой и жаркой погодой объем потребляемой горожанами воды возрос более чем в два раза.

Новые