На расстоянии вытянутой руки
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
На расстоянии вытянутой руки


Сегодня в России в четвертый раз отмечают День местного самоуправления. Праздник молодой. Введен указом президента 10 июня 2012 года.    
Об особенностях местного управления в Курске «ГИ» поговорили с главой города Ольгой Германовой.
– Ольга Михайловна, что думаете о празднике, нужный ли?
– Приятно, что на федеральном уровне отметили и выделили самый низовой уровень народной власти, уровень муниципальный. Муниципальная власть, по выражению нашего президента, находится от людей «на расстоянии вытянутой руки». Куда в первую очередь идет человек с проблемами и предложениями? Где он быстрее всего может найти отклик? Именно у местной, муниципальной власти. Люди считают, что власть муниципальная в ответе за все. В ряде случаев, когда объясняешь, что обсуждаемый вопрос не относится к полномочиям муниципалитета, он  регионального или федерального ведения, люди искренне удивляются. Они говорят: «Не понимаю, как это к вам не имеет отношения. Мы же с вами здесь живем». И, наверное, они во многом правы. Местная власть в ответе за все аспекты жизни горожан.
– Каковы, на ваш взгляд, особенности местного самоуправления?
– Первое: система управления должна быть открыта, понятна и эффективна. Сайт главы города обеспечивает открытость. Работают раздел и архив новостей, страницы каждого депутата, рубрика «Открытый диалог. Обсуждаем вместе». Деятельность депутатов можно отслеживать практически в режиме онлайн. Более того, в 2015 году приняли поправки в Устав города, которые обязывают депутатов открыто отчитываться о доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супругов и малолетних детей. Депутаты теперь не могут иметь зарубежных счетов и недвижимость. Плохо понятна курянам нынешняя система двух глав: глава города и глава администрации. С нового созыва глава будет один. Его изберет КГС из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Глава будет возглавлять администрацию города. Руководить КГС станет его председатель. Кроме того, в городе работают система общественных советов, множество партий и общественных объединений.
– Как эта система контролируется?  Кому она подотчетна?
– По Конституции легитимным источником власти является народ. Поэтому система социального управления подотчетна простым гражданам. Перед Горсобранием в течение года отчитываются глава Курска, глава администрации города, председатель контрольно-счетной палаты Курска, начальник управления внутренних дел по городу Курску дважды. Отчеты до официального зачтения размещаются на сайте главы города, можно ознакомиться со всеми материалами, цифрами, статистикой и аналитикой и задать интересующие вопросы.
– Насколько муниципальное управление независимо, автономно?
– Мы живем в единой стране. Поэтому между различными представителями системы управления должны быть прочные связи, чтобы вся система работала синхронно. Так, КГС постоянно работает с облдумой. Горсобрание приводит при необходимости акты в соответствие с региональным и федеральным законодательством и обращается в облдуму с законодательной инициативой. По насущным вопросам социального управления проводятся круглые столы и публичные слушания.  Только в прошлом году мы провели 34 публичных слушания. Тематика разнообразная: бюджет, Устав города, Правила застройки и землепользования, Генплан города и другие. Любой горожанин может заявиться на слушания, прийти, высказать мнение, внести предложения в резолюцию слушаний. Чтобы повысить роль молодежи в управлении городом, 5-й созыв Горсобрания создал молодежный совет. Уже работает второй созыв молодежного совета. Отбор шел не просто по личным качествам, а по представленным проектам. Сейчас эти проекты молодежный совет реализует, что идет только на пользу социальному управлению и городу.
– Муниципальное управление – это управление социальное. Как оно работает на примере города Курска?
– Социальное управление решает в первую очередь задачи социальной политики, устанавливает приоритеты, цели и задачи. Например, в Курске бесплатный проезд школьников в муниципальном транспорте. Практически ни в одном из городов такой льготы не осталось. Город  принял на себя эти социальные обязательства. Так же,  финансируем молочную кухню, «Социальную гостиную», отлов бродячих собак. По закону мы эти деньги могли бы и не тратить. Но в таком случае финансовая нагрузка ляжет на малообеспеченные слои. Что мы тогда поставим под удар? Детей из малообеспеченных семей, которые ездят заниматься в учреждения дополнительного образования, в музыкальные, художественные и спортивные школы. Семьи с малолетними детьми. На улицах бы стало опасно ходить из-за бродячих животных. Тех же детей меньше стали бы выпускать из дома в кружки и секции или просто погулять. В городе бы упал уровень образованности детей. Какие-то семьи, при отсутствии молочной кухни, не стали бы рожать ребенка. При отсутствии «Социальной гостиной» некуда было пойти людям, которые неожиданно оказались в тяжелейшей жизненной ситуации. Сюда же пример – «бэби боксы». Когда первый такой анонимный «бокс» появился в Курске, многие говорили о поощрении греха, о том, что матери станут бросать детей. И что? Число отказных детей больше не стало, а вот число убийств новорожденных сократилось.
– Оцените эффективность местного самоуправления в Курске.
– Социальными процессами управлять нужно и можно. Главная цель – улучшение жизни людей. Человек должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне, ощущать свою безопасность, должен знать, что можно планировать жизнь на годы вперед. Этому служат социальное проектирование и социальное управление. Приведенные   факты показывают, что у нас есть система социального управления, довольно эффективная, решающая многие социальные задачи курян. Так, в Курске бюджет 2016 года был принят 24 ноября 2015 года. За месяц до этого, как положено, прошли публичные слушания, на которых высказали рекомендации. Их учли, бюджет доработали и спокойно приняли. А вот иногородний пример сбоя такой системы управления. В Южно-Сахалинске по бюджету 2016 года только публичные слушания прошли 11 декабря (!), в Нижнем Новгороде – 10-го. Бюджет можно принять строго  через месяц после этого, это закон. То есть, первые дни 2016 года эти города работали без бюджета. Значит, не было единства в социальной политике, а так как бюджеты городов социально ориентированы, то и не было  эффективного социального управления.
Поздравляю всех работников органов местного самоуправления, всех курян с Днем местного самоуправления. Желаю всем успехов.
– Мы, в свою очередь, поздравляем с этим праздником вас, Ольга Михайловна. Спасибо за интервью.
Никита ТИМЕРКАЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...