Без нервных срывов
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Без нервных срывов


Как будто только вчера готовились «первый раз в первый класс» – выбирали одежду и обувь, покупали принадлежности.  А учебный год уже заканчивается. Дети устали, родители на нервах – впереди итоговые испытания...    
– Ну когда уже каникулы? – спрашивает дочка каждый день.
Знаю, устала. Осталось полтора месяца потерпеть и напрячься. Учительница «порадовала» –  впереди итоговые тесты по всем предметам. Читать – не менее 45 слов в минуту, решать примеры и задачи, отличать джунгли от тропиков...
– Первый класс сложный – происходит адаптация, – говорит педагог-психолог центра развития ребенка «Спектр» Елена Головлева.  – Под школьный темп сразу подстроиться невозможно. На дом задают много. Программа настолько сложная, что некоторые моменты непонятны и родителям.  Отсюда накапливается усталость, раздражение. Четвертая четверть – самая трудная. Детский организм требует отдыха. Могут быть нервные срывы, нежелание идти в школу.
А тут еще и подготовка к тестам... Что делать родителям?
– Советую успокоиться, – говорит Елена. –  За год дети получили много новых знаний, приобрели необходимые навыки. Не вижу смысла готовить ребенка усиленно. Домашнее задание делают – значит готовы к проверке.  Дополнительная нагрузка к хорошему не приведет. Успокойте малыша перед контрольной. Скажите, что это как домашняя работа, в которой нужно показать, что ты знаешь. Оценки учителя не ставят. И даже если итоговые результаты не на высоте, то это ни о чем не говорит:   может, сынок или дочка плохо себя чувствовали. Это же маленькие дети! И впереди лето, чтобы подтянуть ребенка. Продаются пособия «Я закончил первый класс» – позанимайтесь.
Если говорят, что  ребенок отстает по всем предметам,  необходимо привлекать специалистов. При нормальном развитии такого быть не должно.
Мамы первоклашек твердят в один голос – дети нервничают из-за оценок, которых и не ставят, а мнение учителя –  первостепенно.
Однажды дочка даже заплакала, когда, видя, как она устала, я сама в тетрадке дописала задачу.
– Неправильно, будут ругать...
Сами не ругайте детей – не требуйте невозможного. Исключение –  если ленится. А если не получается что-то –  ищите проблему, разбирайтесь.
Учитель может повысить голос или сделать замечание, если  ребенок что-то сделал не так, не по правилам, которые объясняли. Если это творческие проекты – «Моя семья», «Животные», где каждый выражает свои мысли, педагог не должен ругать за неудачу.
Другая ситуация. Ребенок на уроках долго думал, прежде чем ответить. Слово каждый раз передавали другому ученику. Через некоторое время «мыслитель» и вовсе перестал отвечать. Родители не знают,  как помочь ребенку преодолеть этот барьер. Что произошло?
– Поскольку школьник долго думал, а спрашивали в итоге другого, то ребенок решил – это норма, смысла отвечать нет, – утверждает психолог. – Поднимать руку когда знаешь, отвечал –  не выход, ведь могут и не спросить. Тогда снова засомневается – стоит ли тянуть руку?  Ребенок боится ответить неправильно, и ему нужно время для обдумывания. Совет один  – поговорите с учителем. Он должен проявить мудрость и терпение –  задать вопрос и сказать, что спросит чуть позже. Не думаю, что это сложно, зато такой подход обеспечит первокласснику комфорт и уверенность.  Как вариант – школьник может сказать или «не знаю», или «я знаю, но подумаю».

Развиваем гибкость мышления
Не каждый ребенок  обладает ею в 7-8 лет. Есть и такие малыши, которые за пару секунд готовы дать ответ на любой вопрос, но не всегда правильно.
Вопрос: почему девочка одета в пальто? Ответ: потому что огурец...
Отвечать первое, что придет в голову, – тоже нехорошо.
Поэтому необходимо развивать гибкость мышления по правилам. Родители,  пожертвуйте личным временем, специалисты обещают – оно  того стоит.
Упражнение первое.
Кидаете сыну или дочке мяч и задаете пример, допустим, 5+5...
Ребенок должен быстро ответить и вернуть вам мяч.
С каждой игрой увеличиваете темп.
Упражнение второе «Домашний боулинг».
Ставите кегли, выбиваете. Ребенок должен быстро ответить, сколько осталось...
Упражнение третье «Скороговорки».
– Эти упражнения много времени не займут, но принесут пользу и порадуют детей. Со временем появится реакция, это решит проблему в школе, – говорит Елена Головлева.
Родителям учеников начальной школы психологи советуют чаще заходить к учителям, а не четыре  раза в год на родительские собрания. Интересуйтесь, спрашивайте, советуйтесь. Тогда педагоги поймут –  вам не все равно, вы болеете за ребенка,  и помогут справиться с проблемами, пока еще не поздно.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...