– Сергей Иванович, как представлено дополнительное образование в нашем городе?
– В ведении комитета образования Курска – 7 учреждений дополнительного образования детей. Это – Дворец пионеров и школьников, Дворец детского творчества, Дом детского творчества Железнодорожного округа, Центр детского творчества, детский дом искусств «Ритм», детско-юношеский центр «Оберег», детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр имени Ульяны Громовой.
В них работают 1914 объединений по 516 программам дополнительного образования художественной, технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и естественнонаучной направленности.
Системой дополнительного образования в Курске охвачены 25399 детей, еще 6605 человек занимаются этим регулярно.
– Достаточно ли курским детям названных семи учреждений?
– Сегодня, когда финансирование дополнительного образования полностью осуществляется из городского бюджета и установлены жесткие требования по оплате труда педагогов, считаю, что количество имеющихся в городе учреждений дополнительного образования и их структура оптимальны. О сокращении в этой сфере и речи быть не может. В течение последних трех лет единственными изменениями, произошедшими здесь, были два укрупнения: ко Дворцу пионеров и школьников присоединены центр имени Преснякова и парк Пионеров, при этом их функции и штатные сотрудники сохранены.
Сейчас мы стремимся к выполнению установленного показателя 75%-го охвата городских детей услугами дополнительного образования, оказываемыми учреждениями, подведомственными нашему комитету. Проблема в том, что данный норматив с каждым годом растет, и с каждым годом примерно на 1700 человек увеличивается количество обучающихся в Курске.
– Какие услуги дополнительного образования получают дошкольники и на каких условиях?
– В наших учреждениях занимаются дети с 4 до 18 лет, число дошкольников приближается к 5 тысячам. Малышей не только готовят к школе, но и проводят занятия по логопедии, художественно-эстетическому и творческому развитию. Предшкольную подготовку и раннее интеллектуальное развитие – занимательный английский, занимательная математика – учреждения дополнительного образования оказывают за счет платных услуг. Другие направления например, хореография и вокал, для детей дошкольного возраста бесплатны. Если говорить о детях более старшего возраста, то практически все кружки и секции финансируются из бюджета. В общей структуре дополнительного образования доля платных услуг невелика: из 32 тысяч обучающихся около двух тысяч занимаются на платной основе.
– Есть ли возможность получить дополнительное образование у детей-инвалидов?
– В текущем учебном году по программам «Адаптивная физкультура», «Макраме», «Путь к творчеству», «Мастерская игры и игрушки» и другим обучаются 292 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 125 детей-инвалидов. Из них 35 человек занимаются с педагогами индивидуально на дому, остальные – в рамках инклюзивного обучения, то есть вместе с обычными детьми. Надо отметить, что дети с проблемами здоровья не только погружаются в творческую среду и развивают коммуникативные навыки, но и добиваются высоких результатов в избранном направлении. Например, есть у нас девочка-инвалид, которая за достижения в прикладном искусстве неоднократно удостаивалась стипендии главы администрации города.
В детско-юношеском центре «Оберег» занимаются 27 детей-инвалидов и 89 детей с ОВЗ. В прошлом году нашли отдельное здание на улице Резиновой, провели капитальный ремонт, оборудовали пандусы. В «Обереге» работают штатные психолог и массажисты, которые поддерживают детей в ходе учебного процесса.
– В целом по стране отмечают недостаточное количество кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу технологической и экономической безопасности России. Как развивается техническое творчество в Курске?
– Развитию технического творчества в региональном плане мероприятий уделено особое внимание.
В Курске 1006 детей из 85 детских объединений обучаются по программам данной направленности: это техническое моделирование, авиамоделирование, автомоделирование, судомоделирование и другие. Во Дворце пионеров и школьников работает секция картинга. Городские школьники в рамках освоения нового направления – робототехники второй год будут участвовать в областной смене «Юные техники соловьиного края».
В Курске в рамках городского фестиваля «Наши таланты – родному краю» проводится турнир по компьютерным технологиям. Ежегодно проходит выставка технического творчества школьников.
– Не раз приходилось видеть зажигательные выступления детских хоров, инструментальных, фольклорных и хореографических ансамблей. Юные артисты покоряют зрителей мастерством и оформлением номеров. За счет каких средств приобретают концертные костюмы?
– Бюджетное финансирование дополнительного образования в основном ограничивается расходами на заработную плату и содержание помещений – отопление, освещение и так далее. Поэтому наши учреждения активно работают в плане оказания платных услуг: организуют дополнительные секции и кружки, сдают свободные площади в аренду. Это ни для кого не секрет. Объявления о продаже меховых изделий, выставках собак или попугаев во Дворце пионеров и школьников куряне регулярно видят по телевидению. Мы вынуждены идти на это. Согласно положению, 50% денег, полученных от платных услуг, учреждения дополнительного образования направляют на развитие материально-технической базы, остальные 50% – на дополнительную оплату труда сотрудникам.
– Как выявляются юные таланты?
– В городе сложилась определенная практика конкурсов и фестивалей, победители которых награждаются различного рода дипломами, призами. В Курске ежегодно проводится более 200 мероприятий по различным направлениям интеллектуальной и творческой деятельности, в которых принимает участие свыше 10 тысяч детей и подростков. Это – «Дежкин карагод», «Солнечный круг», «Вифлеемская звезда», конкурсы театрального мастерства и другие.
Помимо городских конкурсов и фестивалей детско-юношеского творчества обучающиеся принимают участие в мероприятиях и конкурсах более высокого уровня: областных, всероссийских, международных: «Дельфийские игры», «Золотой дракон», «Детское евровидение».
Количество победителей и призеров конкурсов и фестивалей различного уровня с каждым годом увеличивается: если в 2013 году их было 3512 человек, в 2014-м – 4848 человек, то в 2015-м – уже 5028 курских детей завоевали призовые места или стали лауреатами.
– Будет ли организована в 2016 году профильная смена «Созвездие талантов»?
– С 2010 года в летний период на базе детского оздоровительно-образовательного центра имени Ульяны Громовой проводится профильная смена для одаренных детей учреждений дополнительного образования «Созвездие талантов». Здесь дети не только развивают творческий потенциал, но и развлекаются, играют, снимают накопившуюся за год напряженность и восстанавливают здоровье. В 2016 году профильная смена примет 210 курских детей.
– Что делает администрация города для мотивации учащихся в сфере дополнительного образования?
– Ежегодно по представлению учреждений дополнительного образования 15 одаренных воспитанников за достижения в различных направлениях творческой деятельности становятся стипендиатами главы администрации города, им и их педагогам вручают удостоверения стипендиатов, ценные подарки и грамоты. Кроме того, педагогам, подготовившим стипендиатов главы администрации города, устанавливается 10-процентная надбавка к ставке заработной платы или должностному окладу.
– Не конкурируют ли между собой два требования, предъявляемые к дополнительному образованию, – массовость охвата и поддержка юных талантов?
– Как говорилось ранее, не менее 75% городских детей должны быть вовлечены в систему дополнительного образования. Естественно, что все дети хотели бы продемонстрировать способности и соотнести оценку себя с мнением сверстников и взрослых. Этой цели служит фестивальное движение «Наши таланты – родному краю», в котором ежегодно участвуют более 5 тысяч курских детей.
Кроме того, для максимальной доступности услуг учреждения дополнительного образования организуют работу и на базе общеобразовательных школ.
– Занимая все свободное время ребенка кружками и секциями, не лишаем ли мы его детства?
– В школе дети ограничены рамками учебного процесса и единых для всех требований стандартов. В учреждениях дополнительного образования педагоги ориентируются на каждого ребенка, стараясь разглядеть в нем скрытые природные способности или новые грани таланта. Например, преподаватель вокала может порекомендовать записаться в студию хореографии ученику, показавшему хорошие танцевальные задатки.
Занятие по душе нередко определяет будущую профессию ребенка. В городе масса примеров, когда рисующие, поющие, танцующие или занимающиеся другими направлениями дополнительного образования дети после окончания школы поступают в профильные профессиональные учебные заведения. Более того, для достижения высоких результатов в отдельных видах искусства и спорта ребенок должен начинать осваивать их уже с 5-6 лет.
А по поводу, не лишается ли детства подрастающее поколение из-за повышенных нагрузок, не навязываем ли мы детям ненужное им обучение, могу сказать следующее: этой зимой, в период длительных вынужденных каникул наши педагоги дополнительного образования были приятно удивлены, что явка на их занятиях нисколько не уменьшилась, отсутствовали только действительно больные дети.
- Комментарии
Загрузка комментариев...