Перед торжественной частью и началом осмотра стоял легкий гул оживленных разговоров, на лицах читались усталость рабочей недели (вечер пятницы, как-никак) и нерадужное настроение от затяжных дождей. Но как засияли глаза тех, кто осматривал экспозицию, каким светом озарялись лица! Житейское многоголосье уступило место благоговейной тишине, почтительному шепоту и нежным напевам ансамбля Курской филармонии «Барокко». Хотя здесь представлены произведения не барочной эпохи «королей-солнц» и пышных императриц, а XIX-XX веков. В эту пору в России вошел в силу реализм с его ответственностью художника, с мужественно-правдивым взглядом на окружающий мир и с изумительной, микрохирургической отточенностью письма. Многим ли из сегодняшних живописцев по плечу чудесным образом представить дряхлого кота, как удалось Ивану Пелевину на картине «Глуховат», – отчетливо зримого вплоть до редких шерстинок на тощем хвостишке? Право, чтобы взглянуть хотя бы только на эту животинку, доживающую век в бедной хате вместе с хозяином-стариком, стоит отстоять любую очередь, как недавно в столице – на Валентина Серова.
В Курск доставлены творения и малоизвестных авторов вроде Пелевина, и знакомых с детства классиков: Крамского, Шишкина, Куинджи, Грабаря, Серебряковой, многих других, да и самого Серова. Как-то довелось слышать диалог по поводу ажиотажа в московской галерее. Речь шла о книге по искусству, раскрытой на «Девочке с персиками»: «Не понимаю, что гениального в этой картине! – А это не картина. Это скверно напечатанная картинка. Картина – она в Третьяковке...». Действительно, нетрудно представить радость многочисленных земляков, годами познававших мир прекрасного хотя бы по открыткам да альбомам и наконец-то получивших возможность взглянуть в живые глаза венециановской крестьянки, тропининского мещанина, ярошенковского разночинца или репинского мудреца – покровителя высокого искусства!..
Свершился праздник искусств благодаря поддержке областной администрации и управляющей компании «Металлоинвест». Как сказал на вступительной церемонии директор картинной галереи Игорь Припачкин: «Много лет губернатор Александр Михайлов ведет борьбу, как говорится, «не на живот, а на смерть» в министерствах за новое здание для галереи. Создание достойной экспозиции – большой труд. В культурных кругах, увы, нечасто открыто признают, что ни одна крупная выставка ни в стране, ни за рубежом (а мы ведь участвуем и в таких событиях) не обходится без спонсоров. Иначе любая благородная идея так и останется не больше, чем идеей».
В числе преданных почитателей бессмертного художественного наследия и глава города Курска Ольга Германова. «То, что картины могут посмотреть все желающие, – большое достижение, – поделилась размышлениями Ольга Михайловна на вернисаже. – Не каждый бывал в Петербурге, к тому же вход в музей там недешев (взрослым – 300 рублей, студентам – 150). Здесь – в десять раз демократичнее! Полагаю, все куряне обязательно должны увидеть эту выставку. Это отличное средство воспитания – на произведениях искусства».
И впрямь, минута-другая у пронзительных холстов «Без кормильца» Карла Лемоха или «Маленькая няня» Харитона Платонова, понятных даже дошкольникам, заменяет целые уроки по истории с трудно воспринимаемыми сводками. Маленький этюд Козьмы Петрова-Водкина открывает неземную красоту в обычных (и уж, конечно, не глянцево-импортных) яблоках. А волшебство Исаака Левитана, когда словно щемящая нота звучит над обыденным деревенским пейзажем с крестьянскими дощатыми постройками!.. Побывать в сокровищнице Михайловского дворца (так именуется главный из корпусов, составляющих петербургскую достопримечательность) куряне могут до 22 мая.
- Комментарии
Загрузка комментариев...