Лучше неба может быть только небо
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Лучше неба может быть только небо


«Защитникам курского неба» – такая лаконичная табличка висит на самолете-памятнике МиГ-19 у КПП военного городка Халино.  Некогда бравый, теперь МиГ на пенсии: немного потерт, помят, кое-где  по кромкам проступает ржавчина...    
Жизнь военного городка, как кажется со стороны, вполне размеренная, здесь никто никуда не торопится.  Излюбленный вид транспорта местных жителей – велосипед. Скорость передвижения пешеходов  –  прогулочный шаг... Но вдруг  картина меняется, и причина тому –  грузовик, подвезший топливо. Водитель привез авиационный керосин, а значит – скоро полеты.
Военный городок продолжает жить своей жизнью, а вот на территории истребительного полка заметно броуновское движение. Летчики и обслуживающий персонал суетятся на взлетной площадке, начальство ежеминутно отвечает на телефонные звонки. Подготовка не останавливается ни на секунду.

Ястребы
Главным и единственным условием посещения военного аэродрома, базирующегося в Халино, стала полная анонимность. Никаких лиц и имен, подробностей биографии. Зато был  полный доступ к самолетам, которые как раз готовили для вылетов.
Несколько МиГов стояли вдоль взлетной полосы. Их внешний вид завораживал: 13-тонная стальная конструкция прогревала широкие крылья, то и дело поблескивая своей новизной на солнце. Модель МиГ-29 довольно старая, но благодаря удачной конструкции актуальна до сих пор. Впервые самолет взлетел в далеком 1977 году, в Вооруженные Силы поступил значительно позже – в 1983-м. Для курского авиационного полка закуплены последние модификации МиГов – 29 СМТ. Самолет способен развить скорость до 2500 км/ч и подняться на 18 тысяч метров в любых метеоусловиях.
Тщательное изучение авиапарка прерывает громкий звук, напоминающий крик ястреба.
–  Этот звук передается по громкоговорителям, чтобы отпугнуть со взлетной полосы птиц, –  пояснил бывший летчик, а ныне фотокорреспондент «ГИ» Валерий Безугольников. – Попадание птиц в двигатели приводит к экстренной посадке. И это – в лучшем случае.
«Искусственный» ястреб еще некоторое время полетал над взлетной полосой и скрылся в одном из ангаров.

Ростовский парень
К нам подошел худощавый молодой человек в летной одежде и со шлемом в руке.
–  Надолго? – уточнил он у нас.
Летчику важна эта информация, ведь расписание в день полета сверяется по минутам. Нам повезло – до его вечерней смены еще оставалось время, чтобы поговорить.
Мы немного походили и остановились напротив одного из самолетов. Шум мешал светской беседе,  приходилось переходить на крик.
–  У меня отец летчик, поэтому моя судьба была предрешена,  –  Станислав, так назовем парня, с какой-то нежностью посмотрел на шлем, который все это время держал в руках. – Но я не сразу пришел к этому, хотя и учился в спецшколе с летным уклоном. Только там и загорелся небом: полюбил высоту и чувство полета. Но только не свободного. Я достаточно занимался парашютной подготовкой, но становиться мастером в этой области  не горю желанием. Слава Богу, летчики нечасто оказываются в воздухе вне кабины самолета.
В Курский гарнизон Станислав попал по распределению. Сам он родом из Ростова. Как и положено летчику, успел вдоволь попутешествовать. Практику проходил в Армавире. Там он впервые почувствовал себя пилотом.
–  Первым самолетом стал для меня ЯК-52, –  вспоминает Станислав. – Тогда мне он казался шустрым и маневренным, но практика показала, что это далеко не так. Потом был уже ИЛ-39. Очень интересная машина. Но круче МиГа нет ничего. В нем объединилось все: скорость, маневренность, удобство.
Станислав бодр и энергичен. Волнения перед полетом не ощущает. Все благодаря подготовке  и хорошему сну. За день до вылета начальство собирает пилотов и ставит перед ними задачу. Сообщают и о вероятной погоде. Затем работа на тренажерах и небольшие экзамены, посвященные возможным чрезвычайным ситуациям. Ровно в шесть пилоты отправляются по домам. Чуть ли не в приказном порядке, они должны спать минимум восемь часов. Все для того, чтобы  отогнать сонливость во время полета. Так как Станислав должен был лететь в вечернем потоке, спал он чуть дольше.
В день полета он вместе с другими пилотами получил уточненные данные по погоде и вновь сел за тренажер. Повторенье – мать ученья.
–  Раньше мне казалось, что нет ничего сложнее взлета и посадки, но здесь мнение быстро изменилось,  –  признается Станислав. – С прохождением летной программы появляются сложные элементы. Но выучить их  относительно просто. Сложнее, когда их нужно выполнять в группе. Приходится летать буквально в нескольких метрах друг от друга. Но все это не просто выкрутасы. Каждый элемент там или иначе используется в реальных условиях. Все в нашем обучении взаимосвязано.
В том числе и все экстремальные перегрузки, которые проводятся во время медицинского осмотра. Все летчики должны пройти центрифугу.  К этому «аттракциону», который имитирует перегрузки три и пять единиц, добавляется и барокамера.  Так имитируется набор высоты.
–  Нагрузки во время полетов высокие, но не катастрофические,  –  поясняет Станислав. – При взлете немного прижимает к сидушке, но ничего сверхъестественного. Привыкаешь.  А вот «пятая точка» действительно устает. Как, впрочем, и ноги. На педали ведь жмешь с усилием. Но об усталости забываешь, когда видишь Землю с высоты нескольких километров. Всегда она выглядит по-разному: ночью   восхищаешься иллюминацией, днем – пейзажами. Кажется, что летчики очень высоко, но мы многое видим. Забавно, когда пролетаешь над рекою и видишь, как люди на пляже загорают. Ну а сами реки, леса, поля – от них не оторвать взгляда.  Но отрывать приходится –  все-таки на посту.
Наш фотокор Валерий отошел  в сторону и начал рассматривать окружение,  выцеливая отличные кадры.
– Вы, пожалуйста, не фотографируйте пилотов перед вылетом. Даже в шлеме. У летчиков это плохая примета, –  докричался  через шум Станислав. – Я хоть  не суеверный, но и то не хочу, чтобы кто-то фотографировал.
Валерий кивнул и продолжил снимать стальных птиц.

Самый старый из полков
На территории авиационного полка расположился не только аэропорт. В одном из административных зданий, рядом с тренажерами и различными симуляторами, разместился  небольшой музей, венцом которого является карта его переездов. Все просто – Курский полк имеет богатую историю,  растянувшуюся почти на восемь десятилетий. В 1938 году в Красногвардейске на базе 13-й отдельной эскадрилии был создан седьмой истребительный авиационный полк.
–  Уже через год, зимой 1939 года, он принимал участие в финской кампании, –  рассказал заместитель командира полка по работе с личным составом.
Он выступил в роли экскурсовода.
–  Семь пилотов получили звание Героев Советского Союза. Во время Великой Отечественной полк находился возле Ленинграда. Одной из целей стала  оборона «Дороги жизни». Потом были  Венгрия, Эстония, Прибалтика. После развала СССР попали в Тамбовскую область. Во времена ельцинской смуты, в 1999 году, нас перевели сюда. Я сам был участником этого глобального переезда.
Вместе с полком переехал и музей. До нынешнего времени сохранилось не так уж и много его экспонатов. Виной тому стал потоп. Но и то, что осталось, может вызвать интерес. Например, макет ракеты ближнего боя класса «воздух-воздух» Р-60М. Тонкая, как игла,  несущая в себе смертоносный заряд. Рядом с ней – некоторые находки из близлежащего леса. Собранные силами курских поисковиков отголоски Великой Отечественной войны: бомбы, каски, снаряды, патроны.
Но по-настоящему заместитель командира полка по работе с личным составом расцвел, когда начал говорить о тренажерах. Среди них не только набор симуляторов на персональных компьютерах, но и полноценная кабина МиГ-29СМТ. Внутри – точная копия салона самолета. Все, вплоть до последней заклепки, аутентично. За время пребывания на территории полка можно было стать экспертом.
–  А рядом располагается рабочее место инструктора,  – командир указывает на небольшой компьютер с системным блоком, клавиатурой, мышкой и почти игрушечным манипулятором, имитирующим штурвал самолета. – Здесь можно настроить любые параметры: погоду, количество противников, внештатные поломки. Наши ребята должны быть готовы ко всему.
– Эх, а в наше время мы занимались на тренажерах, где кроме показаний приборов ничего не было, а весь воздушный бой имитировала фантазия,  –  заметил Валерий. – Сел, где-то что-то запипикало – вот и весь интерактив. Но ничего, и этого хватало для обучения.
Они с командиром дружно  рассмеялись.
–  Ну что, узнали все, что хотели? А то мне уже пора, времени практически нет. Все по минутам расписано,  –  завершил нашу беседу командир.

Защитникам курского неба
Старенький МиГ-19 провожал нас у КПП. После дождя он посвежел, заблестел, словно его «внук» –  МиГ-29СМТ. Вспомнилось «старичку» боевое прошлое, когда он покорял воздушное  пространство, выполняя свой долг по защите российского неба.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...